РП_ОБЖ_7-9 класс

Приложение 1к ООП НОО МКОУ Мосальской
средней общеобразовательной школы №1,
утверждённой приказом №136 от 30.08.2021

Рабочая программа
учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности»
7-9 классы

Рабочая программа имеет цели:
усвоение знаний:
-об опасных и чрезвычайных ситуациях,
-о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
-о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
-об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций,
-о здоровом образе жизни,
-об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
-о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять
требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности
жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к
личному здоровью как индивидуальной и общественной
ценности; развитие умений:
предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а
также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной
ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
-формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора
риска в деятельности человека и общества;
-выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера и
адекватно противодействовать им
-формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и
в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать
опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей
Новизна программы
Программа имеет модульную структуру: состоит из 2 модулей , 4 –х разделов и 9 тем, которые охватывают весь минимум содержания.

Модуль I «Основы безопасности личности, общества и государства. Модуль
обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Модуль решает
задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них
индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а
также умений оказы-вать первую медицинскую помощь
Межпредметные связи.
Курс представляет собой совокупность фрагментов во всех образовательных областях и
основного массива содержания, которое обобщает и систематизирует учебный материал
других предметов. В естествознании это сведения из физики, химии, биологии, географии и
экологии, которые изучаются в тематических линиях «Защита человека в опасных и
чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». В
физической культуре – основы знаний о здоровом образе жизни и правила безопасности во
время занятий физической культурой и спортом. Межпредметные связи реализуются за
счет применения опорных знаний обучающихся, проведения интегрированных уроков и т.д
Особенности организации учебного процесса по ОБЖ
Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и
самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на
высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой
и индивидуальные принципы обучения.
Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов
позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.
Основные методы обучения- наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание,
активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность учащихся,
интеракивное обучение- обучение основанное на общении, компьютерные методы обучения
(адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.)

Методы обучения включают устное изложение материала (рассказ, объяснение,
инструктирование, лекция), обсуждение объясняемого материала (беседа, классно-групповое
занятие, семинар), демонстрация, упражнение, самостоятельная работа.
Виды интерактивных методов используемых в обучении -мозговая атака, обучение в
малых группах, метод учебных центров, деловая игра, метод проектов.
Основной организационной формой обучения является урок. Основные принципы, методы и
средства обучения конкретизируются и реализуются в ходе урока и через него.
Типы уроков - вводный, изучения нового материала, комбинированный, обобщающий.
Вид урока определяется по основным методам обучения, или активным формам.
Основные виды - объяснительно-иллюстративный, проблемный, телеурок, лекция и т.д.

Планируемые результаты освоения предмета

Содержание курсов ориентировано на системно-деятельностную организацию процесса
формирования знаний, универсальных и специальных умений учащихся. В соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г.
№1897 (с изменениями от 29.12.2014 №1644), предмет «ОБЖ» направлен на получение
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Предметные результаты освоения программы:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания
значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя,
наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности,
общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций; - умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;

- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое оношение к членам своей семьи; - формирование
антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей
соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности
жизнедеятельности.
Метапредметные результаты освоения программы:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской
деятельности) устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и но аналогии) и делать вводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач; - умение организовывать учебное сотрудничество
и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - формирование и
развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных
технологий;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные
роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Регулятивные УДД
7-9 классы
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
А)анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
Б) выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат; В) ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
Г) формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
А) определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей
и составлять алгоритм их выполнения; Б) обосновывать и осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
В) определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи; Г) выстраивать жизненные планы на краткосрочное
будущее (заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
А) определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности; Б) систематизировать (в том числе выбирать
приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
В) отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; Г) оценивать свою
деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
А) определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
Б) свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств, различая результат и способы действий; В) оценивать продукт своей
деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с
целью деятельности;
5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
А) наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; Б) соотносить реальные и
планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
В) принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

Коммуникативные УУД
7-9 классы
6.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
7. Учѐт позиции партнѐра, организация и осуществление сотрудничества
8.

