Приложение 1 к ООП СОО ФК ГОС МКОУ Мосальской средней общеобразовательной школы №1, утверждённой приказом № 175 от 01.09.2017 Рабочая программа учебного предмета «Биология» 10-11 классы Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 - 11 классов автора В.В.Пасечника (Программы для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа – 2010г) полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превыщающими требования к уровню подготовки обучающихся. . В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В 10 -11 классах продолжается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Разделы и темы такие же как и 9 классе, но материал излагается на более высоком уровне с учетом возрастных особенностей учащихся. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями учащихся. Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. В рабочей программе предусмотрено перераспределение учебного материала в отличие от авторской. Раздел «Организм» перенесен в11 класс, а разделы «Вид. Основы эволюционного учения» и «Антропогенез» изучается в 10 классе. Такое перемещение материала связано с тем, что вопросы раздела «Организм» труднее усваиваются и при подготовке к экзаменам требуют повторения. Тема «Клетка» переносится на конец года, это связано с изучением материала по органической химии, что позволяет проводить межпредметные уроки и способствует лучшему усвоению материала. Увеличено количество часов по разделам, что дает возможность более глубоко изучить отдельные вопросы. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой, а также добавлены дополнительные в отличие от базового уровня. Лабораторные работы и практические работы проводятся в рамках урока и подлежат обязательному оцениванию. . Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки –зачеты. Рабочая программа ориетирована на использование учебника : А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология 10 – 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 20 08 . Общая характеристика курса Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени среднего (полного) образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. В связи с этим особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурированного содержания биологии в старшей школе составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы». Основные цели изучения биологии в средней школе: - формирование систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч. Дарвина), представлений о наследственности и изменчивости, об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии; - приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов - освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма; - формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний; - овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представлений в разной форме (в виде текста, табличных данных.схем, фотографий и др.); - создание основы для дальнейшего расширения и углубления биологических знаний и выбора биологии в дальнейшем в качестве сферы своей профессиональной деятельности. Место предмета в учебном плане На изучение биологии на базовом уровне отводится 70 часов. В том числе в 10 – 35 часов и в 11 классе – 35 часов. Согласно учебному плану МКОУ МСОШ № 1 к 1 часу в неделю на базовом уровне добавлен 1 час в 11 классе и 0,5 часа в 10 классе Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени среднего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Результаты обучения Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации. В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Содержание курса Введение в биологию 5часов Краткая история развития биологии. Основные направления современной биологии. Методы исследования в биологии. Сущность и свойства живого. Уровни организации живой материи. Основы учения об эволюции 30 часов Развитие эволюционного учения. Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина. Основные положения теории Ч. Дарвина. Вид и его критерии. Популяции. Генетический состав популяций. Изменения генофонда популяции. Борьба за существование и ее формы. Естественный отбор и его формы. Приспособленность организмов и ее значение. Изолирующие механизмы. Видообразование и его механизмы. Макроэволюция и ее доказательства. Система растений и животных – отображение эволюции. Типы эволюционных изменений. Главные направления эволюции – биологический прогресс и регресс. Пути достижения биологического прогресса. Правила эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле 4 часа Гипотезы происхождения жизни на Земле. Развитие жизни на Земле. Усложнение живых организмов. Антропогенез 6 часов Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Расы и их происхождение. Основы цитологии Качественный скачок от неживой природы к живой. Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества клетки. Катализаторы. Вирусы. Основные положения клеточной теории Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, органоиды клетки. Хромосомы. Многообразие клеток. Лабораторные и практические работы Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию Выявление изменчивости у особей одного вида Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора Изучение приспособленности организмов к среде обитания Выявление приспособлений у организмов к среде обитания Сравнение процессов экологического и географического видообразования Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции. Гомологи и аналоги Определение систематического положения растений и животных Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных Строение растительных и животных клеток Приготовление препарата растительной клетки Основы цитологии. Жизнь клетки 8 часов Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаление продуктов обмена. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере. Биосинтез белка. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование иРНК на матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Лабораторные и практические работы. Каталитическая активность ферментов. Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза Размножение и индивидуальное развитие организмов 8 часов Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Митоз, как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы , биологическое значение. Размножение половое и бесполое. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения. Индивидуальное развитие организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Рост и развитие организма. Лабораторные и практические работы. Изучение фаз митоза в клетках корешка лука. Сравнение процессов митоза и мейоза Наследственность и изменчивость 18 часов История генетики. Гибридологический метод. Генетическая терминология и символика. Гибридологический метод изучения наследственности. Закономерности моногибридного скрещивания. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование . Множественный аллелизм. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Хромосомная теория. Сцепленное наследование. Закон Моргана. Генетические карты хромосом. Взаимодействие неаллельных генов. Генетика пола. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование, сцепленное с полом. Лабораторные и практические работы. Решение генетических задач. Изменчивость. Основные формы Генотипическая изменчивость. Мутации. Классификация мутаций. Модифиционная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием. Лабораторные и практические работы. Изучение изменчивости у растений и животных Модификационная изменчивость. Построение вариационного ряда Методы изучения генетики человека. Генетика и здоровье человека. Генетический прогноз и медико – генетическое консультирование.. Лабораторные и практические работы. Составление родословных Основы экологии 15 Среда обитания организмов и ее факторы. Место обитание и экологические ниши. Основные типы экологических взаимодействий. Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяций. Экологические сообщества. Экологические сукцессии. Основы рационального природопользования. Лабораторные и практические работы. Сравнительная характеристика естественных биоценозов и агроценозов Составление пищевых цепей Эволюция биосферы и человек 5 часов Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Календарно-тематическое планирование 10 класс 1, 5 часа в неделю № урока Раздел и тема урока Раздел Введение в биологию 1 1 1.Краткая история развития биологии .Основные направления современной биологии 2 2.Методы исследования в биологии 3 3 Сущность и свойства живого . Уровни организации живой материи Раздел Основы учения об эволюции 2 4 1.Развитие эволюционного учения 5 2. Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина Основные положения теории Ч. Дарвина 6 3.Вид и его критерии 7 8 9 4. Популяции. Генетический состав популяций. Изменения генофонда популяций 5.Борьба за существование и ее формы 6.Естественный отбор и его формы Кол- Практическая часть во часов 3 1 1 1 21 1 1 1 Выявление изменчивости у особей одного вида Лаб работа. «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию» 1 1 1 1.Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора 2.Сравнение процессов движущего и Дата 10-11 7-8. Приспособленность организмов и ее значение 2 12 13 9.Изолирующие механизмы 10. Видообразование и его механизмы 1 1 14 15-16 11 Зачетно – обобщающий урок 12- 13 Макроэволюция и ее доказательства 1 2 17 14.Система растений и животных – отображение эволюции. 1 18 19-20 15.Типы эволюционных изменений 16-17.Главные направления эволюции – биологический прогресс и регресс. Пути достижения биологического прогресса. 1 2 21 20. Правила эволюции 22 21.Зачет по теме «Макроэволюция» Раздел Возникновение и развитие жизни на Земле 3 23-24 1-2.Гипотезы происхождения жизни на Земле 1 1 4 3-4.