РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Мосальская средняя общеобразовательная школа №1 на 2021-2026 г.г.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

Рассмотрено и принято

Утверждаю

на педагогическом совете

Директор МКОУ Мосальская средняя
общеобразовательная школа №1

Протокол № 1 от 30 августа 2021г.

______________________ В.П. Старостина
Приказ № 116 от 30 августа 2021г.

Приказ №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
Мосальская средняя общеобразовательная школа №1
на 2021-2026 г.г.

Мосальск, 2021

от

2

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1 расположена в живописном
месте, на крутом берегу реки Можайка, недалеко от соснового бора, который является памятником
природы регионального значения. Численность учащихся варьируется в пределах 260–270 человек.
В школе обучаются дети из г. Мосальск и Мосальского района. Около 30% обучающихся
ежедневно приезжают в школу на школьных автобусах. Благодаря немногочисленному коллективу
в школе созданы благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной
деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших. Знание личностных
особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствует
установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами и школьниками.
Богатая история города и школы создают хорошие возможности для гражданскопатриотического воспитания учащихся.
Наличие большой пришкольной территории, школьного сада и участка для выращивания
овощей, близость соснового бора, реки позволяет реализовывать трудовое и экологическое
воспитание школьников.
В школе развивается волонтёрское движение.
На протяжении многих лет в школе работает школьный спортивный клуб «Юность», одной
из основных задач которого является вовлечение школьников в активное занятие физкультурой и
спортом, а также в процесс сдачи норм ГТО. Обладателями знаков ГТО разного достоинства
являются не только школьники, но и учителя.
В школе существует стройная система вокальных ансамблей, которые объединяются в
младший школьный хор и старший школьный хор, составляя сводный школьный хор. Школьный
хор, ансамбли и солисты школы являются постоянными участниками всех концертов и праздников,
проводимых районным Домом культуры.
Школа реализует общеразвивающие программы дополнительного образования
спортивной, художественной, технической, естественно-научной и туристско-краеведческой
направленностей.
В своей воспитательной деятельности школа активно использует потенциал социального
окружения и тесно сотрудничает с учреждениями культуры муниципального района, такими как
районная библиотека, музейно-краеведческий центр «Дом Богдановых», Мосальская картинная
галерея, кинотеатр «Мир». Учащиеся школы всех возрастов являются постоянными посетителями
выставок, праздников, акций, открытых уроков, проводимых этими учреждениями.
С Мосальской детской школой искусств им. Н.П. Будашкина и районным Домом культуры,
МКОУ МСОШ №1 связано не только многолетним опытом сотрудничества, но и проведением
совместных мероприятий для обучающихся, их родителей, жителей города и района. Вследствие

3
того, что в школе отсутствует актовый зал, многие культурно-массовые мероприятия проводятся на
сценах этих учреждений, при непосредственной помощи сотрудников культуры, что позволяет
проводить школьные праздники на высоком культурном уровне.
В тесном сотрудничестве с детско-юношеской спортивной школой и физкультурнооздоровительным комплексом «Победа» работает школьный спортивный клуб, организуя
совместно важные спортивные ключевые общешкольные мероприятия, такие как летняя и зимняя
недели здоровья, школьный этап спартакиады школьников, некоторые станционные игры, а также
двухдневный туристический слёт.
Одним из важнейших принципов воспитания является

создание в образовательной

организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без
которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Важнейшим условием реализации этого принципа является совместная деятельность учащихся и
педагогов, когда педагог является не организатором и контролёром какой-либо деятельности, а
таким же участником. Педагоги поют на праздниках в школьном хоре, участвуют в
художественной самодеятельности, бегут вместе с учащимися кроссы, сдают нормы ГТО,
участвуют в эколого-трудовых акциях вместе со школьниками.
Педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Цель воспитательной деятельности педагогического коллектива школы - личностное
развитие школьников, проявляющееся в усвоении ими основных норм поведения в обществе и
традиций общества, в котором они живут; в развитии социально значимых отношений
школьников и ценностного отношения к семье, труду, Отечеству, природе, миру, знаниям,
культуре, окружающим людям и самим себе; в приобретении школьниками опыта осуществления
социально значимых дел, направленных на заботу о своей семье, на пользу родному городу и
стране в целом, трудового опыта, опыта деятельного выражения собственной гражданской
позиции.
Достижение данной цели обусловливает поэтапная систематическая работа над целевыми
приоритетами на каждой ступени образования.
1. На уровне начального общего образования таким целевым приоритетом является
создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний, таких
как:

4
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для
ребѐнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе;
подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы,
не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать
хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере
возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с
ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать
своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
2. На уровне основного общего образования приоритетом в воспитании является создание
благоприятных условий для развития социально значимых ценностных отношений школьников:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся
в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как

5
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое
самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным

партнерам,

с

которыми

необходимо

выстраивать

доброжелательные

и

взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать
чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
3. На уровне среднего общего образования воспитательным приоритетом является
создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления
социально значимых дел:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему селу, стране в целом, опыт деятельного
выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,
опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение
следующих основных задач:
1)

реализовывать

воспитательные

поддерживать сложившиеся в школе традиции;

возможности

общешкольных

ключевых

дел,

6
2)

реализовывать

потенциал

классного

руководства

в

воспитании

школьников,

поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие
по

школьным

программам

внеурочной

деятельности

и

дополнительного

образования,

реализовывать их воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и
на уровне классных сообществ;
6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных
объединений и организаций, в том числе волонтерских объединений школьников для освоения ими
новых видов социально значимой деятельности;
7) организовывать профориентационную работу со школьниками;
8) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и
событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом
профилактики антисоциального поведения школьников.