Передача информации и отображению предметного содержания.

9. Тренинги коммуникативных навыков.
10. Ролевые игры
11. Групповые игры.
Познавательные УУД
7-9 классы
12. Задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
13. Задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
14. Задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
15. Задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
16. Задачи на смысловое чтение.
Содержание программы 7 класс
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.
Различные природные явления и причины их возникновения. Строение оболочки
земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Круговорот веществ и энергии в
географической оболочке. Общая характеристика природных явлений. Природные явления
геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического
происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности
человека.
Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения. ЧС природного
характера.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и
последствия.
Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.
Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых
возникают землетрясения. Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения.
Возможные последствия землетрясений. Основные районы на территории России, где
вероятность землетрясений велика.
Основные принципы защиты населения от землетрясений. Комплекс мероприятий,
проводимых по защите населения от последствий землетрясений. Разработка способов
повышения устойчивости зданий и сооружений, а также защита от воздействия сейсмических
волн. Организация оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного
поведения в сейсмоопасных районах. Организация аварийно-спасательных работ.
Правила безопасного поведения населения при землетрясении в различных ситуациях:
если землетрясение застало вас дома, на улице, в школе. Правила безопасного поведения
после землетрясения.

Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Типы вулканов:
действующие, дремлющие и потухшие, их характеристики, причины и предвестники их
извержений. Последствия извержения вулканов. Образование лавовых потоков,
вулканических грязевых потоков, выпадение твердых вулканических продуктов, образование
палящей вулканической тучи, выделение вулканических газов.
Организация защиты населения от последствий извержения вулканов.
Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой ими
площади. Последствия оползней. Организация защиты населения от последствий оползней.
Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня.
Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Организация защиты населения
от последствий обвалов и снежных лавин. Рекомендации населению по действиям при угрозе
обвалов и схода снежных лавин.
Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и
последствия
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны причина возникновения ураганов и бурь, их строение, скорость перемещения.
Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь.
Шкала Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду.
Мероприятия по защите населения от последствий ураганов и бурь. Организация
непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их
перемещение и возможные последствия. Организация оповещения населения об угрозе
ураганов и бурь. Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового
оповещения о приближении урагана или бури.
Смерч, основные понятия и определения. Характеристики смерча, разрушительная сила
смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во
время смерча.
Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и
последствия
Наводнения, виды наводнений и их причины. Природные явления гидрологического
происхождения, вызывающие наводнения.
Возможные последствия наводнений. Основные мероприятия, проводимые по защите
населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство
защитных сооружений, оповещение населения, организация эвакуации и спасательных работ,
подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения. Рекомендации
населению по действиям при угрозе и во время наводнения.
Сели и их характеристика, причины возникновения селей, их последствия. Защита
населения от селевых потоков. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных
районах.
Цунами и их характеристика. Причины возникновения цунами, их возможные
последствия. Организация защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к
безопасному при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.
Тема 5. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и
последствия
Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация и их характеристика.
Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды.
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров.
Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в
лесу.
Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация
инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому.
Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и
факторы, его определяющие. Противоэпидемические мероприятия и защита населения.

