РП_биология_10-11 класс

Приложение 1
к ООП СОО ФК ГОС МКОУ Мосальской средней
общеобразовательной школы №1,
утверждённой приказом № 175 от 01.09.2017

Рабочая программа учебного предмета «Биология»
10-11 классы

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,
Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый
уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 - 11
классов автора В.В.Пасечника (Программы для общеобразовательных учреждений. М.
Дрофа – 2010г) полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями,
не превыщающими требования к уровню подготовки обучающихся.
.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени
среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной
программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом
формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций.
В 10 -11 классах продолжается изучение теоретических и прикладных основ общей
биологии. Разделы и темы такие же как и 9 классе, но материал излагается на более
высоком уровне с учетом возрастных особенностей учащихся.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой
внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями учащихся.
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью
соответствуют стандарту.
В рабочей программе предусмотрено перераспределение учебного материала в
отличие от авторской. Раздел «Организм» перенесен в11 класс, а разделы «Вид. Основы
эволюционного учения» и «Антропогенез» изучается в 10 классе. Такое перемещение
материала связано с тем, что вопросы раздела «Организм» труднее усваиваются и при
подготовке к экзаменам требуют повторения. Тема «Клетка» переносится на конец года, это
связано с изучением материала по органической химии, что позволяет проводить
межпредметные уроки и способствует лучшему усвоению материала. Увеличено количество
часов по разделам, что дает возможность более глубоко изучить отдельные вопросы.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую
программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной
программой, а также добавлены дополнительные в отличие от базового уровня.
Лабораторные работы и практические работы проводятся в рамках урока и подлежат
обязательному оцениванию.
. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены
уроки –зачеты.
Рабочая программа ориетирована на использование учебника :
А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология 10 – 11 класс»: Учебник
для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 20 08 .
Общая характеристика курса
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука.
Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у
учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она
раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества,
способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени среднего
(полного) образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о
живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции. Отбор
содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым
учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной,

нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного
здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. В связи с этим особое
внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной
естественнонаучной картины мира. Основу структурированного содержания биологии в
старшей школе составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее
уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии
курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид»,
«Экосистемы».
Основные цели изучения биологии в средней школе:
- формирование систематизированных представлений о биологических объектах,
процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной,
эволюционной Ч. Дарвина), представлений о наследственности и изменчивости, об
экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых
организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом;
описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических
экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и
инструментов
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения
биоразнообразия и природных местообитаний;
- овладение приёмами работы с информацией биологического содержания,
представлений в разной форме (в виде текста, табличных данных.схем, фотографий и др.);
- создание основы для дальнейшего расширения и углубления биологических знаний и
выбора биологии в дальнейшем в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Место предмета в учебном плане
На изучение биологии на базовом уровне отводится 70 часов. В том числе в 10 – 35 часов
и в 11 классе – 35 часов. Согласно учебному плану МКОУ МСОШ № 1 к 1 часу в неделю
на базовом уровне добавлен 1 час в 11 классе и 0,5 часа в 10 классе
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В
этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени
среднего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация,
анализ, оценка.
Результаты обучения


Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню
подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования
направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно
ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической






деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной
жизни, позволяющими
ориентироваться в окружающем мире, значимыми для
сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на
воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах
деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать,
выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить
самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного
процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Содержание курса

Введение в биологию 5часов
Краткая история развития биологии. Основные направления современной биологии.
Методы исследования в биологии. Сущность и свойства живого. Уровни организации живой
материи.
Основы учения об эволюции 30 часов
Развитие эволюционного учения. Предпосылки возникновения теории
Ч. Дарвина.
Основные положения теории Ч. Дарвина. Вид и его критерии. Популяции. Генетический
состав популяций. Изменения генофонда популяции. Борьба за существование и ее формы.
Естественный отбор и его формы. Приспособленность организмов и ее значение.
Изолирующие механизмы. Видообразование и его механизмы. Макроэволюция и ее
доказательства. Система
растений и животных – отображение
эволюции. Типы
эволюционных изменений. Главные направления эволюции – биологический прогресс и
регресс. Пути достижения биологического прогресса. Правила эволюции.
Возникновение и развитие жизни на Земле 4 часа
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Развитие жизни на Земле. Усложнение живых
организмов.
Антропогенез 6 часов
Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза. Движущие
силы антропогенеза. Прародина человека. Расы и их происхождение.
Основы цитологии
Качественный скачок от неживой природы к живой. Химический состав клетки.
Органические и неорганические вещества клетки. Катализаторы. Вирусы.
Основные положения клеточной теории
Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, органоиды
клетки. Хромосомы. Многообразие клеток.
Лабораторные и практические работы
Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию
Выявление изменчивости у особей одного вида
Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора
Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора
Изучение приспособленности организмов к среде обитания
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Сравнение процессов экологического и географического видообразования
Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции.
Гомологи и аналоги
Определение систематического положения растений и животных
Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции
Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных
Строение растительных и животных клеток Приготовление препарата растительной клетки