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем
модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
В целях формирования детско-взрослой общности и создания интересной событийно
насыщенной жизни, в которой проявляется широта потребностей и интересов всех участников
образовательного процесса, педагогами и учащимися школы при активной помощи родителей в
течение учебного года проводятся общешкольные дела, которые стали традиционными. Эти
ключевые общешкольные дела отражают школьный уклад жизни и призваны формировать
школьную общность, живущую общими ценностями.
На внешкольном уровне:
- социальный проект «Школа – мой дом» является

проектом эколого-трудовой

направленности и заключается в посильном участии всех обучающихся школы в уходе за
пришкольной территорией, который заключается в уборке мусора и опавшей листвы с
пришкольной территории, работе в школьном саду, поддержание декоративного состояния клумб

7
вокруг школы, а также развитии навыков самообслуживания (дежурство по школе, дежурство в
школьной столовой, уборка классных кабинетов, уборка «зон чистоты» в школьных коридорах).
Участие в проекте позволяет учащимся знакомиться с правилами обслуживающего труда и
календарём сельскохозяйственных работ, развивает навык использования сельскохозяйственного
инвентаря, навык самообслуживания, формирует позитивное отношение к труду.
- социальный проект «Милосердие» - это сотрудничество школы с ГБУ КО «Мосальский
дом-интернат для престарелых и инвалидов «Уют». Учащиеся разных классов в течение учебного
года приходят к насельникам дома-интерната с концертами и самодельными подарками, чтобы
поздравить их с Новым годом и Рождеством, Пасхой, Днем пожилого человека и пообщаться с
людьми старшего возраста.
Участие в этом проекте позволяет школьникам познакомиться с нуждами и проблемами
престарелых людей, формировать у них внимательное и заботливое отношение к старшим членам
своих семей и старшему поколению в целом, дает опыт взаимодействия со старшим поколением.
- Вечер встречи выпускников традиционно проводится в первую субботу февраля в РДК.
Подготовка к этому празднику начинается задолго до его проведения, в этот процесс включается
вся школа. Учащиеся 5-11 классов собирают информацию по одному из юбилейных выпусков:
встречаются с выпускниками, проживающими в нашем городе, проводят беседы с целью узнать
интересные факты школьной жизни, собирают фотографии, записывают интервью. Этот материал
ложится в основу сценария и презентации для вечера встречи выпускников, используется для
выпуска стенгазет о каждом юбилейном выпуске. Также учащиеся вручают выпускникам
юбилейных лет, проживающим в г.Мосальск, приглашения на праздник.
В день проведения праздника в школе организуются выставки художественного и
декоративно-прикладного

творчества

школьников,

выставляются

школьные

фотоальбомы,

демонстрируются видеозаписи школьных праздников и буден, старшеклассники проводят для
выпускников экскурсии по школе. Праздник продолжается в РДК большим концертом и общением
с выпускниками, которые приглашаются на сцену. Ведущие на вечере встрече выпускников –
учащиеся школы.
В процессе подготовки к этому мероприятию учащиеся узнают много фактов из истории
нашей школы, знакомятся с выпускниками разных лет, получают возможность развивать навыки
общения с людьми разных возрастов. Более глубокое изучение школьной истории позволяет
учащимся почувствовать себя частью этой школьной общности, проникнуться любовью и
уважением к школьным традициям. Также учащиеся имеют возможность развивать навыки
командной работы, проявлять лидерские качества, распределять и делегировать обязанности и
выражать себя в творчестве.

8
-

Участие учащихся школы в мероприятиях, посвященных Победе в Великой

отечественной войне, является многолетней традицией. На территории Мосальского района
проводится много мероприятий, посвященных Победе в ВОВ: митинг в д. Барсуки, акции
«Бессмертный полк», «Нетленная свеча Победы», «Письмо ветерану», митинг у мемориала
погибшим воинам в г. Мосальск, праздничный концерт, посвященный Дню Победы. Учащиеся
школы ежегодно выезжают на митинг в д. Барсуки, как в качестве участников митинга, так и в
качестве выступающих на митинге, принимают участие в митинге в г. Мосальск и в акциях,
шествуют в «Бессмертном полку» одной школьной колонной и готовят праздничный концерт,
который показывают жителям города совместно с учреждениями культуры.
Участие в данных мероприятиях направлено на воспитание чувства любви к Родине,
гордости за героизм народа, уважения к ветеранам, призвано пробудить чувство сопричастности к
судьбе своего народа и формировать гражданско-российскую идентичность.
На школьном уровне:
- общешкольные линейки, посвящённые Дню знаний и Празднику последнего звонка,
проводятся торжественно с вынесение флага РФ, при исполнении гимна РФ и гимна школы. На
линейки приглашаются родители, выпускники школы, руководители организаций города и района.
На линейках происходит взаимодействие разных групп участников образовательного процесса:
руководители обращаются к учащимся с приветственным словом, родители поздравляют
школьников,

