Приложение 1к ООП НОО МКОУ Мосальской средней общеобразовательной школы №1, утверждённой приказом №136 от 30.08.2021 Программа учебного предмета "Геометрия" (7 – 9 классы) Программа составлена на основе: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644. 3. Примерная программа по учебным предметам по математике 5-9. М.: Просвещение, 2009; 4. Авторская программа Атанасян Л.С "Геометрия 7-9 кл", входящей в сборник рабочих общеобразовательных учреждений: Геометрия 7-9 кл», составитель: Т.А. Бурмистрова. 5. Примерная образовательная программа образовательного учреждения. программ «Программы 6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. На изучение геометрии в 7-9 классах основной школе отводится 204 часа. Геометрия изучается в 7 классе – 2 ч в неделю, всего 68 ч; 8 класс - 2 ч в неделю, всего 68 ч; 9 класс - 2 ч в неделю, всего 68 ч. Планируемые результаты освоения предмета. Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования: личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; метапредметные: регулятивные универсальные учебные действия: умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных зада умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; познавательные универсальные учебные действия: осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентности); формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других учебных предметах, в окружающей жизни; умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; коммуникативные универсальные учебные действия: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; предметные: овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений; овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач; умение измерять длины отрезков, величины углов использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур; умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства. Содержание предмета 7 класс Начальные геометрические сведения. (10 ч.) Прямая и отрезок. Точка, прямая, отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Равенство геометрических фигур. Измерение отрезков и углов. Длина отрезка. Градусная мера угла. Единицы измерения. Виды угло в. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Перпендикулярные прямые. Треугольники. (17 ч.) Треугольник. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Окружность. Дуга, хорда, радиус, диаметр. Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равному данному; построение биссектрисы угла; построение перпендикулярных прямых. Параллельные прямые. (13 ч.) Параллельные и пересекающиеся прямые. Теоремы о параллельности прямых. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Соотношения между сторонами и углами треугольника. (18 ч.) Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Виды треугольников. Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники; свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построения с помощью циркуля и линейки. Построение треугольника по трем элементам. Повторение. (10 ч.) 8 класс. Четырехугольники. (14 ч.) Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Периметр многоугольника. Сумма углов выпуклого многоугольника. Параллелограмм и трапеция. Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Свойства четырехугольников. Осевая и центральная симметрии, как свойства некоторые геометрических фигур. Площадь. (13 ч.) Площадь многоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Теорема Пифагора. Подобные треугольники. (19 ч.) Определение подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Окружность. (17 ч.) Касательная к окружности, ее свойства и признак. Взаимное расположение прямой к окружности. Свойства отрезков касательных, проведенных из одной точки. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружность. Повторение. (5 ч.) 9 класс. Повторение. (3 ч.) Векторы. (7 ч.) Понятие вектора. Длина вектора. Коллинеарные и равные вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов при решении задач. Средняя линия трапеции. Метод координат. (10 ч.) Координаты вектора. Правила действий над векторами с заданными координатами. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Соотношения между сторонами и углами треугольника. (11 ч.) Синус, косинус, тангенс угла. Формулы для вычисления координат точки. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Теорема о площади треугольника. Теорема синусов. Теорема косинусов. Методы решения треугольников. Скалярное произведение векторов. Длина окружности и площадь круга. (12 ч.) Правильные многоугольники. Теоремы об окружностях описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. Формулы, связывающие площадь и сторону правильного многоугольника с радиусами вписанной и описанной окружностей. Задачи на построение правильных многоугольников. Длина окружности и площадь круга и кругового сектора. Движения. (8 ч.) Понятие движения, некоторые свойства движений. Осевая и центральная симметрия. Параллельный перенос и поворот. Начальные сведения из стереометрии. (8 ч.) Понятие геометрического тела, поверхности, границы тела, секущей плоскости и сечения тела. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида; их свойства. Основные свойства объемов, принцип Кавальери. Тела и поверхности вращения. Формулы для вычисления площади поверхности и объемов тел вращения. Повторение. (9 ч.) Тематическое планирование 7 класс № 1 2 Раздел Начальные геометрические сведения Треугольники Количество часов/количество контрольных работ 10/1 17/1 Характеристика основных видов учебной деятельности Узнают сколько прямых можно провести через две точки; сколько общих точек могут иметь две прямые; определение отрезка, луча, угла, биссектрисы угла; определение равных фигур; свойства измерений отрезков и углов. Учатся изображать и обозначать точку, прямую, отрезок, луч и угол; сравнивать отрезки и углы; различать острый, тупой и прямые углы, находить длину отрезка и величину угла, используя свойства измерений отрезков и углов, масштабную линейку и транспортир, пользоваться геометрическими языком для описания окружающих предметов. Учатся с помощью линейки измерять отрезки и строить середину отрезка; с помощью транспортира измерять углы и строить биссектрису угла, решать задачи на нахождение длин отрезков в случаях, когда точка делит данный отрезок на два отрезка; величин углов, образованных пересекающимися прямыми, используя свойства измерения отрезков и углов. Учатся объяснять, какая фигура называется треугольником, называть его элементы, изображать треугольники, распознавать их на чертежах, моделях и в текущей обстановке. 