Основы цитологии. Жизнь клетки 8 часов
Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Роль питания,
дыхания, транспорта веществ, удаление продуктов обмена. Каталитический характер
реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы
энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания.
Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его
фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.
Биосинтез белка. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации.
Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование иРНК на матрице
ДНК. Регуляция биосинтеза.
Лабораторные и практические работы.
Каталитическая активность ферментов.
Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза
Размножение и индивидуальное развитие организмов 8 часов
Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Митоз, как основа бесполого
размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы , биологическое значение.
Размножение половое и бесполое. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез.
Овогенез.
Оплодотворение.
Особенности оплодотворения у цветковых растений.
Биологическое значение оплодотворения.
Индивидуальное развитие организмов. Деление, рост, дифференциация клеток,
органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез
животных. Рост и развитие организма.
Лабораторные и практические работы.
Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.
Сравнение процессов митоза и мейоза
Наследственность и изменчивость 18 часов
История генетики. Гибридологический метод. Генетическая терминология и символика.
Гибридологический метод изучения наследственности. Закономерности моногибридного
скрещивания. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование
. Множественный аллелизм. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание.
Закон независимого комбинирования.
Хромосомная теория. Сцепленное наследование. Закон Моргана. Генетические карты
хромосом.
Взаимодействие неаллельных генов.
Генетика пола. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование, сцепленное с полом.
Лабораторные и практические работы.
Решение генетических задач.
Изменчивость. Основные формы Генотипическая изменчивость. Мутации. Классификация
мутаций. Модифиционная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности
модификационной изменчивости. Управление доминированием.

Лабораторные и практические работы.
Изучение изменчивости у растений и животных
Модификационная изменчивость. Построение вариационного ряда
Методы изучения генетики человека. Генетика и здоровье человека. Генетический прогноз и
медико – генетическое консультирование..
Лабораторные и практические работы.
Составление родословных
Основы экологии 15
Среда обитания организмов и ее факторы. Место обитание и экологические ниши. Основные
типы экологических взаимодействий. Основные экологические характеристики популяции.
Динамика популяций. Экологические сообщества. Экологические сукцессии. Основы
рационального природопользования.
Лабораторные и практические работы.
Сравнительная характеристика естественных биоценозов и агроценозов
Составление пищевых цепей
Эволюция биосферы и человек 5 часов
Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни.
Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие
на биосферу.
Календарно-тематическое планирование 10 класс 1, 5 часа в неделю
№
урока

Раздел и тема урока

Раздел Введение в биологию
1
1
1.Краткая история развития биологии
.Основные направления современной биологии
2
2.Методы исследования в биологии
3
3 Сущность и свойства живого
. Уровни организации живой материи
Раздел Основы учения об эволюции
2
4
1.Развитие эволюционного учения
5
2. Предпосылки возникновения теории Ч.
Дарвина
Основные положения теории Ч. Дарвина
6
3.Вид и его критерии

7
8
9

4. Популяции. Генетический состав
популяций. Изменения генофонда популяций
5.Борьба за существование и ее формы
6.Естественный отбор и его формы

Кол- Практическая часть
во
часов
3
1
1
1
21
1
1

1

Выявление изменчивости у
особей одного вида
Лаб работа. «Наблюдение и
описание особей вида по
морфологическому
критерию»

1
1
1

1.Сравнительная
характеристика
естественного и
искусственного отбора
2.Сравнение процессов
движущего и

Дата

10-11

7-8. Приспособленность организмов и ее
значение

2

12
13

9.Изолирующие механизмы
10. Видообразование и его механизмы

1
1

14
15-16

11 Зачетно – обобщающий урок
12- 13 Макроэволюция и ее доказательства

1
2

17

14.Система растений и животных –
отображение эволюции.

1

18
19-20

15.Типы эволюционных изменений
16-17.Главные направления эволюции –
биологический прогресс и регресс. Пути
достижения биологического прогресса.

