Классный час - игра на тему: "Овощи, ягоды, фрукты". Учитель: Зайцева Ирина Александровна Класс: 4. Цель: познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод и овощей основными источниками витаминов и минеральных веществ ; их значением для организма; формировать сознательное отношение детей к здоровой пище. Оборудование: названия витаминов, загадки, ребусы, пословицы об овощах и фруктах, кроссворды, жетончики "клубничка". Ход классного часа: - Здравствуйте, ребята. - Отгадайте загадки. Что за фрукт поспел в садочке? Кость внутри, в веснушках щечки. Прилетел к нему рой ос — Сладок мягкий... (абрикос) Дом зеленый тесноват: Узкий длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки. (горох) Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растет... (банан) Жёлтый шар, слегка горчит. Летом жажду утолит. (грейпфрут) Он бывает, дети, разный – Желтый, травяной и красный. То он жгучий, то он сладкий, Надо знать его повадки. А на кухне – глава специй! Угадали? Это… (перец) Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растёт. 1 Но на вкус кислейший он, А зовут его... (лимон) Щеки розовые, нос белый, В темноте сижу день целый. А рубашка зелена, Вся на солнышке она. (редиска) В огороде - желтый мяч, Только не бежит он вскачь, Он как полная луна, Вкусные в нем семена. (тыква) Само с кулачок, красный бочок, Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко. (яблоко) Что за плод - шкатулочка с секретом! Семена - вкусняшные на вид, Все прозрачные, все розового цвета, Потрясешь, как странно, не звенит. (гранат) Эту ягодку найдёте Не в саду, а на болоте. Круглая, как пуговка, Красненькая... (клюковка) Словно мелкий виноград, Гроздья красные висят. В сентябре их соберешь, Витамины запасешь. Средь валежника - смотри-ка! Что за ягодка? (брусника) Похожа на малину, Живу в низине, Люблю болото! Коль сорвать охота Не ленись, наклонись, Желтой ягодкой насладись. Подумай немножко: Как меня зовут? (морошка) Вкус у ягоды хорош, Но сорви её, поди-ка: 2 Куст колючий будто ёж, Вот и назван .... (Ежевикой) Жарким солнышком согрет. В шкурку, как в броню одет. Удивит собою нас Толстокожий… (Ананас) Надорвали край рубашки, Вниз посыпались стекляшки. Не собрать их всех назад. Что за плод такой? (Гранат) Круглобока, желтолица, Может с солнышком сравниться. А душистая какая. Мякоть сладкая такая! Мы поклонники отныне Королевы поля… (Дыни) К нам приехали с бахчи Полосатые мячи. (Арбузы) - Кто догадался, чему будет посвящено наше занятие? (Овощам и фруктам) - Почему? ( Это полезные продукты) - Да, ребята, сегодня мы будем говорить о полезных продуктах. - А почему овощи и фрукты являются полезными продуктами? ( В них много витаминов) - Действительно полезны те продукты, которые содержат много витаминов. - Что такое витамины? - Витамины - это вещества, необходимые для жизни. Они необходимы для нашего роста, жизнеспособности и общего самочувствия. - От латинского vita – жизнь. - Больше 76 лет назад ученые впервые открыли тайну витаминов. Но, пожалуй, ни одно открытие в медицине не получило сразу такой известности. Мы постоянно заботимся о том, чтобы в пище было необходимое количество витаминов. Когда же их все-таки не достает, мы пользуемся витаминами, которые выпускаются нашей промышленностью в виде конфет или сиропов. - Какие витамины вы знаете? ( А, В, С, Д) -В каких продуктах они содержатся? -Сейчас нам ребята расскажут о некоторых овощах и фруктах, богатых витаминами. 1 ученик: Бобы, фасоль, зелёный горошек - больше других овощей богаты растительными белками. В них содержаться железо, калий, кальций. 3 2 ученик: Картофель «в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витаминов. Поэтому блюда из картофеля помогают сердцу, делают человека энергичным, защищают от инфекции. 3 ученик: В огурцах большое количество воды, они являются источником минеральных веществ. Огурцы и огуречный сок уменьшают и прекращают кашель, успокаивают нервную систему и обладают жаропонижающим действием. 