РП_Музыка_5-7 класс

Приложение 1к ООП НОО МКОУ Мосальской
средней общеобразовательной школы №1,
утверждённой приказом №136 от 30.08.2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Музыка»
Класс:5-7

Рабочая программа составлена на основе:
Рабочей программы Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. Музыка. 5—8 классы. Искусство.
8—9 классы. Сборник рабочих программ.
Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской : учеб.пособие для
общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 5-е
изд., дораб. — М. : Просвещение, 2017. — 127 с.
Учебники:
- Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка», 5 класс;
- Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка», 6 класс;
- Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка», 7 класс;
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета.
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определённые результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
— ответственное отношение к учёбе, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание
чувств других людей и сопереживание им;
— компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат
освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных
мотивов и интересов;
2

— умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать
правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её
решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
— владение основами самоконтроля, самооценки, умение принимать решения и
осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности;
— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать
причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;
— осмысленное чтение текстов различных стилей и жанров;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в
художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к
самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего
образования и отражают:
— сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его
общей духовной культуры;
— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовнонравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в
развитии мировой культуры;
— развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а
также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоциональноценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа
художественного образа;
— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкальнотворческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование,
драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и
др.);
— уровень эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной
информации, развития творческих способностей в многообразных видах музыкальной
деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального
вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и
современному музыкальному наследию;
— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
воспринимать музыку как живое образное искусство в его взаимосвязи с жизнью, специальной
терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в
рамках изучаемого курса;
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и
содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения
различных музыкально-творческих задач.
По окончании 5 класса обучающиеся научатся:
- активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
- слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней
выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи
разных композиторов;
3

- ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в
том числе родного края);
- наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций,
тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов
и их взаимодействия;
- моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий
«музыкальной истории»;
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных
видах музыкальной деятельности;
- воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности
народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших
музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкальнотворческой деятельности;
- планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок
музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в
пластическом интонировании;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
- творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкальноисполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую
деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых
мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой
деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
По окончании 6 класса обучающиеся научатся:
- находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным
искусством, выражать их в размышлениях о музыке, в подборе музыкальных стихотворений,
создании музыкальных рисунков;
- определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса,
хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров.
- извлекать информацию из различных источников, уметь вести самостоятельный поиск
- нужной информации (обращение к музыкальным словарям, справочникам, Интернету).
Обучающиеся получит возможность научиться:
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных
произведений с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a capella в унисон,
правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания);
- задавать возможные решения проектных задач через систему и набор знаний с целью
получения нового (до этого неизвестного) результата.
По окончании 7 класса обучающиеся научатся:
— наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к
искусству;
— понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных
искусств, различать их особенности;
— выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их
исполнения, участвовать в различных формах музицирования;
— раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и
стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;
— понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать
содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
—
осуществлять
исследовательскую
деятельность
художественно-эстетической
направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием;
проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и
конкурсов, фестивалей и др.;
4

— разбираться в событиях отечественной и зарубежной культурной жизни, использовать
специальную терминологию, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных
композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета,
концертные залы, музеи);
— определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной
музыки, музыки разных эпох;
— применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска
информации в образовательном пространстве Интернета.
Обучающиеся получит возможность научиться:
- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах,
спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественноэстетической точки зрения.
- заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного
досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов,
театров и др.;
- воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной
деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных
спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о
нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального
искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
- структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и
окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную
из других источников.

2. Содержание учебного предмета
Цель массового музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры
школьников как неотъемлемой части духовной культуры — наиболее полно отражает
заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает
формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном
информационном пространстве.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном,
жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства
(фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения
современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства. В
качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
— приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену,
осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру,
запечатлённого в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
— воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных
народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоционально-ценностного,
заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
— развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости,
интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных
способностей;
— освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его
выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с
различными видами искусства и жизни;
— овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах
музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном
музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных
произведений,
музыкально-творческой
практике
с
применением
информационнокоммуникационных технологий (ИКТ).
5

Методологическим основанием данной программы служат современные научные
исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и
себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является
введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального
искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с
произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему
народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание
ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребёнка.
Основными методическими принципами программы являются: принцип увлечённости;
принцип триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя; принцип тождества
и контраста, сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом
все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование
ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных
интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное
включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и
стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных
композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей
степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы
школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и
эстетических представлений об окружающем мире.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована
на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой
деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным
традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и
коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией и планомерным
формированием музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия всех
участников в художественно-педагогическом процессе.
Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с
количеством часов, указанных в базисном учебном плане МБОУ «СОШ №45» города Калуги.
Предмет «Музыка» изучается в 5—7 классах в объёме не менее 102 ч (по 34 ч в каждом классе).
Содержание учебного курса 5 класса состоит из двух разделов, соответствующих темам
«Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного
материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает
его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и
творческой тетради.
Тема года: “Музыка и другие виды искусства”
Тема 1 полугодия: “Музыка и литература” (16 часов)
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это,
прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, – песня, романс, опера.
Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также
таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии,
церковные напевы, интонации колокольных звонов.
Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных
произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из
действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или
легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные
особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и
зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности
каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры
инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и
музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на
телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
6

содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных
средств музыки и литературы.
Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством.
Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко
раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл,
а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного
творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а
всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или
иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и
приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические
события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах
искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и
красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и
живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и
изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы
и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи.
Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема
защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм
музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Содержание учебного курса 6 класса состоит из двух разделов: «Мир образов вокальной и
инструментальной музыки», «Мир образов камерной и симфонической музыки»
Тема года: Мир музыкальных образов (34 часа)
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы.
Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт,
кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки.
Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения
для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве
композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение,
духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга,
кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня - прошлое и настоящее. Джаз - искусство ХХ века (спиричуэл, блюз,
современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии
образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и
творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение
нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и
специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как
основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст.
Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения,
конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма,
увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного
сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др.
Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд,
ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфониядейство и др.).
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных· форм музицирования и творческих заданий в освоении
учащимися содержания музыкальных образов.
7

Содержание учебного курса 7 класса состоит изразделов: «Особенности драматургии и
сценической музыки», «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Тема года: Особенности драматургии сценической, камерной и симфонической музыки
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (16 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора:
Россия — Запад. Жанров разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические,
драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и
изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкальнодраматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет:
дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкальнохореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя
(«искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка
в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(18 ч)
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы
воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии
крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных
жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация
искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция
как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные
интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские
коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения
учащимися содержания музыкальных произведений.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
№

Тема

На
освоение
тем
учебного
предмета

В том числе
на текущий
контроль
успеваемо
сти

16
18
34

1
1

16

1

18
34

1

16
18
34
102

1
1

5 класс
1.
2.

3.
4.

5.
6.

Музыка и литература
Музыка и изобразительное искусство
Всего
6 класс
Мир образов вокальной и инструментальной
музыки
Мир образов камерной и симфонической музыки
Всего
7 класс
Особенности драматургии сценическоймузыки
Основные направления музыкальной культуры
Всего
Итого
8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 52 2-19-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».