РП_обществознание 6 класс

Приложение 1 к ООП НОО МКОУ Мосальской
средней общеобразовательной школы №1,
утверждённой приказом №136 от 30.08.2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

среднего общего образования
по учебному предмету «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
для 6 класса

Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе Федерального
государственного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы основного общего
образования, примерных базисных учебных планов и программы курса «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия
учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 6-9 классы» (М.: Просвещение, 2020)
Программа реализуется по УМК «Обществознание 6-9 классы» авторского коллектива под руководством Л.Н.Боголюбова. Для
реализации содержания учебного предмета используется учебник «Обществознание. 6 класс» – М.: Просвещение, 2020. К учебнику для 6
класса АО «Просвещение» прилагается электронная форма (ЭФУ). Она представляет собой электронное издание, которое соответствует по
структуре и содержанию печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, расширяющие и дополняющие содержание
учебника.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического
мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определении собственной позиции;
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважение к социальным нормам; приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.

Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых и оцениваемых обществом качествах личности,
позволяющих успешно взаимодействовать в социальной сфере; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных
отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;
экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Место предмета в учебном плане
В 2020-2021 учебном году на курс «Обществознание» в 6 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34
часа в год.
Курс 6 класса является пропедевтическим и позволяет успешно достичь личностных, предметных, а также метапредметных
результатов, определенных ФГОС основного общего образования.

Планируемые результаты
освоения курса «Обществознание» по итогам обучения в 6 классе
Требования к результатам обучения
и освоения содержания курса по обществознанию
Личностные результаты:
— мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
— заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
— ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
— отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
— убеждённость в важности для общества семьи и семейных традиций;
— сознание своей ответственности за страну перед нынешним и грядущим поколением.
Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются целостные представления в следующих
сферах:
Познавательная:
— биологическая и социальная составляющая в человеке, сходство и различия человека и животного;
— основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
— способности и потребности человека, в том числе особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья;

— роль деятельности в жизни человека и общества, многообразие её видов, игра, учение и труд;
— познание человеком мира и самого себя;
межличностные отношения, как личные, так и деловые, положение человека в группе, общение, межличностные конфликты и способы их
разрешения;
— семья как малая группа и семейные отношения.

На доступном уровне представлены ключевые научные понятия, раскрывающие социальную сущность человека. С опорой на эти понятия
шестиклассники получают возможность объяснять нынешние социальные реалии, связанные с деятельностью личности, межличностными
отношениями и групповыми социальными ролями. Эти знания, умения и ценностные установки необходимы для понимания и выполнения
подростками основных социальных ролей.
Дальнейшее развитие должны получить умения находить нужную социальную информацию в адаптированных источниках, адекватно её
воспринимать, применяя основные термины и понятия из курса обществознания; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей
(анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями).
Ценностно-мотивационная:
— понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
— знание важнейших нравственных норм, понимание их роли как регуляторов общественной жизни и умение применять эти нормы к
анализу и оценке реальных социальных ситуаций;
— установка на необходимость руководствоваться нравственными нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
— приверженность гуманистическим и патриотическим ценностям.
Трудовая:
— осмысление особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
— понимание значения трудовой деятельности для жизненного успеха личности и значимости её для общества. Специальное внимание
уделяется характеристике учебного труда как основного вида деятельности для учащихся.
Эстетическая:
— понимание роли культуры в становлении личности (как составной части духовного мира человека).
Коммуникативная:
— знание особенностей коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности и понимание значения коммуникации в
межличностном общении;
— знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе;
— умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой для изучения курса социальной
информации;
— понимание языка массовой социально-политической коммуникации, что позволяет осознанно воспринимать соответствующую
информацию;

— умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
— развитие умений взаимодействовать в ходе выполнения заданий, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную
точку зрения. Особое внимание уделяется в курсе знакомству шестиклассников с отдельными приёмами и техниками преодоления
конфликтов.

Метапредметные результаты:
— сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
— овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, соответствующая гуманистическим
культурным ценностям). Задания составлены таким образом, чтобы шестиклассники могли проявить свои способности:
1) в использовании элементов причинно-следственного анализа;
2) в исследовании несложных реальных связей и зависимостей;
3) в определении сущностных характеристик изучаемого объекта; выборе верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки
объектов;
4) в поиске нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечении её;
5) в переводе информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст), выборе знаковых
систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) в подкреплении изученных положений конкретными примерами, в том числе на основе межпредметных связей и личного опыта;
7) в оценке своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей; в повседневном руководстве
этическими
и
правовыми
нормами;
8) в определении собственного отношения к явлениям современной жизни, формулировании своей точки зрения.

Содержание курса «Обществознание» в 6 классе
Тема I. Загадка человека. Биологическое и социальное в человеке. Наследственность — биологическая сущность человека. Черты сходства
и различия человека и животного. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она? Основные
возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста. Что такое свободное время. Свободное время и занятия
физкультурой. Хобби. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Способности и потребности человека.