3 Параллельные прямые 13/1 4 Соотношения между сторонами и углами треугольника 18/2 Узнают, что такое периметр треугольника, какие треугольники называются равными, формулировку признаков равенства треугольников. Учатся решать задачи на нахождение периметра треугольника и доказательство равенства треугольников с использованием признаков равенства треугольников. Решают задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника Объясняют, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника. Формулируют их свойства Объясняют, что такое определение. Формулируют определение окружности. Объясняют, что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности Объясняют, как отложить на данном луче от его начала отрезок, равный данному Объясняют построение угла, равного данному, биссектрисы данного угла Объясняют построение перпендикулярных прямых, середины данного отрезка Анализируют и осмысливают текст задачи, моделируют условие с помощью схем, чертежей, реальных предметов. Знакомятся с определением параллельных прямых, название углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей; формулировкой признаков параллельности прямых. Учатся распознавать на рисунке пары накрест лежащих, односторонних, соответственных углов строить параллельные прямые с помощью чертёжного треугольника и линейки; при решении задач доказывать параллельность прямых, опираясь на изученные признаки. Применяют признаки параллельности прямых при решении задач. Рассказывают о практических способах построения параллельных прямых. Объясняют, что такое аксиомы геометрии, приводят примеры аксиом. Формулируют аксиому параллельных прямых и выводят следствия из нее формулируют и доказывают теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности двух прямых. Объясняют, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме Знакомятся с формулировкой теоремы о сумме углов в треугольнике; свойством внешнего угла треугольника; какой треугольник называется остроугольным, прямоугольным, тупоугольным. Знакомятся с теоремой о соотношениях между сторонами и углами треугольника, признаками равнобедренного треугольника, теоремой о неравенстве треугольника. Учатся изображать внешний угол треугольника, остроугольный, прямоугольный, тупоугольный треугольники; решать задачи, используя теорему о сумме углов треугольника и её следствия, обнаруживая возможность их применения. Формулируют и доказывают свойство катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла в 30 (прямое и обратное утверждение) Знакомятся с определением расстояния от точки до прямой и расстояния между 5 Повторение 10 параллельными прямыми, свойство перпендикуляра, проведенного от точки к прямой, свойство параллельных прямых. Решают задачи на нахождение расстояния от точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми, используя изученные свойства и понятия; строят треугольник по двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам, трём сторонам, используя циркуль и линейку. Решают задачи, опираясь на теорему о сумме углов треугольников; свойства внешнего угла треугольника; признаки равнобедренного треугольника; решать несложные задачи на построение с использованием известных алгоритмов. Решают задачи и проводить доказательные рассуждения, используя известные теоремы, обнаруживая возможности их применения. Используют приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии, для решения практических задач; Распознают на чертежах геометрические фигуры. Выделяют конфигурацию, необходимую для поиска решения задачи, используя определения, признаки и свойства выделяемых фигур или их отношений. Отражают условие задачи на чертежах. Выделяют конфигурацию, необходимую для поиска решения задачи, используя определения, признаки и свойства выделяемых фигур или их отношений. класс 8 № Раздел Количество часов/количество контрольных работ 1 2 Повторение 1 Четырехугольники 18/1 3 Площадь 13/1 4 Подобные треугольники 19/2 Характеристика основных видов учебной деятельности Знакомятся с определением многоугольника и четырёхугольника, и их элементов, утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника, определением и признаки параллелограмма, свойством противолежащих углов и сторон параллелограмма, свойством диагоналей параллелограмма, определением трапеции, равнобокой и прямоугольной трапеции Учатся распознавать на чертежах и изображать параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию, изображать многоугольники и четырёхугольники, называть по рисунку их элементы: диагонали, вершины, стороны, соседние и противоположные вершины и стороны, применять полученные знания в ходе решения задач, воспроизводить доказательства признаков и свойств параллелограмма и трапеции и применять их при решении задач, доказывать свойства и признаки и применять их при решении задач уметь выполнять деление отрезка на n равных частей с помощью циркуля и линейки, уметь выполнять задачи на построение четырехугольников. Строят симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией. Узнают формулы для вычисления площадей многоугольника, квадрата, прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции, формулировки и доказательства теоремы Пифагора и обратной ей теоремы, теорем об отношении площадей треугольников свойства площадей Учатся применять изученные формулы и теоремы в решении задач, в устной форме доказывать теоремы и излагать необходимый теоретический материал находить элементы прямоугольного треугольника, используя теорему Пифагора. Закрепить в процессе решения задач полученные знания, умения и навыки Знакомятся с определением пропорциональных отрезков подобных треугольников; среднего пропорционального отношением площадей подобных треугольников, отношением периметров и площадей, признаками подобия треугольников; Теоремой Фалеса. Знакомятся с определением средней линии треугольника, формулировкой теоремы о 5 Окружность 17/1 6 Повторение 5/1 средней линии треугольника, пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике свойства биссектрисы, медианы и высоты треугольника Учатся применять все изученные теоремы и формулы в ходе решения задач. Узнают определение синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, основное тригонометрическое тождество, значения синуса, косинуса и тангенса углов 30°, 45° и 60°, соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника; Доказывают подобие треугольников, используя наиболее эффективные признаки подобия; находят стороны, углы, отношения сторон, отношение периметров и площадей подобных треугольников; применяют метод подобия при решении задач на построение; находят значение одной тригонометрической функции по значению другой; решают прямоугольные треугольники, используя определения тригонометрических функций. Знакомятся с определением касательной к окружности и ее свойствами, градусной мерой дуги окружности, вписанными и центральными углами, четырьмя замечательными точками треугольника, вписанной и описанной окружностями. Узнают случаи взаимного расположения прямой и окружности; свойства биссектрисы и серединного перпендикуляра, свойства вписанного четырехугольника, описанного четырехугольника. Доказывают теоремы об окружностях, вписанных в треугольник и описанных около треугольника. Решают задачи на вычисление градусной меры дуги окружности, величины центрального и вписанного углов; находят элементы треугольника, используя свойства биссектрисы, медианы, высоты и серединного перпендикуляра; решают задачи, опираясь на свойства касательной, свойства вписанных и описанных четырехугольников. Повторяют основные определения; формулировки изученных аксиом и теорем. Решают задачи и проводят доказательные рассуждения, используя известные теоремы, обнаруживая возможности их применения. класс 9 № п/п раздел Количество Основные виды учебной деятельности часов/ контрольных работ 3 7 Формулируют определения вектора, иллюстрируют его, знакомятся с понятием длины вектора, коллинеарных и равных векторов. Решают задачи на применение вектора и действия над ними 1 2 Повторение Векторы 3 Метод координат 10/1 4 Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов 11/1 5 Длина окружности, площадь круга 12/1 Объясняют и иллюстрируют понятие прямоугольной системы координат, координат точки и координат вектора; Решают задачи на формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками, уравнения окружности и прямой Знакомятся с определением синуса, косинуса и тангенса углов от 0 до 180°; выводят основное тригонометрическое тождество и формулы приведения; формулируют и доказывают теоремы синусов и теоремы косинусов, применять их при решении треугольников; объясняют, как используются тригонометрические формулы в измерительных работах на местности; Формулируют определение угла между векторами и скалярного произведения векторов; выводят формулу скалярного произведения векторов через координаты векторов; Формулируют и обосновывают утверждение о свойствах скалярного произведения; используют скалярное произведение при решении задач Формулируют определение правильного многоугольника доказывают теоремы об окружностях описанной около правильного многоугольника и вписанной в него; выводят и используют формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности; Решают задачи на построение правильных многоугольников. Знакомятся с понятием длины окружности и площади круга; выводят формулы для вычисления длины окружности и длины дуги, площади круга и площади кругового сектора; применяют эти знания. 6 Движение 8/1 Узнают, что такое отображение плоскости на себя и в каком случае оно называется движением плоскости; что такое осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос и поворот; обосновывают, что эти отображения плоскости на себя являются движениями; узнают, какова связь между движениями и наложениями; Учатся иллюстрировать основные виды движений, в том числе с помощью компьютерных программ. 7 Начальные сведения из стереометрии 8 Узнают, что такое многогранник, его грани, ребра, вершины, диагонали, какой многогранник называется выпуклым, что такое n- угольная призма, ее основания, боковые грани и боковые называется выпуклым, что такое n- угольная призма, ее основания, боковые грани и боковые ребра, какая призма называется прямой и какая наклонная, что такое высота призмы, какая призма называется параллелепипедом и какой параллелепипед называется прямоугольным; Учатся формулировать и обосновывать утверждения о свойстве диагоналей параллелепипеда и о квадрате диагонали прямоугольного параллелепипеда; Знакомятся , что такое объем многогранника; выводят( с помощью принципа Кавальери) формулу объема прямоугольного параллелепипеда; узнают , какой многогранник называется пирамидой. Знакомятся с понятиями основание, вершина, боковые грани, боковые ребра и высота пирамиды, какая пирамида называется правильной, что такое апофема правильной пирамиды, цилиндр, что такое его ось, высота, основание, радиус, боковая поверхность, образующие, развертка боковой поверхности, какими формулами выражаются объем и площадь боковой поверхности цилиндра; Узнают, какое тело называется конусом, что такое его ось, высота, основание, боковая поверхность, образующие, развертка боковой поверхности, какими формулами выражаются объем конуса и площадь боковой поверхности; Узнают, какая поверхность называется сферой и какое тело называется шаром, что такое радиус Изображают и распознают на рисунках призму, параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус, шар. 8 Повторение 9 Повторяют основные определения; формулировки изученных аксиом и теорем. Решают задачи и проводят доказательные рассуждения, используя известные теоремы, обнаруживая возможности их применения. Формы работы: беседа, лекция, экскурсия (путешествие), дидактическая игра, дифференцированные задания, взаимопроверка, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная, индивидуальная, групповая, парная. Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательско-творческий, модельный, программированный, решение проблемно-поисковых задач. Методы контроля усвоения материала: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет, тесты). Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме в виде комбинированных, практико-лабораторных, контрольнопроверочных и др. типов уроков.