Характеристика некоторых наиболее распространенных инфекционных заболеваний и
их профилактика. Комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых
инфекционных заболеваний. Правила личной гигиены для профилактики инфекционных
заболеваний.
Инфекционные болезни животных и растений. Причины их возникновения, краткая
характеристика. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия.
Раздел – II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения.
Защита населения от последствий землетрясения. Последствия извержения вулканов и
защита населения. Защита населения от оползней.
Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита
населения.
Защита населения от ураганов и бурь.
Раздел III. Основы здорового образа жизни
Тема 6. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека.
Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы здорового
образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения
уровняпсихологической уравновешенности. Психологическая уравновешенность и умение
завести друзей.
Общие понятия и определения стресса. Стресс и стадии развития общего
адаптационного синдрома. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание
общих принципов борьбы со стрессом.
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.
Особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Физическое развитие,
индивидуальные особенности внешнего облика человека. Различия в развитии мальчиков и
девочек. Соблюдение правил личной гигиены в подростковом возрасте. Особенности
психического развития человека в подростковом возрасте. Формирование основных качеств
взрослого человека.
Формирование личности подростка при его взаимоотношении со взрослыми. Значение
правильного общения со взрослыми, особенно с родителями, для социального развития
человека в подростковом возрасте. Конфликтные ситуации, которые могут возникнуть при
общении подростка с родителями и основные способы их разрешения. Умение слушать
собеседника.
Формирование личности подростка при взаимоотношении со сверстниками. Рост
потребности общения со сверстниками, пути достижения признания среди сверстников.
Возможные конфликтные ситуации при общении со сверстниками, основные пути их
разрешения. Личные качества, обеспечивающие более тесное общение со сверстниками.
Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Факторы,
определяющие развитие взаимоотношений со сверстниками противоположного пола.
Формирование социально значимых качеств для установления правильного взаимоотношения
со сверстниками противоположного пола. Духовная и социальная зрелость и ее значение в
определении стиля своего поведения с лицами противоположного пола.
Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних.
Значение правового воспитания для социального развития подростка. Правонарушения,
совершаемые подростками, и их основные причины. Уголовная ответственность
несовершеннолетних, предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ,
1997 г.).
Тема 7. Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия).
Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи,
первой врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой медицинской
помощи.

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении: при
незначительных ранах, при сильном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи
при артериальном и венозном кровотечении.
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.
Общие правила транспортировки пострадавшего.
Содержание учебного предмета 8 класс
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
- Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные
последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер
пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
- Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация
дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие
обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
- Безопасность на водоѐмах
Особенности состояния водоѐмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности
при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само - и
взаимопомощь терпящих бедствие на воде.
- Экология и безопасность

Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях
загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с
неблагоприятной экологической обстановкой.
- Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация
чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты. Аварии на
радиационно-опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах, на гидротехнических
сооружениях, их причины и возможные последствия. Защита населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных
ситуаций. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и
территорий от чрезвычайных ситуациях. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел III. Основы здорового образа жизни
- Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая
совершенствования его физических и духовных качеств. Психологическая уравновешенность и еѐ
значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления.
Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия сохранении здоровья
человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в
области безопасности жизнедеятельности.
- Вредные привычки и их влияние на здоровье
Основные вредные привычки. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и
окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека.
Наркомания и еѐ отрицательные последствия для здоровья человека. Профилактика вредных
привычек.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

- Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.
Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами. Первая
медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения
поддерживающей повязки. Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы
проведения искусственной вентиляции лѐгких и непрямого массажа сердца.

Содержание учебного предмета 9 класс
Тема 1. Национальная безопасность России в современном мире

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия
успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны.
Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния
каждого человека на национальную безопасность России.
Основные угрозы национальным интересам России, влияние определенного поведения каждого
человека на национальную безопасность России.
Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности
для обеспечения национальной безопасности России.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная
безопасность России
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация
чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия
чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.
Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера и
национальная безопасность России
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы
национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной
безопасности страны.
Тема 4. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Правила поведения при
угрозе террористического акта.
Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.
Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.
Тема 5. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности
страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.
МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности
жизнедеятельности населения страны.
Тема 6. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите
населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное
проведения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

предназначение

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения
населения о чрезвычайных ситуациях; единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01.
Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.
Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон
чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из
категорированных городов Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к
эвакуации.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Тема 7. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.
Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые
преступники. Международный терроризм и его основные особенности.

преследуют

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные
органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.
Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с
терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная
ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности. Правила
поведения при угрозе террористического акта.
Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры,
принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом
РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств.
Профилактика наркомании.
Тема 8. Основы здорового образа жизни
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное
здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие
существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной,
физической и социальной составляющими здоровья человека.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у
человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
Тема 9. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.
Ранние половые связи и их последствия.
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Тема 10. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

Брак и семья Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи
Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи
Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.
Основные положения Семейного кодекса РФ.
Тема 11. Основы первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 52 2-19-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».