Классный час - игра_Овощи, ягоды, фрукты_4 кл

Классный час - игра на тему: "Овощи, ягоды, фрукты".
Учитель: Зайцева Ирина Александровна
Класс: 4.
Цель: познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод и овощей основными источниками витаминов и минеральных веществ ; их значением
для организма; формировать сознательное отношение детей к здоровой пище.
Оборудование: названия витаминов, загадки, ребусы, пословицы об овощах
и фруктах, кроссворды, жетончики "клубничка".
Ход классного часа:
- Здравствуйте, ребята.
- Отгадайте загадки.
 Что за фрукт поспел в садочке?
Кость внутри, в веснушках щечки.
Прилетел к нему рой ос —
Сладок мягкий...
(абрикос)
 Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
(горох)
 Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет...
(банан)
 Жёлтый шар, слегка горчит.
Летом жажду утолит.
(грейпфрут)
 Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
(перец)
 Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.

1

Но на вкус кислейший он,
А зовут его...
(лимон)
 Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(редиска)
 В огороде - желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена.
(тыква)
 Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.
(яблоко)
 Что за плод - шкатулочка с секретом!
Семена - вкусняшные на вид,
Все прозрачные, все розового цвета,
Потрясешь, как странно, не звенит.
(гранат)
 Эту ягодку найдёте
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая...
(клюковка)
 Словно мелкий виноград,
Гроздья красные висят.
В сентябре их соберешь,
Витамины запасешь.
Средь валежника - смотри-ка! Что за ягодка?
(брусника)
 Похожа на малину,
Живу в низине,
Люблю болото!
Коль сорвать охота Не ленись, наклонись,
Желтой ягодкой насладись.
Подумай немножко:
Как меня зовут?
(морошка)
 Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её, поди-ка:

2

Куст колючий будто ёж,
Вот и назван ....
(Ежевикой)
 Жарким солнышком согрет.
В шкурку, как в броню одет.
Удивит собою нас
Толстокожий…
(Ананас)
 Надорвали край рубашки,
Вниз посыпались стекляшки.
Не собрать их всех назад.
Что за плод такой?
(Гранат)
 Круглобока, желтолица,
Может с солнышком сравниться.
А душистая какая.
Мякоть сладкая такая!
Мы поклонники отныне
Королевы поля…
(Дыни)
 К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
(Арбузы)
- Кто догадался, чему будет посвящено наше занятие? (Овощам и фруктам)
- Почему? ( Это полезные продукты)
- Да, ребята, сегодня мы будем говорить о полезных продуктах.
- А почему овощи и фрукты являются полезными продуктами? ( В них много
витаминов)
- Действительно полезны те продукты, которые содержат много витаминов.
- Что такое витамины?
- Витамины - это вещества, необходимые для жизни. Они необходимы для
нашего роста, жизнеспособности и общего самочувствия.
- От латинского vita – жизнь.
- Больше 76 лет назад ученые впервые открыли тайну витаминов. Но,
пожалуй, ни одно открытие в медицине не получило сразу такой известности.
Мы постоянно заботимся о том, чтобы в пище было необходимое количество
витаминов. Когда же их все-таки не достает, мы пользуемся витаминами,
которые выпускаются нашей промышленностью в виде конфет или сиропов.
- Какие витамины вы знаете? ( А, В, С, Д)
-В каких продуктах они содержатся?
-Сейчас нам ребята расскажут о некоторых овощах и фруктах, богатых
витаминами.
1 ученик:
Бобы, фасоль, зелёный горошек - больше других овощей богаты
растительными белками. В них содержаться железо, калий, кальций.