первоклассники

поздравляют

выпускников,

выпускники

поздравляют

первоклассников. На этих линейках происходит торжественное награждение учащихся за
значимые достижения. Выпускники и первоклассники готовят к линейке стихотворения, песни,
танцы, театрализованные постановки. Эти линейки традиционно проводит директор школы.
Проведение данных мероприятий способствует укреплению школьных традиций и
формированию школьной общности, где каждый ученик чувствует себя частью школьного
коллектива.
- общешкольные линейки, посвящённые государственным праздникам и значимым
событиям в истории страны: День солидарности в борьбе с терроризмом, День Конституции
РФ, День памяти воинов-интернационалистов, День космонавтики являются традиционными
и проводятся ежегодно членами Совета старшеклассников для сохранения памяти о важных для
нашей страны событиях.
В условиях постоянной миграции определенных этнических групп населения и
многокультурности и многонациональности российского общества важно убеждать подрастающее
поколение в недопустимости решения конфликтов путем насилия и агрессии. Проведение линеек,
посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом и Дню Конституции РФ, призвано
распространять идеи сплочения российского общества, как основы силы, стабильности и

9
благополучия нашей большой страны; неприятия агрессии и жестокости по отношению к людям
других национальностей.
Общешкольные линейки, посвященные Дню памяти воинов-интернационалистов и Дню
космонавтики, являются стартом для классных мероприятий, проводимых в каждом классе для
более глубокого раскрытия темы или события, которым они посвящены. Выбор именно этих дат
обусловлен тем, что на фасаде школы установлены две мемориальные доски: мемориальная доска
Бушуеву К.Д., известному учёному в области ракетно-космической техники, который учился в
нашей школе и мемориальная доска Стихову Н.А., выпускнику школы, погибшему при
исполнении

воинского

долга

в

Афганистане.

На

линейки

приглашаются

воины-

интернационалисты, по окончании линейки к мемориальным доскам возлагаются цветы.
Проведение данных мероприятий направлено на ознакомление учащихся с достижениями
нашей страны в различных сферах, формирование гордости и чувства сопричастности к этим
событиям через историю жизней наших выпускников.
-

праздник

«День

учителя»

организуется

и

проводится

ежегодно

Советом

старшеклассников. Подготовка к празднику начинается задолго до его проведения и включает в
себя выбор администрации школы из числа обучающихся для проведения Дня самоуправления,
составление расписания занятий и звонков, подбор учителей-предметников и классных
руководителей из числа старшеклассников, назначение ответственных за проведение активных
перемен у младших школьников, составление сценария концерта для учителей, проведение
репетиций, подбор музыкального материала для создания праздничной атмосферы в день
проведения праздника, украшение школьных коридоров, выбор ответственных за встречу учителей
у входа, подготовка и проведение урока для учителей (тематику урока определяют сами учащиеся).
Проведение данного мероприятия позволяет учащимся проявить свои лидерские качества,
вырабатывать навыки и умения работать в команде, брать на себя ответственность. В процессе
подготовки мероприятия происходит тесное общение между учащимися и учителями при
разработке уроков, школьниками разных возрастных групп при подготовке концерта, что
способствует сплочению коллектива и формированию детско-взрослой общности. Также данное
мероприятия дает возможность организации профессиональных проб для большого числа
старшеклассников.
- Публичный отчет школы является одним из важнейших мероприятий, которое
проводится в конце сентября - начале октября каждого года в районном доме культуры и на
которое приглашаются учащиеся, их родители, администрация и жители города.
В фойе ДК организуется выставка достижений школьников и педагогов за прошедший
учебный год в виде грамот, дипломов, благодарственных писем; каждый класс готовит свои
выставки художественного и декоративно-прикладного творчества; выставляются школьные

10
фотоальбомы. Совместно с директором школы, который выступает с подробным отчетом о работе
школы в прошедшем учебном году, председатель и члены Совета старшеклассников школы
рассказывают

о

проведенных

школьных

делах

по

различным

направлениям.

Между

выступлениями директора и членов Совета старшеклассников учащиеся разных классов
представляют лучшие номера художественной самодеятельности. В течение этого мероприятия
происходит награждение благодарственными письмами учащихся и педагогов, внесших большой
вклад в развитие школьных традиций и формирование положительного имиджа школы.
Данное мероприятие призвано развивать лучшие школьные традиции, демонстрировать
таланты и успехи учащихся и педагогов, формировать чувство гордости за свою школу,
формировать чувство солидарной ответственности у учащихся за результаты деятельности школы.
-

Новогодние

праздники

включают

в

себя

новогоднее

представление,

которое

разыгрывается в районном Доме культуры учащимися средних и старших классов с включением в
него номеров художественной самодеятельности младших школьников. Каждый класс выпускает
Новогоднюю стенгазету и украшает свой кабинет в соответствие с тематикой, определенной
Советом

старшеклассников.

