Приложение 1к ООП НОО МКОУ Мосальской
средней общеобразовательной школы №1,
утверждённой приказом №136 от 30.08.2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» (ОДНКНР)
5 класс
1
Планируемые результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего
образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые
должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и
взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его
ценностного взгляда на окружающий мир:
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли
многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского
общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей
семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности,
вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного
взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа
(познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно
формируются средствами данного предмета. Среди них:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых
средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения
(готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе
религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и
разнообразной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ,
обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой
коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать
мир не только рационально, но и образно.
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство
привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и
историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
2
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в
совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников
диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве,
религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта,
милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в
соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в
разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить
аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовнонравственными ценностями.
• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников
беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный
портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и
практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения
человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы
саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами.
I.
Содержание обучения
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели
науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К.
Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю.
Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека
3
невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы
нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре
разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и
др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в
истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.).
Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.).
Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в
фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…».
Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного
труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники,
колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель
духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь
и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях.
Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения
членов
семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой
коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной
культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси,
влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней
Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности,
внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон.
Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия
ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад
мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное
искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский
календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие
Моисея.
Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная
история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции
буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские
монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права
гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана
исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к
труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные
меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
4
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности
– составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
II.
№
п/п
1
Тема
урока
(тип
урока)
Величие
многонацио
нальной
российской
культуры
Элементы
содержания
Характеристика
деятельности
обучающихся
Ученые,
деятели
литературы и
искусства
России
в
разные
исторические
времена и эпохи
внесли большой
вклад
в
мировую
культуру. В
культуре России
представлен
труд и усилия
разных народов.
Многонациональная
культура
укрепляла
дружбу
и
добрососедство
народов
Учебный диалог: чтение
и обсуждение текста
учебника.
Рассматривание и
анализ
иллюстративного
материала «Что мы
можем сказать о
профессии этих
людей? Чем они
прославили Россию?».
Восприятие и
оценка информации,
представленной
в
видеофильме.
Выделение главной
мысли рассказа
учителя о жизни и
творчестве
Шолом-Алейхема.
Обсуждение докладов и
презентаций учащихся
на тему «Словесный
портрет выдающегося
деятеля
культуры
Тематическое планирование курса
предметные
Планируемые результаты
личностные
метапредметные
В мире культуры (2 часа)
Определять и
Оформлять свои
формулировать
мысли в устной
цель своей
и письменной
деятельности,
речи: составлять
решаемую
монологические
проблему,
высказывания и
поставленную
небольшие
задачу. Строить
повествовательн
предположения,
ые тексты с
прогнозировать
элементами
круг возможных
рассуждения.
действий.
Выбирать способы
достижения цели,
проверять и
корректировать их.
Составлять разные
виды планов;
следовать плану,
сверяя с ним свои
действия и
ориентируясь во
времени.
Анализировать текст,
выделять в нём
главное и
формулировать
своими словами.
Домашнее
задание
Подобрать пословицы и поговорки
на темы: «Честность»,
«Доброта»,
«Справедливость»
план
5В
5Г
Дата
факт
05.09
06.09
5
2
3
Человек –
творец и
носитель
культуры
«Береги
землю
В процессе
своей жизни
человек
усваивает
культуру и сам
вносит вклад в
нее. Вклад
человека в
культуру
зависит от его
таланта,
способностей,
упорства.
Законы
нравственности
–
часть
культуры
общества.
Древние
предания,
России».
Чтение и обсуждение
текста учебника
«Человек – творец
и носитель
культуры».
Конструирование
схем: «Человек –
носитель культуры»,
«Человек – творец
культуры» (на основе
иллюстративного
материала). Восприятие
и оценка
информации,
представленной в
рассказе учителя «Что
такое этика?». Учебный
диалог обсуждение
высказывания
Аристотеля об этике.
