Школа – это целый мир, своеобразная модель
социума, где собрались несколько сотен детей и несколько десятков учителей. Все
люди, которые собрались внутри этих границ, очень разные по характеру,
темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Они находятся
рядом друг с другом по 4–8 часов в день, постоянно общаясь между собой. Одни
успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию.
Поэтому, школьные конфликты неизбежны. В них
бывают вовлечены учителя, ученики и их родители. Поэтому главное – научиться
выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон.
Для решения самых сложных вопросов, разобраться с
которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно. И вот тут-то на помощь может
прийти третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio –
посредничество).
Но медиация – это не третейский суд. Главное
отличие в том, что медиатор ни в коем случае не считает себя выше спорящих, не
навязывает им свое мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он как будто бы
модерирует беседу, то есть просто держит конфликтующие стороны в определенных
границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить
в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из
участников. Обидчик обязательно должен компенсировать нанесенный им ущерб. Суть
процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному
решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно
всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в
этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики
выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью. Поэтому часто
службу медиации в школе называют службой примирения.
Цель медиации заключается в поиске выхода из
ситуации, а не в поиске виноватых. И в этом, пожалуй, и состоит ее главное
отличие от арбитража, традиционного судебного разбирательства.
Примерный
алгоритм работы школьной службы примирения по каждому из конфликтов может быть
таким:
·
регистрация
заявки. Обращаться в службу примирения конфликтующие могут лично (для этого
должны быть определены дни и время приема) либо в письменной форме (на дверь
кабинета нужно повесить почтовый ящик). И, конечно, медиатор-школьник может сам
предложить свою помощь, если ему становится известно о проблемах в отношениях
других ребят;
·
встреча
сторон. В зависимости от сложности конфликта таких встреч может понадобиться
несколько;
·
контрольная
встреча спустя 2–4 недели после достижения итоговых договоренностей;
·
анализ
работы медиатора по каждому случаю. Для этого он составляет отчет-рефлексию.
После нескольких конфликтов, разобранных медиатором, возможна супервизия в
кругу коллег и с участием куратора.