РП_Шахматы_2-3 класс

Приложение 1к ООП
НОО МКОУ Мосальской средней общеобразовательной
школы №1, утверждённой приказом №136 от 03.08.2021

Рабочая программа
по учебному предмету «Шахматы»
2-4 классы

Пояснительная записка
Программа учебного занятия «Шахматы» предназначена для обучающихся 2-4 классов
начальной школы и составлена в соответствии ФГОС начального общего образования, на
основе программы под редакцией И.Г.Сухин «Шахматы – школе» для начальных классов
общеобразовательных учреждений». – Обнинск: Духовное возрождение, - 2014г. Для
реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий
учебники, методические рекомендации для учителя, авт. И.Г. Сухин.
Рабочая программа включает все темы, предусмотренные авторской программой
учебного занятия.
В Рабочую программу не внесены изменения по сравнению с авторской программой
учебного курса.
В соответствии с учебным планом МКОУ Мосальской средней общеобразовательной
школы №1изучение учебного занятия «Шахматы» предусматривается в обязательной
части, предметной области «Физическая культура». Общее количество часов за три
года обучения 102 часа, по одному часу во 2,3,4 классах.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (далее ФГОС НОО) устанавливает требования к результатам
обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего
образования (далее ООП НОО):
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностносмысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные
позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ
гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу
умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного
курса опыт специфической для данной предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему
основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной
научной картины мира.
Личностные результаты освоения программы курса, отражают:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

Метапредметные результаты освоения программы курса, отражают:

Познавательные
УУД
осваивать начальные
формы
познавательной и
личностной
рефлексии.
Учиться
использовать знакосимволические
средства
представления
информации.

Коммуникативные
УУД
Активно
использовать
речевые средства в
процессе общения с
товарищами во
время занятий.

Регулятивные
УУД
Овладевать
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи занятия.

Находить способы
Учиться слушать
решения и
собеседника,
осуществления
напарника по игре,поставленных задач.
быть сдержанным,
выслушивать
Формировать
замечания и мнение умение
контролировать свои
других людей,
Использовать
действия.
различные способы излагать и
поиска информации аргументировать
на заданную на
свою точку зрения.
Учиться понимать
причины успеха и
кружке тему.
Учиться
неуспеха своей
Собирать и
договариваться о
обрабатывать
деятельности.
материал, учится его распределении
функций и ролей в
передавать
совместной
окружающим
разными способами. деятельности.
Овладевать
логическими
действиями,
устанавливать
аналогии, строить
рассуждения,
овладевать новыми
понятиями.
Овладевать
начальными
сведениями об
изучаемом объекте
(шахматах)
Учиться работать в
информационной

Личностные
УУД
Адекватно
оценивать свое
поведение и
поведение
окружающих.
Формировать
уважительное
отношение к иному
мнению.
Учиться понимать
свою роль,
развивать
самостоятельность и
ответственность.
Развивать навыки
сотрудничества со
взрослыми
и сверстниками.
Учиться относиться
бережно к
материальным и
духовным
ценностям.

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

среде по поиску
данных изучаемого
объекта.

Предметные результаты освоения программы курса, отражают:
Знание шахматных терминов: белое и чѐрное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр. Правильное определение и название белых и чѐрных
шахматных фигур; Правильное расставление фигур перед игрой; Сравнивание,
нахождение общего и различие. Умение ориентироваться на шахматной доске.
Понимание информации, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знание
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья,
мат в один ход, длинная и короткая рокировка и еѐ правила.Правила хода и взятия
каждой из фигур, «игра на уничтожение», лѐгкие и тяжѐлые фигуры, ладейные,
коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе,
превращение пешки.принципы игры в дебюте;
Владение основными тактическими приемами;что означают термины:
дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Грамотноерасположение шахматных фигур в дебюте; нахождение несложных
тактических ударов и проведение комбинации;точное разыгрывание
простейших окончаний
Предметные результаты освоения программы учебного занятия (модуля)
«Шахматы» характеризуют умения и опыт обучающихся, которые приобретаются и
закрепляются в процессе освоения учебного занятия (модуля).
В результате освоения программы учебного занятия (модуля) «Шахматы»
обучающиеся начального общего образования общеобразовательных организаций должны:
научиться :
 знать историю возникновения и развития шахматной игры;
 знать чемпионов мира по шахматам, их вклад в развитие шахмат, ведущих
шахматистов мира;
 знать вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
 знать историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения
соревнований и личностные (интеллектуальные, физические, духовнонравственные) качества шахматиста-спортсмена;
 знать историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся
шахматных деятелей России;
 знать использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной
практической деятельности.
к концу первого года обучения обучающиеся должны:
 объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые,

