РП_ОДНКНР_5 кл

Приложение 1к ООП НОО МКОУ Мосальской
средней общеобразовательной школы №1,
утверждённой приказом №136 от 30.08.2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» (ОДНКНР)
5 класс

1

Планируемые результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего
образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые
должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и
взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его
ценностного взгляда на окружающий мир:
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли
многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского
общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей
семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности,
вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного
взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа
(познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно
формируются средствами данного предмета. Среди них:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых
средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения
(готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе
религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и
разнообразной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ,
обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой
коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать
мир не только рационально, но и образно.
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство
привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и
историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
2

– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в
совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников
диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве,
религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта,
милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в
соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в
разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить
аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовнонравственными ценностями.
• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников
беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный
портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и
практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения
человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы
саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами.

I.

Содержание обучения

Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели
науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К.
Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю.
Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека
3

невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы
нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре
разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и
др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в
истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.).
Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.).
Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в
фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…».
Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного
труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники,
колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель
духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь
и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях.
Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения
членов
семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой
коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной
культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси,
влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней
Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности,
внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон.
Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия
ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад
мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное
искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский
календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие
Моисея.
Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная
история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции
буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские
монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права
гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана
исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к
труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные
меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.

4

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности
– составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
II.
№
п/п

1

Тема
урока
(тип
урока)
Величие
многонацио
нальной
российской
культуры

Элементы
содержания

Характеристика
деятельности
обучающихся

Ученые,
деятели
литературы и
искусства
России
в
разные
исторические
времена и эпохи
внесли большой
вклад
в
мировую
культуру. В
культуре России
представлен
труд и усилия
разных народов.
Многонациональная
культура
укрепляла
дружбу
и
добрососедство
народов

Учебный диалог: чтение
и обсуждение текста
учебника.
Рассматривание и
анализ
иллюстративного
материала «Что мы
можем сказать о
профессии этих
людей? Чем они
прославили Россию?».
Восприятие и
оценка информации,
представленной
в
видеофильме.
Выделение главной
мысли рассказа
учителя о жизни и
творчестве
Шолом-Алейхема.
Обсуждение докладов и
презентаций учащихся
на тему «Словесный
портрет выдающегося
деятеля
культуры

Тематическое планирование курса
предметные

Планируемые результаты
личностные
метапредметные

В мире культуры (2 часа)
Определять и
Оформлять свои
формулировать
мысли в устной
цель своей
и письменной
деятельности,
речи: составлять
решаемую
монологические
проблему,
высказывания и
поставленную
небольшие
задачу. Строить
повествовательн
предположения,
ые тексты с
прогнозировать
элементами
круг возможных
рассуждения.
действий.

Выбирать способы
достижения цели,
проверять и
корректировать их.
Составлять разные
виды планов;
следовать плану,
сверяя с ним свои
действия и
ориентируясь во
времени.
Анализировать текст,
выделять в нём
главное и
формулировать
своими словами.

Домашнее
задание

Подобрать пословицы и поговорки
на темы: «Честность»,
«Доброта»,
«Справедливость»

план

5В
5Г

Дата
факт

05.09
06.09

5

2

3

Человек –
творец и
носитель
культуры

«Береги
землю

В процессе
своей жизни
человек
усваивает
культуру и сам
вносит вклад в
нее. Вклад
человека в
культуру
зависит от его
таланта,
способностей,
упорства.
Законы
нравственности
–
часть
культуры
общества.

Древние
предания,

России».
Чтение и обсуждение
текста учебника
«Человек – творец
и носитель
культуры».
Конструирование
схем: «Человек –
носитель культуры»,
«Человек – творец
культуры» (на основе
иллюстративного
материала). Восприятие
и оценка
информации,
представленной в
рассказе учителя «Что
такое этика?». Учебный
диалог обсуждение
высказывания
Аристотеля об этике.
Совместная
деятельность в
группах:
«Объяснение
значения пословиц и
поговорок разных
народов». Работа с
рубриками «Жил на
свете человек» и «Для
любознательных»
(составление плана
пересказа текстов).
Объяснение значения
пословиц и поговорок

Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.

Анализировать
свои и чужие
поступки с точки
зрения норм
морали,
сопоставлять и
оценивать их.
Выделять
поступки, за
которые человек
может и должен
чувствовать
стыд и вину.

Нравственные ценности (7 часов)
Определять и
Анализировать
формулировать
свои и чужие

Организовывать
работу в паре и в
группе, сотрудничать
с одноклассниками,
договариваться,
учитывая разные
мнения и
придерживаясь
согласованных
правил.

