Сценарий к 195-летию А.Толстого «Есть много звуков в сердца глубине…»

«Есть много звуков в сердца глубине…»

Цели:

1. Раскрытие и развитие творческих способностей учащихся.
2. Формирование самосовершенствования, эстетической культуры.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.К. Толстого, раскрыть
красоту пейзажной и любовно лирики поэта
2. Показать силу и красоту слова. Воспитывать эстетическую культуру,
формировать духовность.
3. Гармонически развивать личность посредством художественного слова,
музыки, живописи.

Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
Учитель: Я надеюсь, что многие из вас догадались, кому принадлежат эти строки.
5 сентября 2012 года исполнилось 195 лет со дня рождения русского писателя, поэта,
драматурга Алексея Константиновича Толстого (1817-1875). Наша сегодняшняя встреча
посвящена этому событию.
Ведущий 1: Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 года в СанктПетербурге. Мать его, красавица Анна Алексеевна Перовская, воспитанница графа
А.К.Разумовского, вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа Константина
Петровича Толстого. Брак был несчастлив; между супругами скоро произошел открытый
разрыв.
Ведущий 2: Мать Толстого сразу же после рождения ребенка оставила мужа и с
шестинедельным младенцем уехала из Петербурга в Черниговскую губернию, в имение
своего брата А.А.Перовского. Талантливый и прекрасно образованный человек, известный в
20-30-е годы прозаик, публиковавшийся под псевдонимом Антоний Погорельский,
Перовский заботливо и умело руководил воспитанием племянника
Чтец 1: «Мое детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые
воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный
весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре
превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии… С шестилетнего возраста я
начал марать бумагу и писать стихи – настолько поразили мое воображение некоторые
произведения наших лучших поэтов», - писал за год до смерти Алексей Константинович.
Ведущий 3: Вместе с Перовским Толстой путешествовал по Германии, посетил летом 1827г
знаменитого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте, подарившего мальчику кусок бивня
мамонта с собственноручно сделанным на нем рисунком. В Италии познакомился с
художником К. Брюловым, написавшим портрет юноши. Благодаря Перовскому первые

стихотворные опыты Толстого были переданы на суд В.А.Жуковскому. У Перовского в
Петербурге видел Толстой и Пушкина, запомнив на всю жизнь его удивительный смех.
Ведущий 4: По признанию Алексея Константиновича, он с самого раннего детства
чувствовал влечение к искусству – музыке, живописи, поэзии.
Ведущий 1: Стихи Толстой начал сочинять очень рано. «Мои первые опыты, - вспоминал
поэт, - были, без сомнения, нелепы, но в метрическом отношении они отличались
безупречностью». Мастерством стиха Толстой дорожил всегда, хотя критики иногда и
упрекали его то за «плохую» (неточную) рифму, то за неудачный, слишком прозаический, на
их взгляд, оборот речи. Между тем именно благодаря этим «недочетам» и создается
впечатление импровизации, поэзия Толстого приобретает особую живость и задушевность.
Эту особенность своего творчества понимал и сам Толстой: «Некоторые вещи должны быть
чеканными, иные же имеют право и даже не должны быть чеканными, иначе они
покажутся холодными».
Ведущий 2: С публикацией своих стихов Толстой не спешил. Первая крупная подборка его
стихотворений появилась только в 1854 г на страницах некрасовского «Современника», а
единственный прижизненный сборник вышел в 1867г. В него вошли многие теперь широко
известные стихи.
Чтец 1:
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
(«Колокольчики мои…»).
Ведущий 2: На это стихотворение композитором Булаховым была написана музыка, и
получился красивый романс с тем же названием (звучит романс).
Ведущий 3: Как считал сам Толстой, его склонности к поэзии необыкновенно
способствовала природа, среди которой он вырос: «Воздух и вид наших больших лесов,
страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление. Наложившее отпечаток
на мой характер и на мою жизнь…» Восхищение великолепием родной земли отчетливо
слышится в стихах Толстого, особенно в его пейзажной лирике. Ярки и сочны краски его
стихотворных зарисовок.
Чтец 2:
Винтовку сняв с гвоздя, я оставляю дом,
Иду меж озимей, чернеющей дорогой,
Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,

