Приложение 1к
ООП НОО МКОУ Мосальской средней
общеобразовательной школы №1, утверждённой
приказом №136 от 03.08.2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Музыка»
1 -4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«МУЗЫКА»
Рабочая программа по музыке составлена:
- в соответствии с требованиями к рабочей программе «Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (Приказ Минобрнауки России № 1576 от 31 декабря 2015 г. "О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373")
- на основе программы «Музыка», автор: Е.Г. Критская, Г.П.Сергеева.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты
определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Музыка»:
—
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов
фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской
православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства
России;
—
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления
произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
—
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в
культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни
класса, школы, города и др.;
—
уважительное отношение к культуре других народов; сформирован ность
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
—
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
—
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
— формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
—
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и
общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
—
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной
деятельности;
—
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
—
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания
содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы
достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
—
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и
внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
—
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
—
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох,
творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
—
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной
форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого
анализа музы- кальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
—
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
(включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы,
цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с
интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности:
—
формирование представления о роли музыки в жизни человека,в его духовнонравственном развитии;
—
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
—
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
—
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
—
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какомулибо виду) музыкально-творческой деятельности;
—
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
—
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать
содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
—
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в
импровизациях.
—
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
•
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных
произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально
откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах
деятельности;
•
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии
фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной
музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
•
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные
черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в
исполнительской деятельности;
•
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового
и инструментального) воплощения различных художественных образов;
•
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение,
драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование,
импровизация и др.);
•
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов;
•
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и
профессионального музыкального творчества разных стран мира.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями:
«Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства»,
«Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как
естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы,
настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности.
Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита,
кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России.
Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки,
загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и
профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная
музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и
изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и
мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник
музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм,
темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие.
Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях
композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации
музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека,
музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального
развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного
содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и
др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие
представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные
коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы
(хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов.
Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая.
Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской,
смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных
инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.
Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.
Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и
музыкальный язык.
Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками для
общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С.
Шмагиной: «Музыка. 1 класс», «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КЛАСС (33 ч)
1
№
Тематическое планирование
Количество часов
1
Музыка вокруг нас
16 ч
2
Музыка и ты
17 ч
ИТОГО
33 ч
КЛАСС (34 ч)
2
№ Т ематическое планирование
Количество часов
1
Россия – Родина моя
2
День, полный событий
6ч
3
О России петь – что стремится в храм
5ч
4
Гори, гори ясно, чтобы не погасло
4ч
5
В музыкальном театре
5ч
6
В концертном зале
5ч
7
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…
6ч
ИТ
3ч
ОГО
34 ч
КЛАСС (34 часа)
3
№
Тематическое планирование
Количество часов
1
Россия – Родина моя
5ч
2
День, полный событий
4ч
3
О России петь – что стремится в храм
4ч
4
Гори, гори ясно, чтобы не погасло
4ч
5
В музыкальном театре
6ч
6
В концертном зале
6ч
7
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…
5ч
ИТОГО
34 ч
КЛАСС (34 часа)
4
№
Тематическое планирование
Количество часов
1
Россия – Родина моя
3ч
2
О России петь – что стремится в храм
4ч
3
День, полный событий
6ч
4
Гори, гори ясно, чтобы не погасло
3ч
5
В концертном зале
5ч
6
В музыкальном театре
6ч
7
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…
7ч
ИТОГО
34 ч