Новогоднее

театрализованное

представление

заканчивается

вручением призов победителям конкурса стенгазет и оформления классов, грамот и дипломов
учащимся, принявшим результативное участие во Всероссийской олимпиаде школьников
муниципального уровня и в творческих конкурсах различных уровней.
Подготовка и проведение общего новогоднего праздника для всей школы позволяет
развивать добрые взаимоотношения между детьми разного возраста, учить школьников
ориентироваться

на

возрастные

особенности

зрителей

при

подборе

материала

для

театрализованных представлений, создает возможности для самовыражения себя в творчестве.
- Летняя и зимняя недели здоровья проводятся ежегодно в сентябре и феврале школьным
спортивным клубом «Юность» при содействии сотрудников детской спортивной школы и
физкультурно-оздоровительного

комплекса

«Победа».

Главной

задачей

проведения

этих

мероприятий является вовлечение как можно большего числа школьников в занятия физкультурой
и спортом. Для этого участники спортивного клуба разрабатывают и предлагают большое число
разнообразных по форме и степени активности мероприятий, чтобы каждый участник имел
возможность найти себя в том виде активности, который подходит больше всего именно ему:
спортивные игры для учащихся средних и старших классов (волейбол, баскетбол, футбол,
пионербол, хоккей), спортивные состязания (шортрек,

парные лыжные гонки, полиатлон),

подвижные игры и конкурсы для учащихся младших классов, включая русские народные игры,
такие как лапта, «Воробьи и вороны» и т.д., ледовые представления с элементами состязаний,
дискотека на льду, «Зарница» и «Зарничка», велопробеги и пешие прогулки по бору.
Неделя здоровья начинается и заканчивается общим школьным мероприятием (линейка,

11
спортивный праздник, флешмоб, спортивное шествие), которое дает старт или закрывает неделю
здоровья, остальные спортивные мероприятия проводятся в течение недели для обучающихся
разных ступеней обучения отдельно. На эти мероприятия приглашаются местные спортсмены,
сотрудники детско-юношеской спортивной школы, ФОК, послы ГТО.
Организация недель здоровья направлена на формирование у всех обучающихся
положительного отношения к занятиям физической активностью, формированию потребности
сделать физическую активность нормой жизни и формированию привычек здорового образа
жизни.
- Акция «Свободная сцена» является одной из новых форм воспитательной работы школы,
она была введена в результате решения проблемы отсутствия в школе актового зала. По своей
сути акция «Свободная сцена» является художественно-просветительским мероприятием, для
участия в котором каждый класс готовит свое выступление по заранее определенной тематике.
Акция начинается общешкольной линейкой, на которой обосновывается актуальность выбранной
для проведения акции темы (Победа в ВОВ, экология, космос), далее каждый день в течение двух
недель на одной из перемен в коридоре на втором этаже школы классы представляют свою
подготовленную на 7-10 минут программу. Заканчивается акция также общешкольной линейкой,
на которой подводится итог мероприятия и выражается благодарность всем участникам.
Преимущества этой формы проведения мероприятий заключается в том, что учащиеся
школы погружаются в тематику акции на длительный срок (две недели); небольшое по времени
выступление не утомляет даже младших школьников; так как мероприятие проходит на одной из
перемен (необходима корректировка расписания звонков на время проведения акции), все
учащиеся, включая тех, кто уезжает домой после уроков на школьном автобусе, имеют
возможность на нем присутствовать.
- Праздник Последнего звонка традиционно проводится для выпускников школы в конце
мая на сцене районного Дома культуры с приглашением всех учащихся школы, родителей и
жителей города. Представители разных учреждений города, педагоги, родители поздравляют
выпускников школы, участники вокальных коллективов, театральной студии, спортивного клуба
готовят номера художественной самодеятельности. Одним из традиционных моментов праздника
является

поздравление

выпускников

десятиклассниками

и

передача

выпускников

десятиклассникам старшинства по школе. Девятиклассники и одиннадцатиклассники выступают с
ответным словом.
Проведение праздника способствует укреплению школьных традиций, формированию
школьной общности и создает возможности для творческого самовыражения учащихся.
- Двухдневный туристический слёт проводится в конце учебного года для учащихся 5-8 и
10 классов. Каждый класс формирует команду, которая соревнуется

в ориентировании на

12
местности, силовой эстафете, спортивном туризме, ночном ориентировании. Остальные ученики
класса, не вошедшие в команду соревнуются в конкурсе обедов, конкурсе газет, конкурсе
сказочных героев. Учащиеся 10 класса не формируют собственной команды, они являются
кураторами в командах других классов и помогают учащимся проходить испытания. Программа
слета разрабатывается и проводится участниками школьного спортивного клуба «Юность»
совместно с сотрудниками физкультурно-оздоровительного комплекса «Победа».
Участие в туристическом слёте позволяет учащимся применять на практике знания,
полученные на уроках, расширить кругозор, учиться вести себя в природных условиях,
приобрести опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях,
развивать навыки самообслуживания, выносливости и других физических и моральных качеств. В
турслёте формируются доверительные отношения между его участниками, осуществляется
командообразование. Учащиеся получают опыт полезного проведения досуга.
На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; участие школьных классов в
реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел,
- участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
-

вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из

возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование,
ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки,
проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с
педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим
примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

13
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом, индивидуальную
работу с учащимися вверенного ему класса, работу с учителями, преподающими в данном классе,
социальным педагогом, педагогом-психологом; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Работа с классом:
- сплочение коллектива класса через игры и тренинги на сплочение и командообразование;
совместную трудовую и спортивную деятельность;
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с
учащимися вверенного ему класса, таких как концерты, конкурсы, викторины, КВН, однодневные
походы;
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога
и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка,
поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности
обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для
общения;
- празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные
ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
- классные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии
собственного участия в жизни класса;
- совместное посещение учреждений культуры, таких как кинотеатр «Мир», краеведческий
комплекс «Дом Богдановых», картинную галерею, районный дом культуры;
- однодневные поездки по местам боевой славы, историческим местам или в учреждения
культуры;
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам;
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего
трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным
руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;

14
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных
портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным
руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои
успехи и неудачи;
- индивидуальная работа со школьниками класса по ведению «Культурного дневника
школьника» в рамках реализации проекта «Культура для школьников», в котором дети фиксируют
индивидуальное или совместное с классным руководителем посещение историко-культурных мест
и культурно-значимых объектов;
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными
представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным
психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное
поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на
формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения
усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о
жизни класса в целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов;
- организация работы родительского патруля с целью контроля соблюдения школьниками
правил дорожного движения, норм законодательства РФ и Калужской области;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению классных праздников,
однодневных походов и экскурсий;
-

организация

на

базе

класса

направленных на сплочение семьи и школы.

семейных

праздников,

конкурсов,

соревнований,

15
3.3. Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
-

установление

доверительных

отношений

между

педагогическим

работником

и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и
просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
-

привлечение

внимания

обучающихся

к

ценностному

аспекту

изучаемых

на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию обучающимсяпримеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими
обучающимися;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
-

организация

шефства

мотивированных

и

эрудированных

обучающихся

над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
-

инициирование

и

поддержка

исследовательской

деятельности

обучающихся

в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного

16
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Формы деятельности для реализации воспитательного потенциала урока:
- участие во Всероссийской олимпиаде школьников, районной краеведческой конференции им.
А.Е. Зайцева, в Хлюстинских чтениях, областной научно-практической конференции «Молодость –
науке» памяти А.Л. Чижевского, областные краеведческие чтения памяти А. Д. Юдина;
- выпуск предметных стенгазет в рамках предметных недель;
- видеоуроки, практикумы, мультимедийные презентации, цифровые платформы, тесты в онлайн –
режиме;
- интерактивные формы работы на уроке – деловые игры, работа в группах, предметные
дискуссии конструктивного диалога, интеллектуальные игры.
Модуль 3.4. «Курсы внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность в МКОУ МСОШ №1 ведется по пяти основным направлениям
развития

личности:

общеинтеллектуальное,

общекультурное,

социальное,

спортивно-

оздоровительное, духовно-нравственное. Поскольку внеурочная деятельность вводится в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, при составлении плана внеурочной
деятельности

учитывается анализ учебных достижений учащихся за истёкший учебный год, а

также результаты мониторинга запроса обучающихся, педагогов и родителей. Поэтому количество
реализуемых программ внеурочной деятельности варьируется. Однако есть такие программы,
которые не теряют своей актуальности и реализуются из года в год.
Для общеинтеллектуального направления таким программами являются курсы внеурочной
деятельности «Умники и умницы», «Хочу все знать», «Информатика», «Тайны русского языка».
Эти курсы направлены на развитие творческого мышления, воспитания культуры умственного
труда, развитие интеллектуальных способностей ребенка, формирование представления об
исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности, обучение детей
специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований. В результате
занятий у детей развивается устойчивый интерес к учебно-познавательной и исследовательской
деятельности, формируется углубленное представление об объекте исследования как области, в
рамках которой ведется исследование отношений и свойств для получения новой информации,
развивается умение добывать знания и умения использовать их на практике, стимулирование
развития потребности в познании.
В рамках работы по общекультурному направлению реализуются такие программы
внеурочной деятельности, как «Школа развития речи», «Разговор о правильном питании»,
«Домисолька», «Весёлые нотки». Эти программы способствуют воспитанию способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных
ориентаций, развитие обшей культуры, знакомству с общечеловеческими ценностями мировой

17
культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственноэтическими ценностями
многонационального народа России и народов других стран, развивает эмоциональную сферу
ребенка, чувства прекрасного, творческие способности, формирует коммуникативную и
общекультурную компетенции.
Социальное

направление

развития

личности

представлено

такими

программами

внеурочной деятельности, как «Учусь создавать проект», «Лаборатория безопасности», «Добрая
дорога детства». Эти программы призваны формировать сознательного гражданина с прочными
убеждениями, воспитывать трудолюбие, ценностное отношение к окружающей среде, людям;
формировать социально-трудовые компетенции, потребность приносить пользу окружающим,
быть социально-активным, повышать уровень самоопределения ребенка, расширять понимания им
своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество».
В рамках спортивного направления традиционно реализуются такие программы внеурочной
деятельности, как «Баскетбол», «Волейбол», которые направлены на