3

2 ученик:
Картофель «в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В
нём много витаминов. Поэтому блюда из картофеля помогают сердцу,
делают человека энергичным, защищают от инфекции.
3 ученик:
В огурцах большое количество воды, они являются источником
минеральных веществ. Огурцы и огуречный сок уменьшают и прекращают
кашель, успокаивают нервную систему и обладают жаропонижающим
действием.
4 ученик:
Морковь - значительно превосходит другие овощи по содержанию
легкоусвояемых углеводов и каротина.
5 ученик:
Капуста - ценный источник аскорбиновой кислоты
6 ученик:
Королями фруктов в России считаются яблоки. Яблоки придают
человеку силу, продлевают молодость.
7 ученик:
Очень полезны лесные ягоды. Они содержат большое количество
витаминов. Многие из них используются в лечебных целях. Варенье, джемы,
мармелад, приготовленные из ягод - один из способов сохранения витаминов
на зиму.
- А теперь, ребята, поиграем. ( Все учащиеся делятся на две команды и
придумывают название и символ своей команды)
1. Игра «Пословицы заблудились».
- Правильно собрать и прочитать пословицы
«Лук –
прибавляет кровь»
« Морковь
от семи недуг»
« Яблоко на ужин –
здоровье найдёшь»
« За ягодами пойдёшь –
и врач не нужен»
2. Игра « Ребусы».
- Каждой команде дается по три ребуса и определенное время. Команда
которая быстрее и правильнее отгадает ребусы получает жетончик.
1 команда.

2 команда.

4

3. Кроссворд «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
По горизонтали:
1 – Кустарник высотой до 2 м. Ягоды этого растения созревают в июлеавгусте. Они богаты фруктозой и сахарозой, содержат пектины, органические
кислоты, клетчатку, витамины ( СВ, РР,Д,Е,К,А и др.), медь, калий , фосфор,
йод, цинк, хром. Железа в них больше, чем в других плодах. Ягоды обладают
потогонным, жаропонижающим, обезболивающим и противорвотным
действием.
2 – Низкий кустарник высотой до 50 см. Ягоды созревают в июле-августе.
Они сочные, шаровидные, сине-черные с сизоватым налетом, имеют мягкий,
чуть вяжущий сладковатый вкус. Единственный их минус – то, что они
сильно пачкаются «чернят» пальцы, губы, зубы.
3 – Кустарник с коричневыми блестящими ветвями. Листья сложные. Цветки
розовые или темно-красные. Плод – оранжево-красная ягода кисло-сладкого
вкуса. Созревают они в августе-сентябре. Это растение – сильное
поливитаминное средство, обладает противовоспалительным,
антисклерозным, кровоостанавливающим и заживляющим действием.
4 – Многолетнее травянистое растение с коротким корневищем и длинными
ползучими ветвями. Листья сложные, тройчатые. Цветки белые. Плод –
красная ягода с загнутым книзу чашелистиком. Плоды содержат фитонциды.
5 – Небольшой полукустарник. Цветки крупные, белые. Цветет с июня до
осени. Плод – черная сложная костянка черного ( черно-фиолетового) цвета.
Они обладают успокаивающим и общеукрепляющим действием . Ягоды и
сок из них хорошо утоляют жажду, оказывают жаропонижающее действие.
6 – Это растение – невысокий тундровый кустарник (высота его редко
превышает 0,5 м) . Плоды у растения – синеватые, округлые ягоды с сизым
налетом. Они напоминают ягоды черники, но крупнее их. Мякоть имеет
зеленоватый цвет. Ягоды водянистые, но сладкие ( в них более 6% сахара). В
конце лета тундра местами синеет от этих ягод, их здесь огромное
количество.
7 – Кустарник высотой до 4 м. Цветки белые. Цветет в мае-июне. Плод –
шаровидная красная костянка с горьковатым вкусом. В ягодах этого растения
содержится в 2-3 раза больше железа, чем в других ягодах. Они улучшают

