Природа и музыка. Лирические образы русских романсов_план-конспект

Урок 2.
Тема урока: «Природа и музыка. Лирические образы русских романсов».
Цель урока: Познакомить с новыми романсами.
Задачи урока: Раскрыть особенности романса. Учить осознанному и эмоциональному
восприятию музыки. Учить детей слышать и оценивать собственное
исполнение.
Музыкальный материал: «Жаворонок» Глинки; «Благославляю вас, леса» А. Толстой;
«Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова; «Здравствуй, Родина моя!»
Ю. Чичков; «Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой
Проблема урока: В чем сложность и притягательность романса?
Дополнительный материал: «презентация».
Ход урока
1. Организационный момент.
Дети входят в класс под музыку.
«Моя Россия» Г. Струве (минусовка, с мелодией)
 Под какую музыку вы вошли в класс? (Песня, мы её пели на прошлом уроке)
 А как вы узнали эту песню? (по мелодии)
 Давайте споем все вместе песню. (слова вывожу на слайде)
2. Работа с презентацией.
 Подготовительным этапом к прослушиванию романса «Благословляю вас, леса» П.
Чайковского
(стихи А.К. Толстого) может послужить знакомство детей со
стихотворным текстом, который прочитает учитель. Пусть ребята выскажут свои
предположения о том, музыку какого характера они сочинили бы на эти стихи, если
бы были композиторами. Третьеклассники, несомненно, услышат песенную мелодию
своего будущего произведения, его неторопливый темп, торжественный,
возвышенный характер высказывания. Нужно связать их раздумья с восторгом
человека-путешественника,
любующегося
природой,
с
неспешностью
и
сдержанностью его размышлений, благоговейным отношением к красоте жизни.
 определение жанра романса, послушать романс «Благословляю вас, леса» в записи
 отметить контраст различных настроений в музыке вступления, а также разучить
мелодию романса. Мужской голос, который исполняет романс, называется баритон.
 Контрастом к романсу Чайковского послужит музыка другого романса – «Звонче
жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова (на стихи того же поэта – А.К. Толстого).
Стремительная мелодия, быстрый темп, энергичные ритмы сопровождения, яркий
мажорный колорит музыки также передают восторг человека, наблюдающего за
весенним пробуждением природы. Пусть ребята вспомнят название высокого
женского голоса (сопрано) исполнительницы романса Римского-Корсакова.
 Закрепить понятия «лирический образ», «романс» можно в процессе исполнения
учащимися знакомого им романса М. Глинки «Жаворонок» (стихи Н. Кукольника).
 Продолжить знакомство с лирическими романсами можно на примере фрагмента
инструментального «Романса» Г. Свиридова (из музыкальных иллюстраций к повести
А. Пушкина «Метель»). Пусть ребята сами определят, что этот романс звучит в
исполнении симфонического оркестра, без слов. Если есть учебники, предложите им
найти нотную запись мелодии романса на с. 9 Учебника.
 Ответить на вопросы:
 Каков характер звучания романса?
 Какие средства выразительности использует композитор в этой музыке?
 Какие чувства передает эта музыка?
 Какому из романсов, прослушанных на этом уроке, близок по характеру и
настроению романс Свиридова?



Ответы на эти вопросы помогут детям усвоить особенности романсовой лирики
русских композиторов.
Дом.задание: ребята могут выполнить задания, предложенные на
разворотах
Учебника «Звучащие картины» и в Рабочей тетради «Я люблю тебя, Россия».
Завершить урок можно исполнением одной из знакомых лирических песен, которые
ребята разучивали в предыдущих классах.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 52 2-19-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».