Совместная
деятельность в
группах:
«Объяснение
значения пословиц и
поговорок разных
народов». Работа с
рубриками «Жил на
свете человек» и «Для
любознательных»
(составление плана
пересказа текстов).
Объяснение значения
пословиц и поговорок
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.
Анализировать
свои и чужие
поступки с точки
зрения норм
морали,
сопоставлять и
оценивать их.
Выделять
поступки, за
которые человек
может и должен
чувствовать
стыд и вину.
Нравственные ценности (7 часов)
Определять и
Анализировать
формулировать
свои и чужие
Организовывать
работу в паре и в
группе, сотрудничать
с одноклассниками,
договариваться,
учитывая разные
мнения и
придерживаясь
согласованных
правил.
Подготовить
сообщение об одном из героев
былин, сказаний,
легенд, эпоса
народов России
12.09
13.09
Выбирать способы
достижения цели,
Ответить на
вопросы.
19.09
20.09
6
4
родимую,
как мать
любимую»
священные
книги,
пословицы и
поговорки
разных народов
России о
защите
Родины.
Примеры
героизма и
патриотизма,
представленные
в эпических
образах.
Жизнь
ратными
подвигами
полна
Героические
страницы
истории нашей
страны. Подъём
патриотических
чувств россиян
в эпоху
освободительны
х войн.
Примеры
о Родине и
патриотических
чувствах. Чтение
текста «Нюргун
Боотур –
стремительный» и
составление словесного
портрета героя.
Оценка образца
словесного
портрета,
представленного
учителем. Совместная
деятельность в
парах: чтение и
обсуждение
башкирской легенды
об Урал-батыре.
Рассматривание
иллюстраций к текстам,
анализ и оценка
выразительных
средств.
Учебный
диалог «Обсудим
вместе»: сравнение
эпических героев.
Работа с информацией,
представленной в
тексте. Выделение
главной мысли
рассказа-дополнения
учителя. Работа с
рубрикой
«Картинная
галерея»: описание
героя картины.
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.
поступки с точки
зрения норм
морали,
сопоставлять и
оценивать их.
Выделять
поступки, за
которые человек
может и должен
чувствовать
стыд и вину.
проверять и
корректировать их.
Составлять разные
виды планов;
следовать плану,
сверяя с ним свои
действия и
ориентируясь во
времени.
Анализировать текст,
выделять в нём
главное и
формулировать
своими словами.
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
Анализировать
свои и чужие
поступки с точки
зрения норм
морали,
сопоставлять и
оценивать их.
Выделять
поступки, за
которые человек
Выбирать способы
достижения цели,
проверять и
корректировать их.
Составлять разные
виды планов;
следовать плану,
сверяя с ним свои
действия и
ориентируясь во
Ответить на
вопросы
26.09
27.09
7
5
В труде –
красота
человека
6
«Плод
добрых
трудов
славен»
героизма.
Участие
церкви и
церковнослужит
елей в
организации
защиты
Отечества.
Трудолюбие
как
нравственное
качество
человека,
основа трудовой
деятельности.
Отражение
отношения к
труду в
фольклоре.
Буддизм,
ислам,
христианство о
труде и
трудолюбии.
Чтение и оценка
круг возможных
информации из
действий.
текстов об участии в
Великой
Отечественной войне
представителей разных
народов России.
может и должен
чувствовать
стыд и вину.
времени.
Анализировать текст,
выделять в нём
главное и
формулировать
своими словами.
Чтение и определение
главной мысли текста.
Объяснение значения
пословиц (поговорок).
Совместная
деятельность в парах:
чтение и анализ текста
татарской сказки
«Звёздочка Зухра».
Чтение и анализ
текста «Микула
Селянинович».
Коллективная оценка
выполнения задания,
обобщение: «Почему
Микула Селянинович
стал героем народных
былин?». Анализ сказки
К. Ушинского «Два
плуга?», выделение
главной мысли.
