РП_биология_10-11 класс

Приложение 1
к ООП СОО ФК ГОС МКОУ Мосальской средней
общеобразовательной школы №1,
утверждённой приказом № 175 от 01.09.2017

Рабочая программа учебного предмета «Биология»
10-11 классы

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,
Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый
уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 - 11
классов автора В.В.Пасечника (Программы для общеобразовательных учреждений. М.
Дрофа – 2010г) полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями,
не превыщающими требования к уровню подготовки обучающихся.
.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени
среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной
программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом
формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций.
В 10 -11 классах продолжается изучение теоретических и прикладных основ общей
биологии. Разделы и темы такие же как и 9 классе, но материал излагается на более
высоком уровне с учетом возрастных особенностей учащихся.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой
внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями учащихся.
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью
соответствуют стандарту.
В рабочей программе предусмотрено перераспределение учебного материала в
отличие от авторской. Раздел «Организм» перенесен в11 класс, а разделы «Вид. Основы
эволюционного учения» и «Антропогенез» изучается в 10 классе. Такое перемещение
материала связано с тем, что вопросы раздела «Организм» труднее усваиваются и при
подготовке к экзаменам требуют повторения. Тема «Клетка» переносится на конец года, это
связано с изучением материала по органической химии, что позволяет проводить
межпредметные уроки и способствует лучшему усвоению материала. Увеличено количество
часов по разделам, что дает возможность более глубоко изучить отдельные вопросы.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую
программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной
программой, а также добавлены дополнительные в отличие от базового уровня.
Лабораторные работы и практические работы проводятся в рамках урока и подлежат
обязательному оцениванию.
. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены
уроки –зачеты.
Рабочая программа ориетирована на использование учебника :
А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология 10 – 11 класс»: Учебник
для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 20 08 .
Общая характеристика курса
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука.
Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у
учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она
раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества,
способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени среднего
(полного) образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о
живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции. Отбор
содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым
учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной,

нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного
здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. В связи с этим особое
внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной
естественнонаучной картины мира. Основу структурированного содержания биологии в
старшей школе составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее
уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии
курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид»,
«Экосистемы».
Основные цели изучения биологии в средней школе:
- формирование систематизированных представлений о биологических объектах,
процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной,
эволюционной Ч. Дарвина), представлений о наследственности и изменчивости, об
экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых
организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом;
описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических
экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и
инструментов
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения
биоразнообразия и природных местообитаний;
- овладение приёмами работы с информацией биологического содержания,
представлений в разной форме (в виде текста, табличных данных.схем, фотографий и др.);
- создание основы для дальнейшего расширения и углубления биологических знаний и
выбора биологии в дальнейшем в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Место предмета в учебном плане
На изучение биологии на базовом уровне отводится 70 часов. В том числе в 10 – 35 часов
и в 11 классе – 35 часов. Согласно учебному плану МКОУ МСОШ № 1 к 1 часу в неделю
на базовом уровне добавлен 1 час в 11 классе и 0,5 часа в 10 классе
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В
этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени
среднего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация,
анализ, оценка.
Результаты обучения


Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню
подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования
направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно
ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической






деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной
жизни, позволяющими
ориентироваться в окружающем мире, значимыми для
сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на
воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах
деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать,
выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить
самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного
процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Содержание курса

Введение в биологию 5часов
Краткая история развития биологии. Основные направления современной биологии.
Методы исследования в биологии. Сущность и свойства живого. Уровни организации живой
материи.
Основы учения об эволюции 30 часов
Развитие эволюционного учения. Предпосылки возникновения теории
Ч. Дарвина.
Основные положения теории Ч. Дарвина. Вид и его критерии. Популяции. Генетический
состав популяций. Изменения генофонда популяции. Борьба за существование и ее формы.
Естественный отбор и его формы. Приспособленность организмов и ее значение.
Изолирующие механизмы. Видообразование и его механизмы. Макроэволюция и ее
доказательства. Система
растений и животных – отображение
эволюции. Типы
эволюционных изменений. Главные направления эволюции – биологический прогресс и
регресс. Пути достижения биологического прогресса. Правила эволюции.
Возникновение и развитие жизни на Земле 4 часа
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Развитие жизни на Земле. Усложнение живых
организмов.
Антропогенез 6 часов
Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза. Движущие
силы антропогенеза. Прародина человека. Расы и их происхождение.
Основы цитологии
Качественный скачок от неживой природы к живой. Химический состав клетки.
Органические и неорганические вещества клетки. Катализаторы. Вирусы.
Основные положения клеточной теории
Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, органоиды
клетки. Хромосомы. Многообразие клеток.
Лабораторные и практические работы
Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию
Выявление изменчивости у особей одного вида
Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора
Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора
Изучение приспособленности организмов к среде обитания
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Сравнение процессов экологического и географического видообразования
Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции.
Гомологи и аналоги
Определение систематического положения растений и животных
Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции
Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных
Строение растительных и животных клеток Приготовление препарата растительной клетки