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и
короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
 знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
 знать правила хода и взятия каждой фигуры;
 ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в
отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения
правил шахматного кодекса;
 правильно располагать шахматную доску между партнерами;
 правильно расставлять фигуры перед игрой;
 различать вертикаль, горизонталь, диагональ;
 рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные
задачи на мат в один ход;
 знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
 знать «цену» каждой шахматной фигуры;
 усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и
ладьей, ферзем и королем;
 овладеть способом «взятие на проходе»;
 записывать шахматную партию;
 уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала до
конца с записью своих ходов и ходов соперника.
к концу второго года обучения обучающиеся должны:
 овладеть умением видеть нападение со стороны соперника, защищать
свои фигуры, нападать и создавать угрозы;
 защищать свои фигуры от нападения и угроз;
 решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические
угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар,
мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
 ставить мат одинокому королю ладьей и королем;
 разыгрывать шахматную партию с соперником от начала и до конца,
правильно выводя фигуры в дебюте;
 реализовывать большое материальное преимущество.
к концу третьего года обучения обучающиеся должны:
 овладеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение»,
«отвлечение», «уничтожение защиты», «спертый мат»;
 понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в
начале партии;
 знать способы атаки на рокировавшегося и не рокировавшегося короля;
 уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать
большое материальное преимущество.
к концу четвертого года обучения обучающиеся должны:
 владеть основными шахматными понятиями;
 владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчета
вариантов в практической игре;
 находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в
2-3 хода;

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

 знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте;
открытые дебюты и их теоретические варианты;
 уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних
рокировках;
 разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные
эндшпили, знать теоретические позиции;
 уметь реализовывать материальное преимущество;
 принимать участие в шахматных соревнованиях.

2. Содержание учебного курса
Содержание теоретического раздела программы
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен
младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет
специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания
учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые
шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры,
шахматной доской,фигурами,учатся выполнять различные дидактические задания,
разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на
отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода
игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки,
стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым
моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за
передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы,
выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной
игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией,
творчеством выдающихся шахматистов.
Третий год обучения предполагают обучению решения шахматных задач. На занятиях
используются обучающие
плакаты,
диаграммы
задачи
для самостоятельного
решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной
доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не
только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых
возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для
самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др.,
занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Результаты образовательной деятельности:
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребѐнка, развитие

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

коммуникативных способностей, инициативности, толерантности,
самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания,
игровые упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную
партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение
применять их на практике.

Содержание практического раздела программы
Первый год обучения (34 часа из расчета 1 час в неделю)
1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных
линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий
шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все
шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая
фигура спрятана.

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети
должны догадаться, что это за фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по
очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается
заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди
пытаются угадать, какая фигура загадана.

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников,
чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую
высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция);
расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет";
связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры
и постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли
эти фигуры рядом в начальном положении.
"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к
примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если
утверждение верно, то мяч следует поймать.
4. Ходы и взятие фигур.Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение",
белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие
и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на
проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется
внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция
мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще
всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные
фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся
под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается
такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не
оказалась под ударом черных фигур.

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна
достичь определенной клетки шахматной доски.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью
уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом
запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры
противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной
игре обеих сторон не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть
на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее –
побить незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом
ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с
"заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
5. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая
рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики
должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики
должны определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения.
Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или
иных случаях.

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

6. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том,
как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он
играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает
двумя своими ходами.
Второй год обучения (34 часов из расчета 1 час в неделю)
1. Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу.
Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
2. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных
фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись
начального положения.
Дидактические игры и задания
“Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны
назвать ее (например:“Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали.
Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли?
Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.
“Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети
выявляют горизонталь (например:“Вторая горизонталь”).
“Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1
– а5”).
“Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить
его цвет.
“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на
демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это
быстрее.
“Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его.
Учитель уточняет ответы учащихся.
3. Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.
Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Дидактические игры и задания

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая
фигура сильнее? На сколько очков?”
“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит
ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы
суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске
учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий
сохранить материальное равенство.
4. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья
против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Дидактические, игры и задания
“Шах или мат”. Шах или мат черному королю?
“Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
“Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.
“На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный
король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
“В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем
на угловое поле.
“Ограниченный король”.Надо сделать ход, после которого у черного
короля останется наименьшее количество полей для отхода.
5. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в
дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Дидактические игры и задания
“Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в
два хода.
“Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
6. Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала
(матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского
прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства,
уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный
шах, патовые комбинации и др.).

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

Дидактические игры и задания
“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш
материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться
материального перевеса.
Третий год обучения (34 часов из расчета 1 час в неделю)
1. Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру
ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против
“повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие
о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция
короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Дидактические задания
“Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь
детский мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.
“Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано
введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за
более слабую фигуру.
“Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как
правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов
несколько).
“Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.
“Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат
противнику, который слепо копирует ваши ходы.
“Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в
2 хода.
“Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр,
позволяющий получить материальное преимущество.
“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш
пешки к проигрышу материала или мату.
“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
“Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли
белые правила игры, если рокируют.