Учебный
диалог:
обсуждение
высказывания
буддийского монаха
Шантидевы.
Определение
главной
мысли текстов
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.
Делать
нравственный
выбор в моделях
жизненных
ситуаций и
обосновывать
его.
Выбирать способы
достижения цели,
проверять и
корректировать их.
Составлять разные
виды планов;
следовать плану,
сверяя с ним свои
действия и
ориентируясь во
времени.
Анализировать текст,
выделять в нём
главное и
формулировать
своими словами.
Объяснить значение пословиц
04.10
04.10
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
Анализировать
свои и чужие
поступки с точки
зрения норм
морали,
сопоставлять и
оценивать их.
Организовывать
работу в паре и в
группе, сотрудничать
с одноклассниками,
договариваться,
учитывая разные
мнения и
Подобрать пословицы и поговорки
народов России о
труде
12.10
11.10
8
7
Люди труда
В любую
историческую
эпоху, у любого
народа есть
люди,
славные
трудовые
дела
и
подвиги
которых внесли
вклад
в
развитие
культуры
общества
8
Бережное
отношение
к природе
С давних
времен люди с
уважением
относились к
природе. Не
зная ее
законов,
они одушевляли
предметы и
явления
окружающего
мира.
учебника. Восприятие и
оценка информации,
представленной в
рассказе учителя
«Владимир Мономах о
трудолюбии».
Формулирование вывода
по материалам урока.
Чтение и работа с
текстами учебника:
Обсуждение проблемы:
«Как может
проявляться любовь к
Родине в мирное
время?» Учебный
диалог: «Является ли
учеба трудом? Какие
качества должны быть у
ученика, чтобы его
труд был
успешным?». Анализ и
оценка ситуаций из
жизни сверстников.
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.
Выделять
поступки, за
которые человек
может и должен
чувствовать
стыд и вину.
придерживаясь
согласованных
правил.
Встраивать
этические понятия
в свою систему
знаний,
оперировать ими в
рассуждениях.
Оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи:
составлять
монологические
высказывания и
небольшие
повествовательные
тексты с элементами
рассуждения.
Готовить проекты
19.10
18.10
Оживление
и
использование
имеющихся знаний:
ответ на вопрос «Как
древние люди
относились к
природе?».
Анализ
информации,
представленной в
рассказе-обобщении
учителя. Совместная
работа в группах:
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.
Выступать перед
знакомой
аудиторией
(сверстников,
родителей,
педагогов) с
сообщениями,
используя
иллюстративный
ряд (плакаты,
макеты,
презентации,
отдельные
слайды,
таблицы,
графики, схемы).
Делать
нравственный
выбор в моделях
жизненных
ситуаций и
обосновывать
его.
Организовывать
работу в паре и в
группе, сотрудничать
с одноклассниками,
договариваться,
учитывая разные
мнения и
придерживаясь
согласованных
правил.
Ответить на
вопрос, сообщение о
заповеднике
26.10
25.10
9
Почему
современный
человек должен
относиться к
природе
бережно и
рационально.
9
Семья –
хранитель
духовных
ценностей
Семья
–
первая «школа»,
где ребенок
получает
уроки
нравственности.
Знание истории
своей семьи, ее
обычаев и
традиций –
залог
интереса
к
культурным
традициям
российского
народа
анализ
информации,
представленной в
текстах. Просмотр и
оценка
видеофильма.
Анализ иллюстраций
материалом (учебник, с.
53).
Обсуждение и
формулирование вывода
по материалам урока.
Учебный
диалог
на
основе
иллюстративного
материала.
Коммуникативная
деятельность:
«Послушаем друг
друга» (традиции в моей
семье). Чтение и анализ
текста стихотворения
«Бабушкины сказки».
Обсуждение проблемы:
«Отражение в
фольклоре народов
России семейных
ценностей».
Анализ
информации,
представленной
в
материалах
рубрики
«Картинная
галерея».