Основы цитологии. Жизнь клетки 8 часов
Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Роль питания,
дыхания, транспорта веществ, удаление продуктов обмена. Каталитический характер
реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы
энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания.
Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его
фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.
Биосинтез белка. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации.
Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование иРНК на матрице
ДНК. Регуляция биосинтеза.
Лабораторные и практические работы.
Каталитическая активность ферментов.
Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза
Размножение и индивидуальное развитие организмов 8 часов
Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Митоз, как основа бесполого
размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы , биологическое значение.
Размножение половое и бесполое. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез.
Овогенез.
Оплодотворение.
Особенности оплодотворения у цветковых растений.
Биологическое значение оплодотворения.
Индивидуальное развитие организмов. Деление, рост, дифференциация клеток,
органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез
животных. Рост и развитие организма.
Лабораторные и практические работы.
Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.
Сравнение процессов митоза и мейоза
Наследственность и изменчивость 18 часов
История генетики. Гибридологический метод. Генетическая терминология и символика.
Гибридологический метод изучения наследственности. Закономерности моногибридного
скрещивания. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование
. Множественный аллелизм. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание.
Закон независимого комбинирования.
Хромосомная теория. Сцепленное наследование. Закон Моргана. Генетические карты
хромосом.
Взаимодействие неаллельных генов.
Генетика пола. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование, сцепленное с полом.
Лабораторные и практические работы.
Решение генетических задач.
Изменчивость. Основные формы Генотипическая изменчивость. Мутации. Классификация
мутаций. Модифиционная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности
модификационной изменчивости. Управление доминированием.

Лабораторные и практические работы.
Изучение изменчивости у растений и животных
Модификационная изменчивость. Построение вариационного ряда
Методы изучения генетики человека. Генетика и здоровье человека. Генетический прогноз и
медико – генетическое консультирование..
Лабораторные и практические работы.
Составление родословных
Основы экологии 15
Среда обитания организмов и ее факторы. Место обитание и экологические ниши. Основные
типы экологических взаимодействий. Основные экологические характеристики популяции.
Динамика популяций. Экологические сообщества. Экологические сукцессии. Основы
рационального природопользования.
Лабораторные и практические работы.
Сравнительная характеристика естественных биоценозов и агроценозов
Составление пищевых цепей
Эволюция биосферы и человек 5 часов
Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни.
Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие
на биосферу.
Календарно-тематическое планирование 10 класс 1, 5 часа в неделю
№
урока

Раздел и тема урока

Раздел Введение в биологию
1
1
1.Краткая история развития биологии
.Основные направления современной биологии
2
2.Методы исследования в биологии
3
3 Сущность и свойства живого
. Уровни организации живой материи
Раздел Основы учения об эволюции
2
4
1.Развитие эволюционного учения
5
2. Предпосылки возникновения теории Ч.
Дарвина
Основные положения теории Ч. Дарвина
6
3.Вид и его критерии

7
8
9

4. Популяции. Генетический состав
популяций. Изменения генофонда популяций
5.Борьба за существование и ее формы
6.Естественный отбор и его формы

Кол- Практическая часть
во
часов
3
1
1
1
21
1
1

1

Выявление изменчивости у
особей одного вида
Лаб работа. «Наблюдение и
описание особей вида по
морфологическому
критерию»

1
1
1

1.Сравнительная
характеристика
естественного и
искусственного отбора
2.Сравнение процессов
движущего и

Дата

10-11

7-8. Приспособленность организмов и ее
значение

2

12
13

9.Изолирующие механизмы
10. Видообразование и его механизмы

1
1

14
15-16

11 Зачетно – обобщающий урок
12- 13 Макроэволюция и ее доказательства

1
2

17

14.Система растений и животных –
отображение эволюции.

1

18
19-20

15.Типы эволюционных изменений
16-17.Главные направления эволюции –
биологический прогресс и регресс. Пути
достижения биологического прогресса.