На пруд и мельницу, на дикий косогор,
На берег ручейка болотисто-отлогий
И в ближний лес вхожу. Там покрасневший клен,
Еще зеленый дуб и желтые березы
Печально на меня свои стряхают слезы;
Но далее я иду, в мечтанья погружен,
И виснут надо мной полунагие сучья,
А мысли между тем слагаются в созвучья…
(«Когда природа вся трепещет и сияет…»).
Ведущий 4: Толстого привлекают в природе самые простые и даже невзрачные картины. «В
каждом шорохе растенья и в каждом трепете листа» поэту слышится «иное значенье»,
«видна иная красота!» Поэт глядит «с любовию на землю», но душа просится выше, к тем
далям, о которых невозможно поведать «на ежедневном языке». В земном мире Толстой, как
и романтики, видит отблеск вечной, Божественной красоты и любви.
Чтец 3:
Дождя отшумевшего капли
Тихонько по листьям текли,
Тихонько шептались деревья,
Кукушка кричала вдали.
Луна на меня из-за тучи
Смотрела как будто в слезах;
Сидел я под клёном и думал,
И думал о прежних годах.
Не знаю, была ли в те годы
Душа непорочна моя?
Но многому б я не поверил,
Не сделал бы многого я.
Теперь же мне стали понятны
Обман, и коварство, и зло,
И многие светлые мысли
Одну за другой унесло.
Так думал о днях я минувших,
О днях, когда был я добрей;
А в листьях высокого клёна
Сидел надо мной соловей.
И пел он так нежно и страстно,
Как будто хотел он сказать:
«Утешься, не сетуй напрасно –
То время вернётся опять!»
Чтец 4:

Вот уж снег последний в поле тает.
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Как весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит, и поёт;
Утром небо ясно и прозрачно,
Ночью звёзды светят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?
Грустно жить тебе, о друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю,
И земной весны тебе не жаль…
Ведущий 1: Любовь для Толстого не тихое безмятежное чувство. Она приносит влюбленным
не только радости, но и горькие переживания, заставляя их тосковать в разлуке, мучиться
от напрасной ревности, страшиться людского осуждения.
Чтец 5:
Тебя так любят все; один твой тихий вид
Всех делает добрей и с жизнию мирит.
Но ты грустна, в тебе есть скрытое мученье,
В душе твой ласковый всегда так робок взор
И очи грустные так молят о прощенье,
Как будто солнца свет, и вешние цветы,
И тень в полдневный зной, и шепот по дубравам,
И даже воздух тот, которым дышишь ты,
Всё кажется тебе стяжанием неправым?
(«Тебя так любят все; один твой тихий вид…»)
Ведущий 2: Долго не складывалась личная жизнь Алексея Константиновича. Первое
серьёзное чувство его было к Елене Мещерской. Однако когда Алексей попросил у матери
позволения сделать понравившейся ему девушке предложение, Анна Алексеевна своего
благословения не дала, Алексей остаётся холостяком.
Ведущий 3: Эта ситуация в разных вариациях повторялась в течение многих лет: сердечная
склонность Толстого к той или иной девушке пресекалась матерью, то прямо выражающей
своё несогласие с выбором сына, то незаметно устраивающей необходимость срочного
отъезда Алексея или за границу, или к кому-то из родственников. Анна Алексеевна весьма
строго контролировала жизнь сына, старалась, чтобы он был всегда при ней, а если он
уезжал куда-то без неё, она не ложилась спать, пока он не вернётся. Алексея такая
«семейная» жизнь, казалось, не очень тяготила – он воспитан в послушании и любви к своей
матери. Этой идиллии, однако, не суждено продолжаться вечно – он, наконец, встретил ту,