1
2

21
20. Правила эволюции
22
21.Зачет по теме «Макроэволюция»
Раздел Возникновение и развитие жизни на Земле
3
23-24 1-2.Гипотезы происхождения жизни на Земле

1
1
4

3-4.Развитие жизни на Земле. Усложнение
живых организмов
Раздел Антропогенез
4
27
1 Положение человека в системе животного
мира
28
2 Основные стадии антропогенеза

4

25-26

29
30
31

3. Движущие силы антропогенеза
4. Прародина человека
5. Расы и их происхождение

32
11. Зачет по теме
Раздел Основы цитологии
5
33
1.Методы цитологии

2

стабилизирующего отбора
Лаб. работа. «Изучение
приспособленности
организмов к среде
обитания
Выявление приспособлений
у организмов к среде
обитания»
Сравнение процессов
экологического и
географического
видообразования
1.Сравнительная
характеристика микро- и
макроэволюции.
2.Гомологи и аналоги
Определение
систематического
положения растений и
животных
1.Сравнительная
характеристика путей и
направлений эволюции
2. Изучение ароморфозов и
идиоадаптаций у растений и
животных

Анализ и оценка различных
гипотез возникновения
жизни на Земле

6
1
1

1
1
1

1

1

Анализ и оценка различных
гипотез происхождения
человека
Анализ и оценка различных
гипотез формирования
человеческих рас

34

2 Клеточная теория
. Принцип построения клеток

1

35

3. Мембрана клетки. Пути поступления
веществ в клетку
4. Ядро, строение и функции
5. Цитоплазма. Немембранные компоненты
клетки
6. Мембранные компоненты клетки
7. Сравнительная характеристика клеток
эукариот
8. Зачет по теме «Строение клетки»
9.Особенности химического состава клетки
10 Вода и ее роль в клетке
.Минеральные вещества в клетке
11.Углеводы и их роль в клетке
Липиды и их роль в клетке
12.Строение и функции белков в клетке
13 Нуклеиновые кислоты
14. АТФ и другие соединения клетки
15. Зачет по теме «Химическая организация
клетки»
16..Строение и функции прокариотических
клеток
Сравнительная характеристика клеток про- и
эукариот
17. Неклеточные формы жизни. Вирусы
Резерв и повторение

1

36
37
38
39
40
41
42

43
44
45
46
47
48

49
50-51

Лаб.работы. Строение
растительных и животных
клеток Приготовление
препарата растительной
клетки

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
2

Тематическое планирование. Биология 11 класс
2 часа в неделю
№
урока

1
2
3
4
5-7
8

Раздел и тема урока
Жизнь клетки
1.Обмен веществ и энергии
2.Энергетический обмен в клетке
3. Питание клетки.Хемосинтез
4.Автотрофное питание. Фотосинтез
5-7 Генетический код. Биосинтез
белка
8.Зачет по теме « Жизнь клетки»

Колво
часов
8
1
1
1
1
3
1

Практическая часть

Решение задач на
генетический код

Дата

Размножение и индивидуальное
развитие организмов
1.Жизненный цикл клетки.
2.Митоз. Амитоз
3-4.Формы размножения организмов
5-6. Развитие половых клеток.
Мейоз.
7. Оплодотворение
8-10 Онтогенез.

8

1
18
1

34 -35
36
37
38

11. Зачет по теме
Наследственность и изменчивость
1.История генетики.
Гибридологический метод
2-3. Закономерности
моногибридного скрещивания
4.Множественный аллелизм.
Анализирующее скрещивание
5-6. Дигибридное скрещивание
7. Хромосомная теория. Сцепленное
наследование
8.Взаимодействие неаллельных
генов
9-10.Генетика пола
11-12Методы изучения генетики
человека
13 Генетика и здоровье человека
14-. Контрольная работа
15. Зачет по теме
16. Модифиционная изменчивость

39-40

17-18 Мутационная изменчивость

2

Основы селекции
1.Селекция.Основные методы
2.Центры происхождения растений.
Закон гомологических рядов
3. Методы селекции растений
4.Методы селекции животных
5.Клеточная и генная инженерия
Биотехнология

6
1
1

6. Зачет

1

14
15
16-17
18
19-20

21
22
23-24
25
26-27
28
29
30-31
32-33

41
42
43
44
45

46

1
1
2
2
1
2

Лаб. раб. «Выявление
сходства строения
зародышей»

2

Решение задач

1

Решение задач

2
1

Решение задач

1
2
2
2

1

1
1
1

Лаб. раб.
«Модификационная
изменчивость»
Выявление источников
мутагенов окружающей
среде(косвенно)и оценка
возможных последствий их
влияния на организм

Анализ и оценка
эстетических аспектов
развития некоторых
исследований в
биотехнологии