формирование знаний,

установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление
физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных
составляющих, способствующих

познавательному и

эмоциональному развитию

ребенка,

достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Во время
занятий формируется культура здорового и безопасного образа жизни; используется оптимальный
двигательный режим для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
развиваются потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Традиционно реализуемыми программами духовно-нравственного направления развития
личности являются «Волшебный мир книг», «Я в мире, мир во мне». В основу работы по данному
направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности
российского общества, такие как формирование общечеловеческих ценностей в контексте
развития у обучающихся гражданской идентичности; воспитание нравственного, ответственного,
инициативного и компетентного гражданина России; приобщение обучающихся к культурным
ценностям своей этнической или социокультурной группы; формирование духовной культуры,
привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности и чувства патриотизма,
позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Полный список программ внеурочной деятельности, реализуемых в конкретном учебном
году, находится в плане внеурочной деятельности.
Дополнительное образование детей – одна из важнейших составляющих образовательного
пространства в современном российском обществе. Оно социально востребовано и органично
сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
В МКОУ МСОШ №1 развивается система дополнительного образования в рамках

18
федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», Центра
образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках федерального проекта
«Современная школа» национального проекта «Образование».
Федеральный

проект

предусматривает

обновление

содержания

дополнительного

образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных
программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам
детей

с

разными

образовательными

потребностями,

модернизацию

инфраструктуры

и

совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.
Направления дополнительного образования:
- спортивное направление: «Школьный спортивный клуб «Юность»;
- техническое направление: «Хайтек цех «Мастер», образования «Фото, видео, медиалаборатория
«Мультимикс»;
- естественно-научное направление: «Агро и биотехнологии. Растениеводство», «Наука в опытах и
экспериментах»;
- художественное направление: «Школьный хор»;
- туристко-краеведческое направление: «Школа выживания».
3.5. Модуль «Самоуправление»
Воспитательная деятельность педагогического коллектива школы также направлена на
формирование у обучающихся таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность,
ответственность, трудолюбие через развитие детского самоуправления в школе, которое
осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
- через деятельность Общего собрания школьников, которое является высшим органом
школьного ученического самоуправления, проводится не реже 1 раза в год для рассмотрения и
утверждения перспективного плана деятельности органов самоуправления; решения вопросов,
связанных с участием учащихся в управлении школой, формирования органов самоуправление в
школе; рассмотрения и утверждения положений, памяток, инструкций, регулирующих
внутреннюю деятельность учащихся в коллективе; заслушивания отчётов и информации,
оценивания результатов деятельности органов самоуправления.
- Совет старшеклассников, которым руководит председатель, избираемый на год тайным
голосованием учащихся 5-11 классов. Стать им может старшеклассник не моложе 14 лет.
В Совет старшеклассников входят председатель Совета старшеклассников, заместитель
председателя Совета старшеклассников, направленные от классных коллективов делегаты, которые
возглавляют работу центров.

19
- через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций, в которые входят представители школьного
спортивного клуба, литературной гостиной, вокальных объединений, отряда ЮИДД.
На уровне классов:
- через деятельность выбранного обучающимися класса старосты, который представляет интересы
класса в общешкольных делах и координирует работу органа классного самоуправления;
-

через

деятельность

выборных

органов

самоуправления,

отвечающих

за различные направления работы класса;
- через советы дела класса, формируемые для проведения классных праздников, вечеров отдыха,
соревнований, игр;
- через распределение среди школьников ответственных должностей во время организации
походов, экскурсий, прогулок, посещения учреждения культуры.
На индивидуальном уровне:
-

через

вовлечение

обучающихся

в

планирование,

организацию,

проведение

и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по
контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями,
оформлением классных уголков, выпуском стенгазет.
3.6. Модуль «Профориентация»
Формирование способности к социальному, деятельностному и культурному
самоопределению учащихся на основе выбора хозяйственно-трудовой деятельности в
современных условиях является основой совместной деятельности педагогических работников и
обучающихся. Профориентационная работа включает в себя:
- сотрудничество с ГКУ "ЦЗН Мосальского района" для организации совместной
профориентационной работы с учащимися;
- циклы профориентационных часов, направленных на знакомство обучающихся с миром
профессий и профессиональной деятельностью, на которых школьники знакомятся с Атласом
новых профессий Калужской области. Также при проведении классных часов используется
самодельное пособие - лэпбук «Атлас новых профессий Калужской области»;
- встречи школьников с людьми различных профессий;
- участие в открытых уроках портала «Проектория»;
- экскурсии на предприятия района и области, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти
профессии;

