РП_обществознание_8-9 класс

Приложение 1к ООП НОО МКОУ Мосальской
средней общеобразовательной школы №1,
утверждённой приказом №136 от 30.08.2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

8-9 КЛАССЫ

Учебники, используемые при реализации программы:
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др./Под ред. Боголюбова Л.Н.,
Лазебниковой А.Ю., Городецкой Н.И.. «Обществознание», 8 класс, Просвещение
Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др./Под ред. Боголюбова Л.Н.,
Лазебниковой А.Ю., Матвеева А.И. «Обществознание», 9 класс, Просвещение
Раздел 1 «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса».
Метапредметным результаты изучения обществознания выпускниками
основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с
научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий
ивозможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной
практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого бъекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в
адаптированныхисточниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и
областяхобщественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять
явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
2

• умения
находить
нужную
социальную
информацию в педагогически
отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с
решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
имеющиеся данные, соотносить их собственными знаниями); давать оценку
общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе
социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии
общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их
роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на
необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной
повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм
игражданственность; трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека,
основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с
другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении
сдругими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать и понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные
отношения. Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их
общие черты и различия;
3

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая
взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни,
гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных
отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности
людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее
носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников),
различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления,
доверенности и т.п.). Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для: - полноценного выполнения типичных для
подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Опыт познавательной и практической деятельности:
- получение социальной информации из разнообразных (в том числе
экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных
подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на
основе сопоставления фактов и их интерпретации;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с
опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические
знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения
нравственности, права и экономической рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах,
моделирующих ситуации из реальной жизни, выполнение творческих работ по
обществоведческой тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных
задачах и в реальной жизни;
- совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе,
микрорайоне, населенном пункте.

Раздел 2 «Содержание учебного предмета, курса»

4

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1
Личность и общество. Личность. Социализация индивида. Мировоззрение.
Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей.
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке,
тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Сфера духовной культуры. Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура
личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и
гражданственность. Добро и зло -главные понятия этики. Критерии морального
поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль
человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое
поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Значимость
образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы
образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда
ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.Религия как одна
из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Экономика. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический
выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции
экономической системы. Модели экономических систем. Собственность. Право
собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный
механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и
специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационноправовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства
в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические
меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые
услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые
гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия
безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство.
Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Социальная сфера. Социальная структура общества. Социальная мобильность.
Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный
конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие
социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные
роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому
прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и
многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Политика.Политика и власть. Что такое политика. Политическая власть. Роль
политики в жизни общества. Политическая жизнь и СМИ.Государство. Понятие и
признаки государства. Происхождение государства. Формы государства. Гражданство.
5

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1
Политические режимы. Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия,
ее развитие в современном мире.Правовое государство. Понятие правового государства.
Соединение силы и государства. Власть в правовом государстве. Принципы правового
государства. Разделение властей.
Гражданское общество и правовое государство. Что такое гражданское общество.
Местное самоуправление. Общественная палата.Участие граждан в политической жизни.
Выборы. Референдумы. Право на равный доступ к государственной службе. Обращение в
органы власти. Пути влияния на власть. Взаимоотношение органов государственной
власти и граждан. Значение свободы слова. Влияние средств массовой информации на
политическую жизнь общества. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Общественнополитические движения. Политические партии.
Право. Право, его роль в жизни общества и государства. Что такое право. Мера
свободы, справедливости и ответственности. Нормы права. Нормативный правовой акт.
Закон. Система законодательства. Право и закон.
Правоотношения и субъекты права. Сущность и особенности правоотношений.
Субъекты правоотношения.Правонарушения и юридическая ответственность. Признаки
правонарушения. Виды правонарушений. Юридическая ответственность и ее виды.
Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система. Прокуратура. Адвокатура.
Нотариат.
Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ Этапы развития
конституции. Закон высшей юридической силы. Конституционный строй. Основы
государства. Органы государственной власти РФ. Основы статуса человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина. Понятие прав, свобод и обязанностей. Что
такое права человека. От идеи к юридическим нормам. Общечеловеческие правовые
документы. Права и свободы человека и гражданина РФ. Юридические гарантии и
система защиты прав человека. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и
защиты прав и свобод человека и гражданина.
Гражданские правоотношения. Сущность гражданского право. Особенности
гражданских правоотношений. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Основные виды гражданско-правовых договоров и гражданская дееспособность
несовершеннолетних. Права потребителей. Защита прав потребителей.
Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Сущность и особенности. Юридические понятия семьи и
брак. Условия и порядок заключения брака. Правоотношения супругов. Брак и развод.
Неполная семья. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное право. Понятия и черты
административного правоотношения. Административное правонарушение и наказание.
Уголовно-правовые правоотношения. Основные понятия и институты уголовного
права.
Понятие преступления. Уголовное наказание и ответственность
несовершеннолетнего. Пределы допустимой самообороны.
Социальные
права.
Социальная
политика
государства.
Жилищные
правоотношения. Право на социальное обеспечение. Здоровье под защитой закона.
Социальная значимость здорового образа жизни. Социальное страхование.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Международное
гуманитарное право.Правовое регулирование в сфере образования. Законодательство в
сфере образования.