47
48-49
50
51-52
53
54
55
56

57
58
59
60
61

62
63
64
65
66-68

Основы экологии
1.Что изучает экология
2-3.Среда обитания организмов и ее
факторы
4.Место обитание и экологические
ниши
5-6 Основные типы экологических
взаимодействий
7. Основные экологические
характеристики популяции
8. Динамика популяций
9 Экологические сообщества
10 Структура сообщества
Взаимосвязь организмов в
сообществе
12.Пищевые цепи и экологические
пирамиды
13.Экологические сукцессии
14.Основы рационального
природопользования
15. Зачетный урок
Эволюция биосферы и человек
1Гипотезы о происхождении жизни.
Современные представления о
происхождении жизни
2. Основные этапы развития жизни
на Земле
3. Эволюция биосферы
4.Антропогенное воздействие на
биосферу
5.Зачет
Повторение

1
2
1
2
1
1
1
1

1

Сравнительная
характеристика
естественных биоценозов
и агроценозов
Составление пищевых
цепей

1
1
1
1

1
1
1
1
3

Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Методические пособия для учителя:

В.В. Пасечник «Общая биология и экологию. 10 - 11 класс»: Тематическое планирование к
учебнику - М.:Дрофа,2006;
Сборник нормативных документов. Биология (Сост.Э.Д.Днепров )
Программы для общеобразовательных учреждений. . Биология 5- 11 классы. – М. Дрофа,
2010.
Рабочие программы по биологии 6 -11 классы Сост.И.П.Череднеченко, М.В.Оданович - М.
«Глобус», 2008
Дополнительная и научно- популярная литература
Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1-3. М.: Мир, 1987.
Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
Воробьев Ф.И. Эволюционное учение: вчера, сегодня… М. Просвещение, 1995
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология В 3 т. М.: Мир, 1990.
Оборудование и материалы
Рекомендации и примерный перечень необходимого оборудования дан в Примерной
программе ФГОС второго поколения ( М. :Просвещение, 2010 . стр.48- 51)
1. Натуральные объекты:
Комнатные растения, гербарии, набор микропрепаратов по общей биологии, раздаточный
материал, коллекции, влажные препараты
2. Модели и муляжи цветков растений, плодов, грибов
3. Динамические пособия
4. Оптические приборы и набор лабораторного оборудования
5. Цифровой микроскоп
6. Проекционная аппаратура(проектор, документкамера)
7. ПК
8. Принтер
9. Мобильный класс
10. Интерактивная приставка
11. Печатные пособия (таблицы)
12. Электронные пособия
, Виртуальная школа Кирилла иМефодия Уроки биологии 10-11 класс;
Лабораторный практикум Биология 6-11 класс
13Ресурсы интернета
http://school-collection.edu.ru/collection/- Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов.
http://bio.1september.ru/urok/ Сайт «Я иду на урок биологии».
http://bio.1september.ru/index.php - журнал биология.
http://www.learnbiology.ru/ - занимательная биология.
http://bioword.narod.ru/ - биологический словарь.
http://www.fcior.edu.ru/
podpiska@1september.ru

.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате обучения биологии на базовом уровне за курс 10 класса ученик должен:
Знать понимать
-основные положения биологических теорий(клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина);
закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;
-сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие
искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование
новых видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
-биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании мировоззрения; вклад биологических теорий в
формирование современной естественнонаучной системы мира; единство живой и неживой
природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина,
наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние на организм человека
мутагенов; взаимосвязи организма и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости
видов; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять схемы переноса веществ и
энергии в экосистемах;
- описывать особи по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в
экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,
зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы),
процессы (естественный и искусственный отбор,) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека,
глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в
окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных
текстах, справочниках, научно - популярных изданиях , компьютерных базах данных,
интернет – ресурсах) и критически оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в
повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов,
вредных привычек; правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми
продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение)
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате обучения биологии на базовом уровне выпускник должен:
Знать понимать

-основные положения биологических теорий(клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина,
хромосомная теория наследственности, синтетическая теория эволюции, теория
антропогенеза); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя,
закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;
-сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие
искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование
новых видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- современную биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании мировоззрения; вклад биологических теорий в
формирование современной естественнонаучной системы мира; единство живой и неживой
природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина,
наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние на организм человека
мутагенов; взаимосвязи организма и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости
видов; необходимость сохранения многообразия видов;
- устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций
органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций
фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
- решать задачи разной сложности по билогии; составлять схемы скрещивания и схемы
переноса веществ и энергии в экосистемах;
- описывать особи по морфологическому критерию; готовить и описывать микропрепараты
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в
экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,
зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы),
процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать
выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека,
глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в
окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных
текстах, справочниках, научно - популярных изданиях , компьютерных базах данных,
интернет – ресурсах) и критически оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в
повседневной жизни для:
- грамотного оформления результатов биологических исследований
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов,
вредных привычек; правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми
продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 52 2-19-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».