20
- посещение профориентационных мероприятий, таких как День призывника, чемпионат
«World Skills», «Ярмарка вакансий»;
- посещение Дней открытых дверей ВУЗов и СУЗов;
- организация профессиональных проб обучающихся: участие в проведении Дня
самоуправления, выпуск школьной газеты, работа в пришкольном оздоровительном лагере в
качестве вожатых, участие в отряде юных инспекторов дорожного движения, участие в вокальных
объединениях;
- прохождение профориентационного онлайн-тестирования по методике «Профдиагностика
2.0», на платформе проекта «Билет в будущее»;
- участие в конкурсах и всероссийских профориентационных проектах в сети Интернет,
направленных на профессиональное самоопределение учащихся, таких как «Большая перемена»;
- совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий;
- освоение обучающимися основ сельскохозяйственных профессий по программе
«Введение в агробизнес» в рамках реализации Всероссийского проекта «Точка роста»;
- индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам
склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые
могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.
3.7. Детские общественные объединения
Развиваясь в разновозрастном детском коллективе, членов которого объединяют
общие интересы и увлечения, школьники получают возможность с пользой для себя проводить
досуг, развивать свои способности и таланты, взаимодействовать с людьми разного возраста,
получают важный для их личностного развития опыт участия в общественных делах.
На базе школы действуют несколько школьных объединений, воспитательная деятельность
в которых осуществляется через социально-значимую деятельность, необходимую для их
личностного развития.
Школьный спортивный клуб «Юность» работает в школе с 2011года. Основными
направлениями работы школьного спортивного клуба являются организация и проведение
школьной Cпартакиады обучающихся, организация спортивных мероприятий, направленных на
развитие физических качеств, необходимых для сдачи норм ГТО, массовое вовлечение учащихся в
участие в спортивных мероприятиях. Также в рамках школьного спортивного клуба работают
секции «Волейбол», «Баскетбол», «Полиатлон». Актив школьного спортивного клуба составляют
26 учащихся старших классов и 4 педагога школы.
Для подготовки учащихся к успешной сдаче норм ГТО спортивный школьный клуб
проводит праздники ГТО с приглашением местных спортсменов, послов ГТО, на которых

21
школьники имеют возможность пройти испытания, необходимые для получения знака ГТО и
выявить свои реальные шансы на получение знака. При выявлении физических упражнений,
которые учащийся выполняет не так успешно, он получает рекомендации, как развивать силовые
качества, необходимые для успешного выполнения нормативов.
Совместно с сотрудниками физкультурно-оздоровительного комплекса «Победа», детскоюношеской спортивной школы и Мосальским хуторским казачьим обществом школьный
спортивный клуб организует и проводит следующие мероприятия:
- Летняя и зимняя недели здоровья;
- военно-спортивная игра «Зарница»;
- станционная игра «Голубые береты»;
- школьный туристический слет.
С целью массового вовлечения учащихся в занятия физкультурой и спортом школьный
спортивный клуб организует для учащихся школы такие спортивные мероприятия, как:
- «Посвящение первоклассников в спортсмены»,
- «Весёлые старты»,
- станционная игра «СпортФорт»,
- спортивные мероприятия духовно-нравственной тематики «Сотворение мира» и «Рождество
Пресвятой Богородицы».
Участниками спортивного клуба разработаны и реализуются сценарии семейных
спортивных праздников «Дочки-матери», «Мой папа самый лучший», которые проводятся
совместно с родителями, сестрами, братьями, бабушками и дедушками.
В течение учебного года школьный спортивный клуб проводит школьную спартакиаду,
которая включает в себя соревнования между классами по футболу, баскетболу, волейболу, лапте.
Школьные вокальные ансамбли созданы в каждом классе начальной школы, для
учащихся основной и средней школы работает вокальный ансамбль «Весёлые нотки». Ансамбли
начальной школы объединяются в младший хор, учащиеся основной и средней школы
объединены в старший школьный хор, младший и старший школьный хоры составляют школьный
сводный хор. Школьные вокальные ансамбли являются активными участниками всех культурномассовых мероприятий школы и района.
На внешкольном уровне вокальные объединения тесно сотрудничают с учреждениями
культуры, такими как районный Дом культуры, районная библиотека, музейно-краеведческий
центр «Дом Богдановых», Мосальская картинная галерея, и принимают активное участие в
мероприятиях, проводимых этими учреждениями: Праздник матери, праздник детства и молока,
торжественные концерты, посвященные международному женскому дню, Дню защитника
Отечества,

гражданско-патриотические

акции

и

митинги,

посвященные

Дню

Победы,

22
освобождению г. Мосальск, Мосальского района от немецко-фашистских захватчиков, встречи с
ветеранами ВОВ и малолетними узниками, встречи воинов-интернационалистов, встречи клуба
читателей.
Вокальные ансамбли на протяжении нескольких лет сотрудничают с ГБУ КО «Мосальский
дом-интернат для престарелых и инвалидов «Уют», куда учащиеся приходят с концертами и
самодельными подарками, чтобы поздравить насельников с Новым годом и Рождеством, Пасхой,
Днем пожилого человека и пообщаться с людьми старшего возраста.
Вокальные ансамбли школы, школьные хоры выступают на всех школьных праздниках и
мероприятиях.
Участие в школьных вокальных ансамблях позволяет учащимся приобретать опыт
сценического выступления, выражать себя через творчество, развивать свои способности и
таланты, развивать взаимоотношения с большим кругом людей разного возраста. Распевки и
дыхательная гимнастика, применяемые музыкальным руководителем на занятиях, укрепляют
органы дыхания. Разучивание текстов песен развивают память учащихся. Включение в репертуар
музыкальных произведений разных жанров и эпох развивает эстетический вкус учащихся и
воспитывает культурно.
Отряд юных инспекторов дорожного движения «Зебра» работает в школе с 2017 года.
МКОУ МСОШ №1 является муниципальной опорной площадкой по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма, деятельность которой определена темой:

«Модель

профилактики детского дорожно-транспортного травматизма через развитие движения ЮИД в
муниципальном районе». Участники отряда ЮИДД включены в различные виды общественнополезной деятельности, в том числе просветительскую.
На внешкольном уровне совместно с сотрудниками ГИБДД участники отряда проводят
акции «Безопасный переход», «Засветись!», «На безопасной скорости», в ходе которых разъясняют
населению необходимость соблюдать правила дорожного движения и носить световозвращающие
элементы в темное время суток.
Участники отряда ЮИДД ведут просветительскую работу среди дошкольников, выступают
в МКДОУ Мосальский детский сад комбинированного вида «Радуга» с беседами, агитбригадами,
театральными постановками, сюжетными играми.
На школьном уровне участники отряда ведут просветительскую деятельность среди
обучающихся школы: проводят беседы, викторины, конкурсы, станционные игры на знание
правил дорожного движения, мастер-классы по изготовлению световозвращающих элементов,
практические занятия по прохождению безопасного пути из школы домой, агитбригады,
театрализованные представления.

23
Участники отряда ЮИДД осуществляют мониторинг наличия у обучающихся начальных
классов схем маршрутов безопасного пути движения от дома к школе, наличия у обучающихся
всех классов световозвращающих элементов.
Волонтерский отряд «Открытое сердце» является общественным объединением, целью
которого

является

совместное

решение

различных

социальных

проблем.

Участниками

объединения могут стать учащиеся с 5-го по 11-й класс. Деятельность объединения
осуществляется как в школе, так и за ее пределами в содружестве с сотрудниками школы и
родителями.
На внешкольном уровне волонтеры принимают участие:
- в эколого-трудовых акциях по очистке городского бора, городских скверов и парков от мусора;
- в гражданско-патриотических мероприятиях, таких как митинги, посвященные Дню Победы,
освобождению г. Мосальска и Мосальского района от немецко-фашистских захватчиков, Дню
памяти воинов-интернационалистов;
- в культурно-массовых мероприятиях, посвященных праздникам и значимым датам (День города,
Праздник молока и детства, Масленица, День физкультурника, Георгиевская ярмарка);
- в рейдах и акциях, направленных на помощь пожилым людям в уходе за придомовыми
владениями, совершении покупок и др.
На школьном уровне участники волонтерского отряда проводят акции («Мы против
СПИД», «Блокада Ленинграда», «Чистая речь», «Сообщи, где торгуют смертью»), оказывают
посильную помощь в благоустройстве пришкольной территории, уборке пришкольной территории
от мусора и опавшей листвы, оказывают помощь при проведении школьных линеек и праздников
(установка аппаратуры, украшение школьных коридоров), помогают ремонтировать школьную
мебель.
Обучающиеся получают важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развивают в себе такие
качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать
других. Работа в волонтёрском отряде «Открытое сердце» способствует воспитанию у
обучающихся активной гражданской позиции, формированию лидерских и нравственно-этических
качеств, чувства патриотизма, осознанию участниками личностной и социальной значимости их
деятельности, ответственного отношения к любой деятельности, получают опыт организаторской
деятельности, умения работать в команде, распределять обязанности, контролировать сроки
выполнения, чувствовать ответственность за результат.
3.8. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций

24
семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями
школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
-

Общешкольный

родительский

комитет,

участвующий

в

управлении

образовательной

организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых
проблем обучения и воспитания школьников;
- родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные
занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
- семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного
проведения досуга и общения;
- семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от
профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным
творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
- социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также
осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов;
- «Родительский патруль», осуществляющий патрулирование общественных мест с целью
контроля за соблюдением школьниками норм законодательства, а также правил дорожного
движения.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
-

помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и классных

мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогов и
родителей;
- посещение учащихся на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий проживания и
особенностей взаимоотношения в семье.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ воспитательной работы проводится с целью выявления основных проблем школьного
воспитания и последующего их решения.
Самоанализ воспитательной работы осуществляется по следующим направлениям:

25
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся
Критерием оценки успешности этого направления является динамика личностного развития
обучающихся каждого класса, которая устанавливается путем педагогического наблюдения.
Анализ осуществляется классными руководителями совместно с заместителем директора по
воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического
объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Обсуждению подлежат
такие вопросы, как: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся
удалось

решить

за

минувший

учебный

год;

какие

проблемы

решить

не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности
обучающихся и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью
школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников служат беседы с обучающимися и их
родителями, педагогическими работниками, лидерами ученического самоуправления, при
необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании
методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством взаимодействия школы и семей обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 52 2-19-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».