Тема II. Человек и его деятельность. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Каким бывает труд. Что создаётся трудом.
Как оценивается труд. Богатство обязывает. Ступени школьного образования. Значение образования для общества. Умение учиться.
Образование и самообразование. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка.
Тема III. Человек среди людей. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между
людьми. Личные и деловые отношения. Общение как форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения.
Особенности общения подростков. Социальные группы (большие и малые). Группы формальные и неформальные. Групповые нормы и
санкции. Человек в малой группе. Лидерство. Отношения подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями в ближайшем окружении.
Межличностные конфликты. Причины их возникновения. Стадии возникновения и развития конфликта. Конструктивные способы их
разрешения. Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции. Досуг семьи.
Ученик 6 класс научится:
1) описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные
социальные роли;
2) сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
3) объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер
общественной жизни);
4) приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; си­туаций, регулируемых различными видами
социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
5) оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
6) решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах
деятельности человека;
7) осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие
адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
8) самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.)
Ученик получит возможность научиться:
1) понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

2) определять сущность общества как формы совместной деятельности людей;
3) выделять характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
4) определять содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Критерии оценивания:
При оценивании устного ответа учащихся
Критерии оценивания

Формы устного ответа


устные индивидуальные
ответы учащегося на уроке,
 устный ответ на
обобщающем уроке;
 участие во внеурочных
мероприятиях по предмету,
 защита учебной
презентации, доклада или
сообщения по теме;
 умение использовать в
ответе различные
источники знаний: текст
учебника, рассказ учителя,
наглядный учебный
материал, материал
художественной

Отметка
«5»

"4"

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров
обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески
применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах
устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение
культуры устной речи.
4. Глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров
обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на
практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала,
соблюдение основных правил культуры устной речи.
"3"

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при
самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала,
незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

литературы, кинофильмов,
защита рефератов.

"2"

 использование знаний

учащимися на уроках
истории, полученных при
изучении курса
обществоведения и
наоборот.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении
изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

При оценивании письменных ответов оценка ставится:
Критерии оценивания

Формы письменных работ












Конспект.
Таблица
Опорная схема
Письменный рассказ
Историческое
сочинение.
Эссе
Дифференцированная
тематическая работа
(тематический тест,
ответы на
поставленные вопросы)
Дифференцированный
контрольный тест
/контрольная работа.
Итоговая контрольная
работа

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные
представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные
вопросы.

Отметка
«5»
"4"

"3"

"2"

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена
оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка тестовых работ по обществознанию

Промежуточная и итоговая аттестация за
учебный курс.
Нормативный тест (контрольный тест,
контрольная работа по разделу, блоку))
Критериальный тест (тематическая
работа)
Отметка

80-100%

60-79%

40-59%

0-39%

85-100%

66-84%

41-65%

0-40%

90-100%

70-89%

50-69%

0-49%

«5»

«4»

«3»

«2»

Литература для учителя
Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Н.И. Городецкая,
Л.Ф. Иванова, Т.Е. Лискова, Е. Л. Рутковская]. — М. : Просвещение, 2020. — 143 с.
Обществознание. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций /под ред. Л.Н. Боголюбова – М: Просвещение, 2020. – 160 с.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования
Интернет-портал реестра основных образовательных программ http://fgosreestr.ru/registry/primernaya- osnovnayaobrazovatelnaya-programmaosnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/

Литература для учащихся
1.
2.
3.
4.

Обществознание. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций под ред. Л.Н. Боголюбова. М: Просвещение, 2020.
Энциклопедия для детей. Т. 18. Человек. Ч. 2. Архитектура души. — М.: Аванта+, 2002.
Энциклопедия для детей. Т.18. Человек. Ч.3. Духовный мир человека. — М.: Аванта+, 2004.
Ясина И. Человек с человеческими возможностями / И. Ясина. — М., 2010.

Интернет-ресурсы
1. http://www.potomu.ru — детская онлайн-энциклопедия.

2. http://inclusive-edu.ru/multimedia/1/447 — Светлана Алёхина об инклюзивном образовании в России.
3.

http://gogul.tv — информационно-познавательный сайт для детей и родителей.

4. www.krugosvet.ru — Энциклопедия «Кругосвет»
5. www.megabook.ru – Мегаэнциклопедия портала «Кирилла и Мефодия»
6. school-collection.edu.ru/catalog/?&subject%5B0%5D=21
7. http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
8. festival.1september.ru/articles/588115/
9. www.clow.ru/ruspeople.html
10. www.planetashkol.ru

Тематическое планирование
Основное содержание темы

Вводный урок (1 ч.)

Характеристика основных видов
деятельности ученика
Ознакомиться с содержанием курса, основными задачами обучения и требованиями к учащимся.
Планировать собственную учебную деятельность при изучении курса

Тема I. Загадка человека (12 ч.)
Уроки 2—3. Принадлежность к двум мирам (§ 1) 2 ч.
Биологическое и социальное в
человеке. Наследственность —
Использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы.
биологическая сущность человека.
Сравнивать свойства человека и животных
Черты сходства и различия
человека и животного
Уроки 4—5. Человек — личность (§ 2) 2 ч.