Развитие жизни на Земле. Усложнение живых организмов Раздел Антропогенез 4 27 1 Положение человека в системе животного мира 28 2 Основные стадии антропогенеза 4 25-26 29 30 31 3. Движущие силы антропогенеза 4. Прародина человека 5. Расы и их происхождение 32 11. Зачет по теме Раздел Основы цитологии 5 33 1.Методы цитологии 2 стабилизирующего отбора Лаб. работа. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» Сравнение процессов экологического и географического видообразования 1.Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции. 2.Гомологи и аналоги Определение систематического положения растений и животных 1.Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции 2. Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле 6 1 1 1 1 1 1 1 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас 34 2 Клеточная теория . Принцип построения клеток 1 35 3. Мембрана клетки. Пути поступления веществ в клетку 4. Ядро, строение и функции 5. Цитоплазма. Немембранные компоненты клетки 6. Мембранные компоненты клетки 7. Сравнительная характеристика клеток эукариот 8. Зачет по теме «Строение клетки» 9.Особенности химического состава клетки 10 Вода и ее роль в клетке .Минеральные вещества в клетке 11.Углеводы и их роль в клетке Липиды и их роль в клетке 12.Строение и функции белков в клетке 13 Нуклеиновые кислоты 14. АТФ и другие соединения клетки 15. Зачет по теме «Химическая организация клетки» 16..Строение и функции прокариотических клеток Сравнительная характеристика клеток про- и эукариот 17. Неклеточные формы жизни. Вирусы Резерв и повторение 1 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50-51 Лаб.работы. Строение растительных и животных клеток Приготовление препарата растительной клетки 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Тематическое планирование. Биология 11 класс 2 часа в неделю № урока 1 2 3 4 5-7 8 Раздел и тема урока Жизнь клетки 1.Обмен веществ и энергии 2.Энергетический обмен в клетке 3. Питание клетки.Хемосинтез 4.Автотрофное питание. Фотосинтез 5-7 Генетический код. Биосинтез белка 8.Зачет по теме « Жизнь клетки» Колво часов 8 1 1 1 1 3 1 Практическая часть Решение задач на генетический код Дата Размножение и индивидуальное развитие организмов 1.Жизненный цикл клетки. 2.Митоз. Амитоз 3-4.Формы размножения организмов 5-6. Развитие половых клеток. Мейоз. 7. Оплодотворение 8-10 Онтогенез. 8 1 18 1 34 -35 36 37 38 11. Зачет по теме Наследственность и изменчивость 1.История генетики. Гибридологический метод 2-3. Закономерности моногибридного скрещивания 4.Множественный аллелизм. Анализирующее скрещивание 5-6. Дигибридное скрещивание 7. Хромосомная теория. Сцепленное наследование 8.Взаимодействие неаллельных генов 9-10.Генетика пола 11-12Методы изучения генетики человека 13 Генетика и здоровье человека 14-. Контрольная работа 15. Зачет по теме 16. Модифиционная изменчивость 39-40 17-18 Мутационная изменчивость 2 Основы селекции 1.Селекция.Основные методы 2.Центры происхождения растений. Закон гомологических рядов 3. Методы селекции растений 4.Методы селекции животных 5.Клеточная и генная инженерия Биотехнология 6 1 1 6. Зачет 1 14 15 16-17 18 19-20 21 22 23-24 25 26-27 28 29 30-31 32-33 41 42 43 44 45 46 1 1 2 2 1 2 Лаб. раб. «Выявление сходства строения зародышей» 2 Решение задач 1 Решение задач 2 1 Решение задач 1 2 2 2 1 1 1 1 Лаб. раб. «Модификационная изменчивость» Выявление источников мутагенов окружающей среде(косвенно)и оценка возможных последствий их влияния на организм Анализ и оценка эстетических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии 47 48-49 50 51-52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66-68 Основы экологии 1.Что изучает экология 2-3.Среда обитания организмов и ее факторы 4.Место обитание и экологические ниши 5-6 Основные типы экологических взаимодействий 7. Основные экологические характеристики популяции 8. Динамика популяций 9 Экологические сообщества 10 Структура сообщества Взаимосвязь организмов в сообществе 12.Пищевые цепи и экологические пирамиды 13.Экологические сукцессии 14.Основы рационального природопользования 15. Зачетный урок Эволюция биосферы и человек 1Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни 2. Основные этапы развития жизни на Земле 3. Эволюция биосферы 4.Антропогенное воздействие на биосферу 5.Зачет Повторение 1 2 1 2 1 1 1 1 1 Сравнительная характеристика естественных биоценозов и агроценозов Составление пищевых цепей 1 1 1 1 1 1 1 1 3 Материально-техническое обеспечение учебного процесса Методические пособия для учителя: В.В. Пасечник «Общая биология и экологию. 10 - 11 класс»: Тематическое планирование к учебнику - М.:Дрофа,2006; Сборник нормативных документов. Биология (Сост.Э.Д.Днепров ) Программы для общеобразовательных учреждений. . Биология 5- 11 классы. – М. Дрофа, 2010. Рабочие программы по биологии 6 -11 классы Сост.И.П.Череднеченко, М.В.Оданович - М. «Глобус», 2008 Дополнительная и научно- популярная литература Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1-3. М.: Мир, 1987. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. Воробьев Ф.