1
2

21
20. Правила эволюции
22
21.Зачет по теме «Макроэволюция»
Раздел Возникновение и развитие жизни на Земле
3
23-24 1-2.Гипотезы происхождения жизни на Земле

1
1
4

3-4.Развитие жизни на Земле. Усложнение
живых организмов
Раздел Антропогенез
4
27
1 Положение человека в системе животного
мира
28
2 Основные стадии антропогенеза

4

25-26

29
30
31

3. Движущие силы антропогенеза
4. Прародина человека
5. Расы и их происхождение

32
11. Зачет по теме
Раздел Основы цитологии
5
33
1.Методы цитологии

2

стабилизирующего отбора
Лаб. работа. «Изучение
приспособленности
организмов к среде
обитания
Выявление приспособлений
у организмов к среде
обитания»
Сравнение процессов
экологического и
географического
видообразования
1.Сравнительная
характеристика микро- и
макроэволюции.
2.Гомологи и аналоги
Определение
систематического
положения растений и
животных
1.Сравнительная
характеристика путей и
направлений эволюции
2. Изучение ароморфозов и
идиоадаптаций у растений и
животных

Анализ и оценка различных
гипотез возникновения
жизни на Земле

6
1
1

1
1
1

1

1

Анализ и оценка различных
гипотез происхождения
человека
Анализ и оценка различных
гипотез формирования
человеческих рас

34

2 Клеточная теория
. Принцип построения клеток

1

35

3. Мембрана клетки. Пути поступления
веществ в клетку
4. Ядро, строение и функции
5. Цитоплазма. Немембранные компоненты
клетки
6. Мембранные компоненты клетки
7. Сравнительная характеристика клеток
эукариот
8. Зачет по теме «Строение клетки»
9.Особенности химического состава клетки
10 Вода и ее роль в клетке
.Минеральные вещества в клетке
11.Углеводы и их роль в клетке
Липиды и их роль в клетке
12.Строение и функции белков в клетке
13 Нуклеиновые кислоты
14. АТФ и другие соединения клетки
15. Зачет по теме «Химическая организация
клетки»
16..Строение и функции прокариотических
клеток
Сравнительная характеристика клеток про- и
эукариот
17. Неклеточные формы жизни. Вирусы
Резерв и повторение

1

36
37
38
39
40
41
42

43
44
45
46
47
48

49
50-51

Лаб.работы. Строение
растительных и животных
клеток Приготовление
препарата растительной
клетки

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
2

Тематическое планирование. Биология 11 класс
2 часа в неделю
№
урока

1
2
3
4
5-7
8

Раздел и тема урока
Жизнь клетки
1.Обмен веществ и энергии
2.Энергетический обмен в клетке
3. Питание клетки.Хемосинтез
4.Автотрофное питание. Фотосинтез
5-7 Генетический код. Биосинтез
белка
8.Зачет по теме « Жизнь клетки»

Колво
часов
8
1
1
1
1
3
1

Практическая часть

Решение задач на
генетический код

Дата

Размножение и индивидуальное
развитие организмов
1.Жизненный цикл клетки.
2.Митоз. Амитоз
3-4.Формы размножения организмов
5-6. Развитие половых клеток.
Мейоз.
7. Оплодотворение
8-10 Онтогенез.

8

1
18
1

34 -35
36
37
38

11. Зачет по теме
Наследственность и изменчивость
1.История генетики.
Гибридологический метод
2-3. Закономерности
моногибридного скрещивания
4.Множественный аллелизм.
Анализирующее скрещивание
5-6. Дигибридное скрещивание
7. Хромосомная теория. Сцепленное
наследование
8.Взаимодействие неаллельных
генов
9-10.Генетика пола
11-12Методы изучения генетики
человека
13 Генетика и здоровье человека
14-. Контрольная работа
15. Зачет по теме
16. Модифиционная изменчивость

39-40

17-18 Мутационная изменчивость

2

Основы селекции
1.Селекция.Основные методы
2.Центры происхождения растений.
Закон гомологических рядов
3. Методы селекции растений
4.Методы селекции животных
5.Клеточная и генная инженерия
Биотехнология

6
1
1

6. Зачет

1

14
15
16-17
18
19-20

21
22
23-24
25
26-27
28
29
30-31
32-33

41
42
43
44
45

46

1
1
2
2
1
2

Лаб. раб. «Выявление
сходства строения
зародышей»

2

Решение задач

1

Решение задач

2
1

Решение задач

1
2
2
2

1

1
1
1

Лаб. раб.
«Модификационная
изменчивость»
Выявление источников
мутагенов окружающей
среде(косвенно)и оценка
возможных последствий их
влияния на организм

Анализ и оценка
эстетических аспектов
развития некоторых
исследований в
биотехнологии