Составление
описательного рассказа
по
картине.
Совместная
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.
Анализировать
текст, выделять
в нём главное и
формулировать
своими словами.
Формулировать
смысловое
содержание
иллюстраций,
связывать
графическое и
текстовое
представление
информации
Подобрать примеры произведений
УНТ своего
народа о нравственных качествах
человека
09.11
08.11
10
деятельность
в
группах:
чтение
и
анализ народной сказки.
Учебный
диалог:
обсуждение
темы,
идеи и главной мысли
народных
сказок.
Чтение
текстов
и
анализ главной мысли.
Учебный
диалог:
«Любовь – главная
семейная
ценность».
Анализ
текстов
и
иллюстраций
в
учебнике:
семейные
ценности
в
православии, буддизме,
исламе,
иудаизме.
Оценка
информации,
представленной
в
рассказе
учителя
о
Петре
и
Февронии
Муромских: «О каких
семейных
ценностях
повествует
история
Петра и Февронии?»
Совместная
деятельность в парах:
чтение и выделение
главной мысли притчи
«Хлебец с маслом».
Самооценка
выполненной работы.
Учебный диалог: «В чем
состоит ценность
человеческого
11
общения».
Коммуникативная
деятельность:
послушаем друг друга,
рассказывание о
традициях своей семьи
10
Роль
религии в
развитии
культуры
11
Культурное
наследие
христианской Руси.
Роль религии в
развитии
культуры
человека и
общества.
Использование
религиозных
образов и
сюжетов в
искусстве,
литературе.
Религиозные
праздники,
культовые
сооружения
(оживление
имеющихся
представлений).
Принятие
христианства на
Руси. Древняя
Русь после
принятия
христианства.
Влияние церкви
на образование,
культуру
народа.Историч
еские
Оживление
имеющегося опыта и
знаний: высказывания
на тему: «О каких
религиозных
праздниках мы уже
знаем? Что мы можем
рассказать о
православном храме,
мечети, синагоге и
пагоде? Восприятие и
анализ информации,
представленной в
рассказе учителя.
Разыгрывание сценок:
«Коляда», «Святки».
Обсуждение вопросов
«Что мы знаем о
христианской вере?
Когда Древняя Русь
приняла христианство?»
(по имеющемуся
опыту). Чтение и
обсуждение текста
учебника «Откуда на
Русь пришло
христианство?».
Религия и культура (5 часов)
Определять и
Сопоставлять
формулировать
своё мнение с
цель своей
мнениями
деятельности,
других людей,
решаемую
находить
проблему,
полезную для
поставленную
себя
задачу. Строить
информацию в
предположения,
их позициях и
прогнозировать
высказываниях
круг возможных
действий.
Встраивать
этические понятия
в свою систему
знаний,
оперировать ими в
рассуждениях.
Выступать перед
знакомой
аудиторией
(сверстников,
родителей,
педагогов) с
сообщениями,
используя
иллюстративный
ряд (плакаты,
макеты,
Находить нужную
информацию в
печатных и
электронных
источниках.
Вспомнить произведения о
справедливости,
милосердии, терпимости, зависти,
честности
16.11
15.11
Оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи:
составлять
монологические
высказывания и
небольшие
повествовательные
тексты с элементами
рассуждения.
Сообщениепрезентация о
царь-колоколе
23.11
22.11
12
личности,оказавшиевлияние
на
развитиекультур
ы Руси.
12
Культура
ислама
Возникнове-ние
ислама. Золотой
век исламской
культуры. Роль
ислама в
развитии
мировой
культуры.
Искусство,
литература,
и архитектура
ислама.
13
Иудаизм и
культура
Возникновение
иудаизма.
Тора
и
Ветхий
Завет
христианской
Библии
(оживление
имеющихся
Учебный диалог
(«Обсудим вместе»):
анализ информации,
представленной в
текстах учебника
Чтение и выделение
главной мысли текста о
Ярославе Мудром.