И. Эволюционное учение: вчера, сегодня… М. Просвещение, 1995 Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология В 3 т. М.: Мир, 1990. Оборудование и материалы Рекомендации и примерный перечень необходимого оборудования дан в Примерной программе ФГОС второго поколения ( М. :Просвещение, 2010 . стр.48- 51) 1. Натуральные объекты: Комнатные растения, гербарии, набор микропрепаратов по общей биологии, раздаточный материал, коллекции, влажные препараты 2. Модели и муляжи цветков растений, плодов, грибов 3. Динамические пособия 4. Оптические приборы и набор лабораторного оборудования 5. Цифровой микроскоп 6. Проекционная аппаратура(проектор, документкамера) 7. ПК 8. Принтер 9. Мобильный класс 10. Интерактивная приставка 11. Печатные пособия (таблицы) 12. Электронные пособия , Виртуальная школа Кирилла иМефодия Уроки биологии 10-11 класс; Лабораторный практикум Биология 6-11 класс 13Ресурсы интернета http://school-collection.edu.ru/collection/- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://bio.1september.ru/urok/ Сайт «Я иду на урок биологии». http://bio.1september.ru/index.php - журнал биология. http://www.learnbiology.ru/ - занимательная биология. http://bioword.narod.ru/ - биологический словарь. http://www.fcior.edu.ru/ podpiska@1september.ru . Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса В результате обучения биологии на базовом уровне за курс 10 класса ученик должен: Знать понимать -основные положения биологических теорий(клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); закономерностей изменчивости; - строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем; -сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование новых видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; - вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; -биологическую терминологию и символику; уметь - объяснять: роль биологии в формировании мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной системы мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние на организм человека мутагенов; взаимосвязи организма и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов; необходимость сохранения многообразия видов; - решать элементарные биологические задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах; - описывать особи по морфологическому критерию; - выявлять приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах своей местности; - сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы), процессы (естественный и искусственный отбор,) и делать выводы на основе сравнения; - анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; - изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно - популярных изданиях , компьютерных базах данных, интернет – ресурсах) и критически оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для: - соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в природной среде; - оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; - оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение) Требования к уровню подготовки выпускников. В результате обучения биологии на базовом уровне выпускник должен: Знать понимать -основные положения биологических теорий(клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина, хромосомная теория наследственности, синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; - строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем; -сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование новых видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; - вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; - современную биологическую терминологию и символику; уметь - объяснять: роль биологии в формировании мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной системы мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние на организм человека мутагенов; взаимосвязи организма и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов; необходимость сохранения многообразия видов; - устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции; - решать задачи разной сложности по билогии; составлять схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах; - описывать особи по морфологическому критерию; готовить и описывать микропрепараты - выявлять приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах своей местности; - сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; - анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; - изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно - популярных изданиях , компьютерных базах данных, интернет – ресурсах) и критически оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для: - грамотного оформления результатов биологических исследований - соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в природной среде; - оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; - оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение) Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)