47
48-49
50
51-52
53
54
55
56

57
58
59
60
61

62
63
64
65
66-68

Основы экологии
1.Что изучает экология
2-3.Среда обитания организмов и ее
факторы
4.Место обитание и экологические
ниши
5-6 Основные типы экологических
взаимодействий
7. Основные экологические
характеристики популяции
8. Динамика популяций
9 Экологические сообщества
10 Структура сообщества
Взаимосвязь организмов в
сообществе
12.Пищевые цепи и экологические
пирамиды
13.Экологические сукцессии
14.Основы рационального
природопользования
15. Зачетный урок
Эволюция биосферы и человек
1Гипотезы о происхождении жизни.
Современные представления о
происхождении жизни
2. Основные этапы развития жизни
на Земле
3. Эволюция биосферы
4.Антропогенное воздействие на
биосферу
5.Зачет
Повторение

1
2
1
2
1
1
1
1

1

Сравнительная
характеристика
естественных биоценозов
и агроценозов
Составление пищевых
цепей

1
1
1
1

1
1
1
1
3

Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Методические пособия для учителя:

В.В. Пасечник «Общая биология и экологию. 10 - 11 класс»: Тематическое планирование к
учебнику - М.:Дрофа,2006;
Сборник нормативных документов. Биология (Сост.Э.Д.Днепров )
Программы для общеобразовательных учреждений. . Биология 5- 11 классы. – М. Дрофа,
2010.
Рабочие программы по биологии 6 -11 классы Сост.И.П.Череднеченко, М.В.Оданович - М.
«Глобус», 2008
Дополнительная и научно- популярная литература
Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1-3. М.: Мир, 1987.
Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
Воробьев Ф.И. Эволюционное учение: вчера, сегодня… М. Просвещение, 1995
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология В 3 т. М.: Мир, 1990.
Оборудование и материалы
Рекомендации и примерный перечень необходимого оборудования дан в Примерной
программе ФГОС второго поколения ( М. :Просвещение, 2010 . стр.48- 51)
1. Натуральные объекты:
Комнатные растения, гербарии, набор микропрепаратов по общей биологии, раздаточный
материал, коллекции, влажные препараты
2. Модели и муляжи цветков растений, плодов, грибов
3. Динамические пособия
4. Оптические приборы и набор лабораторного оборудования
5. Цифровой микроскоп
6. Проекционная аппаратура(проектор, документкамера)
7. ПК
8. Принтер
9. Мобильный класс
10. Интерактивная приставка
11. Печатные пособия (таблицы)
12. Электронные пособия
, Виртуальная школа Кирилла иМефодия Уроки биологии 10-11 класс;
Лабораторный практикум Биология 6-11 класс
13Ресурсы интернета
http://school-collection.edu.ru/collection/- Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов.
http://bio.1september.ru/urok/ Сайт «Я иду на урок биологии».
http://bio.1september.ru/index.php - журнал биология.
http://www.learnbiology.ru/ - занимательная биология.
http://bioword.narod.ru/ - биологический словарь.
http://www.fcior.edu.ru/
podpiska@1september.ru

.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате обучения биологии на базовом уровне за курс 10 класса ученик должен:
Знать понимать
-основные положения биологических теорий(клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина);
закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;
-сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие
искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование
новых видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
-биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании мировоззрения; вклад биологических теорий в
формирование современной естественнонаучной системы мира; единство живой и неживой
природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина,
наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние на организм человека
мутагенов; взаимосвязи организма и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости
видов; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять схемы переноса веществ и
энергии в экосистемах;
- описывать особи по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в
экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,
зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы),
процессы (естественный и искусственный отбор,) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека,
глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в
окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных
текстах, справочниках, научно - популярных изданиях , компьютерных базах данных,
интернет – ресурсах) и критически оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в
повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов,
вредных привычек; правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми
продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение)
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате обучения биологии на базовом уровне выпускник должен:
Знать понимать

-основные положения биологических теорий(клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина,
хромосомная теория наследственности, синтетическая теория эволюции, теория
антропогенеза); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя,
закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;
-сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие
искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование
новых видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- современную биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании мировоззрения; вклад биологических теорий в
формирование современной естественнонаучной системы мира; единство живой и неживой
природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина,
наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние на организм человека
мутагенов; взаимосвязи организма и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости
видов; необходимость сохранения многообразия видов;
- устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций
органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций
фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
- решать задачи разной сложности по билогии; составлять схемы скрещивания и схемы
переноса веществ и энергии в экосистемах;
- описывать особи по морфологическому критерию; готовить и описывать микропрепараты
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в
экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,
зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы),
процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать
выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека,
глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в
окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных
текстах, справочниках, научно - популярных изданиях , компьютерных базах данных,
интернет – ресурсах) и критически оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в
повседневной жизни для:
- грамотного оформления результатов биологических исследований
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов,
вредных привычек; правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми
продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 52 2-19-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».