6

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1
Раздел 3 «Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы».
8 класс.
№
п/п
1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
23
25
26
27
28
29
30
31
32
33-34
35

Содержание
Вводный урок.
Глава 1. Личность и общество.
Быть личностью. Срезовая работа.
Общество как форма жизнедеятельности людей
Развитие общества РК
Самостоятельная работа по теме: «Личность и
общество»
Глава 2.Сфера духовной культуры.
Сфера духовной жизни
Мораль
Долг и совесть РК
Самостоятельная работа: «Моральный выбор - это
ответственность»
Образование
Наука в современном обществе
Религия как одна из форм культуры
Контрольная работа: «Сфера духовной культуры»
Глава 3.Экономика.
Экономика и ее роль в жизни общества
Главные вопросы экономики
Собственность
Рыночная экономика
Производство – основа экономики.
Самостоятельная работа: «Предпринимательская
деятельность»
Роль государства в экономике
Распределение доходов
Потребление.
Инфляция и семейная экономика РК
Безработица, ее причины и последствия
Мировое хозяйство и международная торговля.
Контрольная работа по теме «Экономика»
Глава 4.Социальная сфера.
Социальная структура общества РК
Социальные статусы и роли РК
Нации и межнациональные отношения РК
Отклоняющееся поведение РК
Обобщение пройденного материала.
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.
Обобщение пройденного материала.
Промежуточная аттестация

Кол-во
часов

Дата

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1

7

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13-14
15
16-17
18-19
20
21-22
23-24
25
26
27
28-29
30
31-32
33
34

9 класс.
Содержание
Вводный урок.
Глава 1.Политика.
Политика и власть. Срезовая работа.
Государство Политические режимы
Административный входной контроль
Правовое государство РК
Гражданское общество и государство
Участие граждан в политической жизни
Политические партии и движения
Контрольная работа: «Политика».
Обобщение пройденного материала.
Глава 2.Право.
Право, его роль в жизни общества и государства РК
Правоотношения и субъекты права
Правонарушения и юридическая ответственность
Правоохранительные органы
Административная работа по итогам 1 полугодия
Конституция РФ. Основы конституционного строя.
Права и свободы человека и гражданина РК
Гражданские правоотношения
Самостоятельная работа: «Право на труд. Трудовые
правоотношения».
Семейные правоотношения.РК
Административные правоотношения.
Уголовно-правовые отношения.
Социальные права.
Самостоятельная работа: «Международно-правовая
защита жертв вооруженных конфликтов».
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Обобщение пройденного материала.
Промежуточная аттестация
Обобщение пройденного материала.

Кол-во
часов
1

Дата

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
2
1
2
2
1
1
1
2
1
2
1
1

8

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

Перечень самостоятельных и контрольных работ
8 класс.
№
п/п
1
2

3
4
5
6
7

№
п/п
1
2
3
4
5
6

Содержание

Дата

Глава 1. Личность и общество.
Самостоятельная работа по теме: «Личность и общество»
Глава 2.Сфера духовной культуры.
Самостоятельная работа: «Моральный выбор - это
ответственность»
Глава 3.Экономика.
Контрольная работа: «Сфера духовной культуры»
Самостоятельная работа: «Предпринимательская деятельность»
Контрольная работа по теме «Экономика»
Глава 4.Социальная сфера.
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.
Промежуточная аттестация
Итого: самостоятельных работ- 3,
текущих контрольных работ – 3,
административных работ - 1
9 класс.
Содержание

Дата

Глава 1.Политика.
Административный входной контроль
Контрольная работа: «Политика».
Глава 2.Право.
Административная работа по итогам 1 полугодия
Самостоятельная работа: «Право на труд. Трудовые
правоотношения».
Самостоятельная работа: «Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов».
Промежуточная аттестация
Итого: самостоятельных работ- 2,
текущих контрольных работ – 1,
административных работ - 3

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 52 2-19-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».