4 ученик: Морковь - значительно превосходит другие овощи по содержанию легкоусвояемых углеводов и каротина. 5 ученик: Капуста - ценный источник аскорбиновой кислоты 6 ученик: Королями фруктов в России считаются яблоки. Яблоки придают человеку силу, продлевают молодость. 7 ученик: Очень полезны лесные ягоды. Они содержат большое количество витаминов. Многие из них используются в лечебных целях. Варенье, джемы, мармелад, приготовленные из ягод - один из способов сохранения витаминов на зиму. - А теперь, ребята, поиграем. ( Все учащиеся делятся на две команды и придумывают название и символ своей команды) 1. Игра «Пословицы заблудились». - Правильно собрать и прочитать пословицы «Лук – прибавляет кровь» « Морковь от семи недуг» « Яблоко на ужин – здоровье найдёшь» « За ягодами пойдёшь – и врач не нужен» 2. Игра « Ребусы». - Каждой команде дается по три ребуса и определенное время. Команда которая быстрее и правильнее отгадает ребусы получает жетончик. 1 команда. 2 команда. 4 3. Кроссворд «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». По горизонтали: 1 – Кустарник высотой до 2 м. Ягоды этого растения созревают в июлеавгусте. Они богаты фруктозой и сахарозой, содержат пектины, органические кислоты, клетчатку, витамины ( СВ, РР,Д,Е,К,А и др.), медь, калий , фосфор, йод, цинк, хром. Железа в них больше, чем в других плодах. Ягоды обладают потогонным, жаропонижающим, обезболивающим и противорвотным действием. 2 – Низкий кустарник высотой до 50 см. Ягоды созревают в июле-августе. Они сочные, шаровидные, сине-черные с сизоватым налетом, имеют мягкий, чуть вяжущий сладковатый вкус. Единственный их минус – то, что они сильно пачкаются «чернят» пальцы, губы, зубы. 3 – Кустарник с коричневыми блестящими ветвями. Листья сложные. Цветки розовые или темно-красные. Плод – оранжево-красная ягода кисло-сладкого вкуса. Созревают они в августе-сентябре. Это растение – сильное поливитаминное средство, обладает противовоспалительным, антисклерозным, кровоостанавливающим и заживляющим действием. 4 – Многолетнее травянистое растение с коротким корневищем и длинными ползучими ветвями. Листья сложные, тройчатые. Цветки белые. Плод – красная ягода с загнутым книзу чашелистиком. Плоды содержат фитонциды. 5 – Небольшой полукустарник. Цветки крупные, белые. Цветет с июня до осени. Плод – черная сложная костянка черного ( черно-фиолетового) цвета. Они обладают успокаивающим и общеукрепляющим действием . Ягоды и сок из них хорошо утоляют жажду, оказывают жаропонижающее действие. 6 – Это растение – невысокий тундровый кустарник (высота его редко превышает 0,5 м) . Плоды у растения – синеватые, округлые ягоды с сизым налетом. Они напоминают ягоды черники, но крупнее их. Мякоть имеет зеленоватый цвет. Ягоды водянистые, но сладкие ( в них более 6% сахара). В конце лета тундра местами синеет от этих ягод, их здесь огромное количество. 7 – Кустарник высотой до 4 м. Цветки белые. Цветет в мае-июне. Плод – шаровидная красная костянка с горьковатым вкусом. В ягодах этого растения содержится в 2-3 раза больше железа, чем в других ягодах. Они улучшают 5 работу сердца, обладают ранозаживляющим, противовоспалительным действием. По вертикали: 1 - Ягоды этого растения ценятся как природный источник витаминов. В них много витаминов , С и Р – активных веществ. Созревают в июле-августе. Это – сильное витаминное средство, обладает тонизирующим, мочегонным, потогонным, противоопухолевым действием. 2 – Многолетнее травянистое растение высотой до 30 см. Ягоды яркокрасные, кислые. Созревают в июле-августе. В них содержится большое количество витамина С ( 150 мг\100г), пектины, фитонциды, минеральные вещества, поэтому их широко используют в народной медицине. 