Чтение и обсуждение
текста
учебника
«Возникновение
ислама».
Учебный
диалог «Золотой век
исламской культуры».
Анализ
информации,
представленной
в
рассказе
учителя
о
великом персидском и
таджикском
поэте
Фирдоуси. Чтение и
обсуждение
текста
учебника о мечети.
Рассматривание
иллюстраций,
оценка
информации,
представленной
в
видеофильме.
Чтение и обсуждение
текста учебника «Как
всё
начиналось».
Практическая работа:
нахождение на карте
Палестины и других
мест,
связанных
с
ранней
историей
иудаизма.
Беседа-
презентации,
отдельные
слайды,
таблицы,
графики, схемы).
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.
Сопоставлять
своё мнение с
мнениями
других людей,
находить
полезную для
себя
информацию в
их позициях и
высказываниях
Выделять
нравственные
мотивы в действиях
персонажей
художественных
произведений,
одноклассников и
других людей.
Сообщениепрезентация об
исламе
30.11
29.11
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
Открывать для
себя значение
этических
понятий,
объяснять их
смысл своими
словами.
Находить нужную
информацию в
печатных и
электронных
источниках.
Сообщениепрезентация об
иудаизме
07.12
06.12
13
представлений).
Синагога.
Священная
история
иудеев
в
сюжетах
мировой
живописи.
14
Культурные
традиции
буддизма
Возникновение
буддизма.
Буддизм в
России.
Народы Р.Ф.,
исповедующие
буддизм.
Первый
буддийский
храм в
российской
столице.
повторение
пройденного
по
вопросам: «Что такое
Ветхий Завет? Частью
какой
книги
он
является?
Какие
религии
признают
Ветхий Завет священной
книгой?».
Анализ
информации,
представленной
в
материале
рубрики
«Жил на свете человек»
и «Картинная галерея»,
составление
повествования
по
сюжету картины. Беседа
по
тексту
и
иллюстрациям учебника
«Дом
окнами
на
Восток»Игра-экскурсия
«Иудейская история в
произведениях
живописи» (учебник,
Обсуждение проблемы:
какие
народы
РФ
исповедуют буддизм (на
основе
имеющихся
знаний).
Анализ
информации,
представленной
в
рассказе
учителя
«Буддизм в России»,
составление
плана
пересказа.
Практическая работа с
прогнозировать
круг возможных
действий.
Встраивать
этические понятия
в свою систему
знаний,
оперировать ими в
рассуждениях.
Выступать перед
знакомой
аудиторией
(сверстников,
родителей,
педагогов) с
сообщениями,
используя
иллюстративный
ряд (плакаты,
макеты,
презентации,
Оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи:
составлять
монологические
высказывания и
небольшие
повествовательные
тексты с элементами
рассуждения.
Сообщениепрезентация о
буддизме
21.12
13.12
14
Культовые
сооружения
буддистов:
ступа,
пагода.
Архитектура
буддийских
храмов.
Влияние
буддийских
монастырей и
монахов на
развитие
культуры.
Искусство
танка.
15
Забота
государства
о сохране
нии
духовных
ценностей
Государство
заботится о
сохранении
духовной
культуры и ее
развитии.
Взаимная
помощь и
поддержка
государства,
общественных и
религиозных
организаций.
Восстановление
на территории
России
памятников
религиозной
культуры
картой:
нахождение
мест,
связанных
с
ранней
историей
буддизма. Анализ и
оценка
информации,
представленной
в
текстах
учебника.
Составление
плана
пересказа
текста
«Буддийский
монастырь». Просмотр
и
обсуждение
видеофильма
«Искусство танка».
отдельные
слайды,
таблицы,
графики, схемы).
Как сохранить духовные ценности (2 часа)
Оценка информации,
Сопоставлять своё Анализировать
Участвовать в
представленной в
мнение с
текст, выделять дискуссии,
рассказе учителя
мнениями других в нём главное и выслушивать
«Забота государства о
людей, находить
формулировать
одноклассников,
сохранении духовных
полезную для себя своими словами. выделяя в их речи
ценностей». Чтение и
информацию в их
мнения и аргументы;
обсуждение главной
позициях и
задавать вопросы;
мысли текстов
высказываниях.