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

“В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется
сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.
“Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее
избежать сдвоения пешек.
“Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую
фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
1 год обучения (34 часа)
№

1

Тема урока
Шахматная доска (3ч.)
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля

Кол-во часов

1

2

Расположение доски между партнерами. Горизонтали и
вертикали

1

3

1

4
5

Диагональ. Большие и короткие диагонали
Шахматные фигуры (20ч.)
Белые и черные фигуры
Виды шахматных фигур

6
7
8

Начальное положение
Ладья. Место ладьи в начальном положении
Ход ладьи

1
1
1

9
10
11
12
13
14
15
16
17

Слон. Место слона в начальном положении
Ход слона
Ладья против слона
Ферзь. Место ферзя в начальном положении
Ход ферзя
Ферзь против ладьи и слона
Конь. Место коня в начальном положении
Ход коня
Конь против ферзя, ладьи слона

1
1
1
1
1
1
1
1
1

18
19
20
21

Пешка. Место пешки в начальном положении
Ход пешки
Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня
Король. Место короля в начальном положении

1
1
1
1

1
1

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

22
23

Ход короля
Король против других фигур

1
1

24

Шах (2ч.)
Шах.Шах ферзем ладьей слоном конем пешкой. Защита от
аха

1

25

Открытый шах. Двойной шах

1

26
27

Мат (5ч.)
Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем,
пешкой (простые примеры)

1
1

28

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных
фигур.

1

29

Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей

1

30

Рокировка. Длинная и короткая рокировка
Шахматная партия (4ч.)
Игра всеми фигурами из начального положения
Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.
Демонстрация коротких партий.
Повторение программного материала.

1

31
32
33
34

1
1
1
1

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

2 год обучения (34 часов)
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15

Тема урока
Повторение (2ч.)
Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных
Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты
Краткая история шахмат (1ч.)
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.
Шахматная нотация (3ч.)
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей
Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального
положения
Краткая и полная шахматная нотация. Запись партии.
Ценность шахматных фигур (4ч.)
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.
Достижение материального перевеса
Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Защита.
Техника матования одинокого короля (4ч.)
Две ладьи против короля.
Ферзь и ладья против короля.
Ферзь и король против короля.
Ладья и король против короля.
Достижение мата без жертвы материала (4ч.)
Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

Кол-во часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

19
20
21
22

Цугцванг.
Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте.
Шахматная комбинация (15ч.)
Матовые комбинации. Тема отвлечения.
Матовые комбинации. Тема завлечения.
Матовые комбинации. Тема блокировки.
Тема разрушения королевского прикрытия.

23

Тема освобождения пространства и уничтожения защиты.

1

24

Другие темы комбинаций и сочетание тем и приемов.

1

16
17
18

1
1
1
1

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

1

26

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.
Тема отвлечения. Тема завлечения.
Тема уничтожения защиты. Тема связки.

27

Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.

1

28

Тема превращения пешки.

1

29

Сочетание тактических приемов.

1

30

Патовые комбинации.

1

31

Комбинации на вечный шах.

1

32
33

Типичные комбинации в дебюте.
Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры).
Повторение (1ч.)

1
1

34

Повторение программного материала

1

25

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

3год обучения (34 часов)
Тема урока
Повторение и закрепление (17ч.)
Поля, горизонталь вертикаль диагональ центр.
Ходы фигур, взятие.
Рокировка
Превращение пешки. Взятие на проходе.
Шах, мат, пат.
Начальное положение.
Игровая практика.
Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.
Обозначение шахматных фигур и терминов.
Запись начального положения.
Краткая и полная шахматная нотация.
Запись шахматной партии.
Ценность шахматных фигур.
Пример матования одинокого короля.
Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы
материала и с жертвой материала
Практика матования одинокого короля (игра в парах). Игровая
практика с записью шахматной партии.

1

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

18
19
20
21

Основы дебюта (17ч.)
Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них
одной из сторон.
Решение задания “Мат в 1 ход”. Игровая практика.
Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.
Решение заданий “Поймай ладью” “Поймай ферзя”. Игровая
практика.

1
1
1
1

Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита.
Решение заданий. Игровая практика
Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.
“Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых).
Наказание “повторюшек”.
Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы.
Гамбиты.
Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития
фигур. “Пешкоедство”.

1
1
1
1

28

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса.
Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.

1

29

Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля.
Рокировка.
Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение.
Какие бывают пешки.
Связка в дебюте. Полная и неполная связка.
Решение заданий. Игровая практика.
Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.
Игровая практика.

1

22
23
24
25
26
27

30
31
32
33
34

1
1

1
1
1
1

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 52 2-19-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».