Что
такое
личность.
Индивидуальность — плохо или Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы
причинно-следственного анализа при характеристике социальных черт личности. Характеризовать
хорошо?
черты сильной личности.
Сильная личность — какая она?
Уроки 6—7. Отрочество — особая пора (§ 3) 2 ч.
Основные возрастные периоды
жизни человека. Особенности Характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового
возраста. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя
подросткового возраста
взрослости.
Уроки 8—9. Потребности и способности человека (§ 4) 2 ч.

Способности
человека

и

потребности

Характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека.
Оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность
удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью.

Уроки 10-11. Когда возможности ограничены (§ 5) 2 ч.
Особые потребности людей
ограниченными возможностями

с Описывать
особые
потребности
людей
с
ограниченными
возможностями
Оценивать значение заботы о людях с ограниченными возможностями здоровья

здоровья.

Урок 12. Мир увлечений (§ 6) 1 ч.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного
Что такое свободное время.
времени.
Свободное время и занятия
Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.
физкультурой.
Оценивать
значение
здорового
образа
жизни.
Хобби.
Планировать собственное свободное время

Урок 13. Практикум к теме I. 1 ч.
Тема II. Человек и его деятельность. 9 ч.
Уроки 14-15 . Деятельность человека (§ 7) 2 ч.
В модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды
Понятие
деятельности. деятельности людей
Многообразие видов деятельности объяснять роль мотивов в деятельности человека
человека
Приводить примеры основных видов деятельности человека. Оценивать роль деятельности в жизни
человека и общества.
Уроки 16-17. Труд - основа жизни (§ 8 ) 2 ч.
Каким бывает труд.
Характеризовать особенности труда как вида деятельности. Объяснять значение труда в жизни
Что создается трудом.
общества и человека.
Как оценивается труд.
Различать материальную и моральную оценку труда.
Богатство обязывает.
Уроки 18-19. Учение - деятельность школьника (§9) 2 ч.
Ступени школьного образования.
Значение образования для общества Оценивать роль образования в современном обществе. Различать уровни общего образования в России.
Объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях.
Умение учиться.
Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития
Образование и самообразование
Уроки 20—21. Познание человеком мира и себя (§ 10) 2 ч.
Познание человеком мира и
Характеризовать
особенности
познания
человеком
мира
и
самого
себя.
самого себя. Самосознание и
Оценивать собственные практические умения, поступки и моральные качества, выявлять их динамику
самооценка
Урок 22. Практикум к теме II (1 ч.)
Тема III. Человек среди людей (11 ч.)
Уроки 23—24. Отношения с окружающими (§ 11) 2 ч.

Человек
и
его
ближайшее
окружение.
Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Характеризовать чувства, лежащие в
Межличностные отношения. Роль
основе межличностных отношений. Моделировать собственное поведение в различных ситуациях
чувств в отношениях между
межличностных отношений
людьми.
Личные и деловые отношения
Уроки 25—26. Общение (§ 12) 2 ч.
Общение как форма отношения
Характеризовать
общение
как
важный
канал
взаимодействия
людей.
человека к окружающему миру.
Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Оценивать собственное
Цели общения. Средства общения.
умение общаться
Особенности общения подростков
Уроки 27—28. Человек в группе (§ 13) 2 ч.
Социальные группы (большие и
малые).
Группы
формальные
и
неформальные.
Групповые нормы и санкции.
Человек
в
малой
группе.
Лидерство.

Характеризовать
с
помощью
примеров
различные
виды
групп
в
обществе.
Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы.
Описывать возможные
групповые
санкции.
Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением
места человека в конкретной группе.
Моделировать возможные последствия позитивного и
негативного воздействия группы на человека, делать выводы

Урок 29. Отношения со сверстниками (§ 14) 1 ч.
Отношения
подростка
с
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей
одноклассниками, сверстниками,
младшего подростка со сверстниками, одноклассниками и друзьями. Иллюстрировать примерами
друзьями
в
ближайшем
значение
поддержки
сверстников
для
человека.
окружении
Оценивать собственное умение взаимодействовать со сверстниками

Уроки 30-31.Конфликты в межличностных отношениях(§ 15) 2 ч.
Межличностные конфликты.
Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
Причины их возникновения.
Выражать собственное
Стадии возникновения и развития способами разрешения межличностных конфликтов.
отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов. Использовать элементы
конфликта.
причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов
Конструктивные способы их
разрешения
Урок 32. Семья и семейные отношения (§ 16) 1 ч

Выполнять несложные задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения
Семья и семейные отношения.
семейных конфликтов.
Выражать собственное отношение к различным
Семейные ценности и традиции.
способам разрешения семейных конфликтов.
Досуг семьи
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов

Урок 33. Практикум к теме III
Урок 34. Заключительный урок.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 52 2-19-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».