5

работу сердца, обладают ранозаживляющим, противовоспалительным
действием.
По вертикали:
1 - Ягоды этого растения ценятся как природный источник витаминов. В них
много витаминов , С и Р – активных веществ. Созревают в июле-августе. Это
– сильное витаминное средство, обладает тонизирующим, мочегонным,
потогонным, противоопухолевым действием.
2 – Многолетнее травянистое растение высотой до 30 см. Ягоды яркокрасные, кислые. Созревают в июле-августе. В них содержится большое
количество витамина С ( 150 мг\100г), пектины, фитонциды, минеральные
вещества, поэтому их широко используют в народной медицине.
3 – Ветвистый колючий кустарник или небольшое дерево высотой от 1,5 до 6
м. Цветки мелкие, желтые, душистые. Плод – костянка желто-золотистого
цвета. Созревают плоды с конца августа до октября. Они – ценное
поливитаминное сырье, в них содержатся : витамин С ( до 270мг\100г),
витамины группы В, витамин Е, провитамин А.
4 – Одно из самых характерных растений верхового болота. Относится к
числу кустарничков. Зрелыми, красными ягоды становятся только поздней
осенью, перед самой зимой. Только тогда их можно собирать. Ягоды этого
растения имеют широкое и разнообразное применение.
5 – Ближайший родственник малины. Однако не кустарник, а травянистое
растение. Плоды похожи на плоды малины : каждый из них состоит из
нескольких маленьких сочных плодиков, сросшихся между собой в одно
целое. В начале созревания бывают красными, в полной зрелости они
оранжевые, точно восковые. Они содержат от 3 до 6 % сахара, лимонную и
яблочную кислоты.
6 – Вечнозеленый кустарничек. В конце лета на месте цветков мы находим
ягоды- красивые красные горошинки, очень заметные среди зеленой листвы.
У ягод освежающий и приятный кисло-сладкий вкус. Едят в свежем виде,
варят из них варенье, мочат и т.д. Ценное свойство ягод – то, что они не
портятся при хранении, их можно в большом количестве заготавливать
впрок. Причина «лёжкости» ягод : они содержат антисептическое вещество –
бензойную кислоту, которая препятствует загниванию .

6

Ответы на кроссворд .
По горизонтали :
1 – малина;
2 – черника;
3- шиповник;
4- земляника;
5- ежевика;
6- голубика;
7- калина.
По вертикали :
1 – смородина;
2 – костяника;
3 – облепиха;
4 – клюква;
5 – морошка;
6 – брусника.
4. Игра « Нарисуйте любимые овощи или фрукты».
(Каждая команда получает жетончик за свои рисунки).
5. Игра "Отгадайте загадку и получи медальку".
- Загадки задаются каждой команде по очереди, если правильно ответили
получают жетончик, если нет, то загадка переходит к следующей команде.)
Ярко-красных, чёрных, белых
Ягодок попробуй спелых.
Сельский сад — их родина.
Что это?
(смородина)
В красных платьицах сестрички
Прицепились за косички.
Летом в сад зайдите здешний —
Созревает там...
(черешня)
Что за гроздья налитые
В листья спрятались резные?
Сок их пьют и так едят.
Эти гроздья —...
(виноград)
Он тяжелый и пузатый,

7

Толстокожий, полосатый,
Сладкий, словно мёд, на вкус.
Как зовут его?
(арбуз)
Повернулась к грядке боком,
Налилась вся красным соком.
Ей сестрица земляника.
Что за ягодка?
(клубника)
Золотист один бочок,
Красноват другой бочок.
Посередине, в сердцевинеПритаился червячок.( Яблоко)
Фрукт похож на неваляшку.
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив.
С дерева упала…(груша)
Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине-сладко.( Слива)
На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Сливы)
Этот фрукт на вкус хорош,
И на лампочку похож. (Груша)
Сверху шкурка золотая,
В центре косточка большая.
Что за фрукт?- Вот вам вопрос.
Это сладкий…( Абрикос)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет…(Банан)
Сладок он и толстокож,
И чуть-чуть на серп похож. (Банан)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (Лимон)

8

Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый, рыжий…(Апельсин)
Вкусны-оближешь пальчики,
Оранжевые мячики.
Но только в них я не играю
Я неизменно их съедаю. (Мандарины)
Он большой,как мяч футбольный.
Если спелый, все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (Арбуз)
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто не пройдет.
Всяк поклон отдает. (Земляника)
Долгоножка хвалится:
-Я ли не красавица?
А всего-то косточка,
Да красненькая кофточка. (Вишня)
Он на юге вырастал,
В гроздь свои плоды собрал,
А суровою зимою
Придет изюмом к нам домой. (Виноград)
Очень крепкий этот малый,
Зубу непослушный.
Расколи его сначала,
А потом и кушай! (Орех)
6. Игра "Угадай ягодку"
- Команды получают кроссворд, в котором должны найти ягод. Та команда,
которая быстрее и больше найдет ягод получает жетончик.

9

- Молодцы!
- Награждение победителей!
Итог занятия.
- Что для вас оказалось интересным и полезным на занятии?
- Что нового узнали?
- Чему научились на занятии?
- Спасибо за участие.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 52 2-19-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».