излагать своё
учебника. Составление
Обсуждать разные
мнение, используя
плана пересказа текста
мнения, оценивать
аргументы.
«Храм Христа
их с точки зрения
Спасителя»; чтение и
норм морали и
выделение главной
логики
мысли текста
«Охраняется
государством».
Конструирование
вывода по теме.
Сообщениепрезентация о
храмах, мечетях,
синагогах
Астраханской
области
21.12
20.12
15
16
17
Хранить
память
предков
Твой
духовный
мир
Без
памяти
Учебный диалог:
нет
обсуждение статьи Д.
нравственности, Лихачева «Память».
совести.
Оценка информации,
Беспамятный
представленной в
человек
рассказе-объяснении
–
учителя. Выделение
неблагодарный, главной мысли рассказа.
безответственны Чтение и анализ текста
й. Уважение к учебника «Творить
труду, обычаям, благо».
вере предков.
Коммуникативная
Благотворитель
деятельность:
ность как
послушаем друг друга,
духовновыскажем свое мнение:
нравственная
можем ли мы принять
ценность
участие
в
благотворительности?
Составление
портрета
героя
художественного
полотна (И. Репин.
Портрет С.И.
Мамонтова). Учебный
диалог (обсудим
вместе): оценим
жизненные истории.
Что составляет
твой духовный
мир. Культура
поведения
современного
человека.
Правила
хорошего тона –
Анализ информации,
представленной в
объяснении учителя
«Что такое этикет и
зачем он нужен?».
Практическая работа
«Учимся быть
образованными».
Осознание
целостности
окружающего
мира,
расширение
знаний о
российской
многонациональн
ой культуре,
особенностях
традиционных
религий России;
Использование
полученных
знаний в
продуктивной и
преобразующей
деятельности;
способность к
работе с
информацией,
представленной
разными
средствами
Осознание своей
принадлежности
к народу,
национальности,
стране,
государству;
чувство
привязанности и
любви к малой
родине, гордости
и за своё
Отечество,
российский
народ и историю
России
(элементы
гражданской
идентичности.
Понимание роли
человека в
обществе,
принятие норм
нравственного
поведения.
Твой духовный мир (1 час)
Проявление
Расширение
гуманного
кругозора и
отношения,
культурного
опыта школьника, толерантности к
людям,
формирование
правильного
умения
взаимодействия
воспринимать
мир не только
в совместной
Высказывать
предположения о
последствиях
неправильного
(безнравственного)
поведения человека.
Оценивать свои
поступки, соотнося
их с правилами
нравственности и
этики; намечать
способы
саморазвития.
Участвовать в
диалоге:
высказывать свои
суждения,
анализировать
высказывания
участников беседы,
добавлять,
Подготовить
ответы на
вопросы
28.12
20.12
28.12
27.12
16
этикет. Твоя
культура
поведения.
Учебный диалог:
обсудим вместе,
заполним устно
таблицу, дополним ее.
Совместная
деятельность в
группах: анализ
информации,
представленной в
дидактических текстах
К.Д. Ушинского.
Составление
описательного рассказа
по картине П. Федотова
«Свежий кавалер».
Сюжетная игра
«Разговор с младшим
братишкой (сестренкой)
об этикете».
рационально, но и
образно.
деятельности,
независимо от
возраста,
национальности,
вероисповедани
я участников
диалога или
деятельности;
стремление к
развитию
интеллектуальн
ых,
нравственных,
эстетических
потребностей.
приводить
доказательства.
Создавать по
изображениям
(художественным
полотнам, иконам,
иллюстрациям)
словесный портрет
героя. Оценивать
поступки реальных
лиц, героев
произведений,
высказывания
известных
личностей.
17