отношениями с которой не готов пожертвовать с такой лёгкостью. Тем более что в ней он с
первых же дней знакомства видел не только привлекательную женщину, но и ту, кого поцерковнославянски именует «подружием»: соратницу, спутницу на жизненном пути. И
прежде всего – помощницу на пути творческом. Это была Софья Андреевна Миллер.
Ведущий 4: Именно ей посвятил Алексей Константинович стихотворение «Средь шумного
бала», которое станет одним из лучших в русской любовной лирике. В нём ничего не
придумано, всё так, как было.
Чтец 6:
Средь шумного бала случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдалённой свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид;
И смех твой, и грустный и звонкий
С тех пор в моём сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь –
Я вижу печальные очи,
Я слышу весёлую речь;
И грустно я так засыпаю.
И в грёзах неведомых сплю…
Люблю ли тебя – я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
Ведущий 4: Впоследствии Чайковский это стихотворение положил на музыку и получилось
ещё одно прекрасное творение – романс. (Звучит романс)
Чтец 7: «Я еще ничего не сделал - меня никогда не поддерживали и всегда обескураживали,
я очень ленив, это правда, но я чувствую, что я мог бы сделать что-нибудь хорошее, - лишь
бы мне быть уверенным, что я найду артистическое эхо, - и теперь я его нашел… это ты.
Если я буду знать, что ты интересуешься моим писанием, я буду прилежнее и лучше
работать».
Ведущий 1: Так писал он Софье Андреевне Миллер в самом начале их знакомства.
Отношения их складывались непросто: муж долго не давал ей развода, а мать была
настроена резко против избранницы сына.
Но всё это не разрушило их отношения, а напротив, сблизило влюбленных, ибо у Алексея
Константиновича было доброе, мягкое сердце, способное жалеть и прощать. Спустя
несколько лет, во время войны, Толстой заболел тифом и Софья Андреевна, невзирая на
опасность заразиться, выходила его, буквально вытащив с того света.
Ведущий 2: Последние годы жизни матери Алексей Константинович разрывался между ней
и Софьей. В 1857 году Анна Алексеевна умерла, Алексей был безутешен. Но ее смерть
наконец позволила соединиться влюбленным – они стали жить вместе, обвенчались в 1863
году. Своих детей у влюбленных не было, но они очень любили и привечали чужих.

Ведущий 3: Любовь Алексея Константиновича и Софьи Алексеевны с годами не ослабела, и
письма Толстого, написанные жене в последние годы его жизни, дышали той же
нежностью, что и строки первых лет их общения.
Ведущий 4: Любовь, несмотря на все сопутствующие ей горечи и терзания, - главный
источник творческого вдохновения и единственное спасение от «пошлой жизни» с ее
«житейским вихрем»
Чтец 8:
Минула страсть, и пыл ее тревожный
Уже не мучит сердца моего,
Но разлюбить тебя мне невозможно!
Всё, что не ты, - так суетно и ложно,
Всё, что не ты, - бесцветно и мертво.
(«Минула страсть, и пыл ее тревожный…»)

Учитель: Алексею Константиновичу выпало на долю создать прекрасные поэтические
произведения. Пусть их немного, но они вобрали, кажется, все звуки из глубин
человеческого сердца.

Анкета по литературно-музыкальной композиции, посвященной А.К. Толстому.
1. Понравилась ли увиденная вами литературно-музыкальная композиция?

2. Хорошо ли выступили чтецы? Кто из чтецов вам понравился больше и почему?

3 .Вам понравилось, как читали ведущие? Кто из ведущих вам понравился больше и
почему?

4. Что бы вы хотели добавить, убрать, что-то изменить?

5. Хотели бы вы принять участие в литературно-музыкальных композициях или
театральных постановках?

6. Нужны ли такие встречи? Если да, то почему? Если нет, то почему?

7. Что вы почерпнули для себя из этой встречи?

8. Что бы ещё вы хотели увидеть и услышать?

Спасибо за откровенный разговор.

Открытое занятие кружка « Театр юного актёра».
Цели и задачи: 1. Раскрытие сущности нравственных отношений между людьми.
2. Развитие умений учащихся вести диалог, рассуждать.
3. Формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь
дружбу.
Оборудование: декорации к сказке «Лесная сказка или как Ваня и Маша дружбу искали»,
костюмы.
Ход занятия.
I. Вступительная часть.
Учитель: Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбку подарим гостям!
К занятию готовы? Тогда за работу!
Удачи желаю я вам.
II. Основная часть.
Учитель: О чём мы будем говорить с вами сегодня на занятии вы узнаете из пословицы, которую я вас сейчас
скажу: «Птица сильна крыльями, а человек – дружбой».
- Так о чём же мы будем говорить? (О дружбе.)
-Да, сегодня мы будем говорить о дружбе. На протяжении многих занятий кружка «Театр юного актёра» и
музыкального кружка мы с вами готовили мюзикл «Лесная сказка или как Ваня и Маша дружбу искали»,
создавали к нему декорации, костюмы. Давайте вспомним эту сказку и покажем её гостям. (Инсценировка
мюзикла.)
Беседа по сказке.
- Вы поняли, о чём эта сказка?
- А какой сделали для себя вывод?
-А кто, по-вашему, считается настоящим другом? (Друг должен быть верным, добрым, сильным, честным,
щедрым.)
- Как вы понимаете слово «дружба»? (Когда между людьми возникают такие отношения, что они не предают,
умеют друг друга слушать, не обижают, делятся чем-то.) Вот такие отношения называются «дружбой».
- Так как же надо дружить?
-Предавать? (


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 52 2-19-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».