3 – Ветвистый колючий кустарник или небольшое дерево высотой от 1,5 до 6 м. Цветки мелкие, желтые, душистые. Плод – костянка желто-золотистого цвета. Созревают плоды с конца августа до октября. Они – ценное поливитаминное сырье, в них содержатся : витамин С ( до 270мг\100г), витамины группы В, витамин Е, провитамин А. 4 – Одно из самых характерных растений верхового болота. Относится к числу кустарничков. Зрелыми, красными ягоды становятся только поздней осенью, перед самой зимой. Только тогда их можно собирать. Ягоды этого растения имеют широкое и разнообразное применение. 5 – Ближайший родственник малины. Однако не кустарник, а травянистое растение. Плоды похожи на плоды малины : каждый из них состоит из нескольких маленьких сочных плодиков, сросшихся между собой в одно целое. В начале созревания бывают красными, в полной зрелости они оранжевые, точно восковые. Они содержат от 3 до 6 % сахара, лимонную и яблочную кислоты. 6 – Вечнозеленый кустарничек. В конце лета на месте цветков мы находим ягоды- красивые красные горошинки, очень заметные среди зеленой листвы. У ягод освежающий и приятный кисло-сладкий вкус. Едят в свежем виде, варят из них варенье, мочат и т.д. Ценное свойство ягод – то, что они не портятся при хранении, их можно в большом количестве заготавливать впрок. Причина «лёжкости» ягод : они содержат антисептическое вещество – бензойную кислоту, которая препятствует загниванию . 6 Ответы на кроссворд . По горизонтали : 1 – малина; 2 – черника; 3- шиповник; 4- земляника; 5- ежевика; 6- голубика; 7- калина. По вертикали : 1 – смородина; 2 – костяника; 3 – облепиха; 4 – клюква; 5 – морошка; 6 – брусника. 4. Игра « Нарисуйте любимые овощи или фрукты». (Каждая команда получает жетончик за свои рисунки). 5. Игра "Отгадайте загадку и получи медальку". - Загадки задаются каждой команде по очереди, если правильно ответили получают жетончик, если нет, то загадка переходит к следующей команде.) Ярко-красных, чёрных, белых Ягодок попробуй спелых. Сельский сад — их родина. Что это? (смородина) В красных платьицах сестрички Прицепились за косички. Летом в сад зайдите здешний — Созревает там... (черешня) Что за гроздья налитые В листья спрятались резные? Сок их пьют и так едят. Эти гроздья —... (виноград) Он тяжелый и пузатый, 7 Толстокожий, полосатый, Сладкий, словно мёд, на вкус. Как зовут его? (арбуз) Повернулась к грядке боком, Налилась вся красным соком. Ей сестрица земляника. Что за ягодка? (клубника) Золотист один бочок, Красноват другой бочок. Посередине, в сердцевинеПритаился червячок.( Яблоко) Фрукт похож на неваляшку. Носит желтую рубашку. Тишину в саду нарушив. С дерева упала…(груша) Синий мундир, Желтая подкладка, А в середине-сладко.( Слива) На сучках висят шары, Посинели от жары. (Сливы) Этот фрукт на вкус хорош, И на лампочку похож. (Груша) Сверху шкурка золотая, В центре косточка большая. Что за фрукт?- Вот вам вопрос. Это сладкий…( Абрикос) Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растет…(Банан) Сладок он и толстокож, И чуть-чуть на серп похож. (Банан) Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растет. А на вкус кислейший он. Как зовут его? (Лимон) 8 Этот фрукт в рубашке яркой Любит, чтобы было жарко. Не растет среди осин Круглый, рыжий…(Апельсин) Вкусны-оближешь пальчики, Оранжевые мячики. Но только в них я не играю Я неизменно их съедаю. (Мандарины) Он большой,как мяч футбольный. Если спелый, все довольны. Так приятен он на вкус! Что это за шар? (Арбуз) Растет в траве Аленка В красной рубашонке. Кто не пройдет. Всяк поклон отдает. (Земляника) Долгоножка хвалится: -Я ли не красавица? А всего-то косточка, Да красненькая кофточка. (Вишня) Он на юге вырастал, В гроздь свои плоды собрал, А суровою зимою Придет изюмом к нам домой. (Виноград) Очень крепкий этот малый, Зубу непослушный. Расколи его сначала, А потом и кушай! (Орех) 6. Игра "Угадай ягодку" - Команды получают кроссворд, в котором должны найти ягод. Та команда, которая быстрее и больше найдет ягод получает жетончик. 9 - Молодцы! - Награждение победителей! Итог занятия. - Что для вас оказалось интересным и полезным на занятии? - Что нового узнали? - Чему научились на занятии? - Спасибо за участие. 10