Подготовить
сообщение об одном из героев
былин, сказаний,
легенд, эпоса
народов России

12.09
13.09

Выбирать способы
достижения цели,

Ответить на
вопросы.

19.09
20.09
6

4

родимую,
как мать
любимую»

священные
книги,
пословицы и
поговорки
разных народов
России о
защите
Родины.
Примеры
героизма и
патриотизма,
представленные
в эпических
образах.

Жизнь
ратными
подвигами
полна

Героические
страницы
истории нашей
страны. Подъём
патриотических
чувств россиян
в эпоху
освободительны
х войн.
Примеры

о Родине и
патриотических
чувствах. Чтение
текста «Нюргун
Боотур –
стремительный» и
составление словесного
портрета героя.
Оценка образца
словесного
портрета,
представленного
учителем. Совместная
деятельность в
парах: чтение и
обсуждение
башкирской легенды
об Урал-батыре.
Рассматривание
иллюстраций к текстам,
анализ и оценка
выразительных
средств.
Учебный
диалог «Обсудим
вместе»: сравнение
эпических героев.
Работа с информацией,
представленной в
тексте. Выделение
главной мысли
рассказа-дополнения
учителя. Работа с
рубрикой
«Картинная
галерея»: описание
героя картины.

цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.

поступки с точки
зрения норм
морали,
сопоставлять и
оценивать их.
Выделять
поступки, за
которые человек
может и должен
чувствовать
стыд и вину.

проверять и
корректировать их.
Составлять разные
виды планов;
следовать плану,
сверяя с ним свои
действия и
ориентируясь во
времени.
Анализировать текст,
выделять в нём
главное и
формулировать
своими словами.

Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать

Анализировать
свои и чужие
поступки с точки
зрения норм
морали,
сопоставлять и
оценивать их.
Выделять
поступки, за
которые человек

Выбирать способы
достижения цели,
проверять и
корректировать их.
Составлять разные
виды планов;
следовать плану,
сверяя с ним свои
действия и
ориентируясь во

Ответить на
вопросы

26.09
27.09

7

5

В труде –
красота
человека

6

«Плод
добрых
трудов
славен»

героизма.
Участие
церкви и
церковнослужит
елей в
организации
защиты
Отечества.
Трудолюбие
как
нравственное
качество
человека,
основа трудовой
деятельности.
Отражение
отношения к
труду в
фольклоре.

Буддизм,
ислам,
христианство о
труде и
трудолюбии.

Чтение и оценка
круг возможных
информации из
действий.
текстов об участии в
Великой
Отечественной войне
представителей разных
народов России.

может и должен
чувствовать
стыд и вину.

времени.
Анализировать текст,
выделять в нём
главное и
формулировать
своими словами.

Чтение и определение
главной мысли текста.
Объяснение значения
пословиц (поговорок).
Совместная
деятельность в парах:
чтение и анализ текста
татарской сказки
«Звёздочка Зухра».
Чтение и анализ
текста «Микула
Селянинович».
Коллективная оценка
выполнения задания,
обобщение: «Почему
Микула Селянинович
стал героем народных
былин?». Анализ сказки
К. Ушинского «Два
плуга?», выделение
главной мысли.
Учебный
диалог:
обсуждение
высказывания
буддийского монаха
Шантидевы.
Определение
главной
мысли текстов

Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.

Делать
нравственный
выбор в моделях
жизненных
ситуаций и
обосновывать
его.

Выбирать способы
достижения цели,
проверять и
корректировать их.
Составлять разные
виды планов;
следовать плану,
сверяя с ним свои
действия и
ориентируясь во
времени.
Анализировать текст,
выделять в нём
главное и
формулировать
своими словами.

Объяснить значение пословиц

04.10
04.10

Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную

Анализировать
свои и чужие
поступки с точки
зрения норм
морали,
сопоставлять и
оценивать их.

Организовывать
работу в паре и в
группе, сотрудничать
с одноклассниками,
договариваться,
учитывая разные
мнения и

Подобрать пословицы и поговорки
народов России о
труде

12.10
11.10

8

7

Люди труда

В любую
историческую
эпоху, у любого
народа есть
люди,
славные
трудовые
дела
и
подвиги
которых внесли
вклад
в
развитие
культуры
общества

8

Бережное
отношение
к природе

С давних
времен люди с
уважением
относились к
природе. Не
зная ее
законов,
они одушевляли
предметы и
явления
окружающего
мира.

учебника. Восприятие и
оценка информации,
представленной в
рассказе учителя
«Владимир Мономах о
трудолюбии».
Формулирование вывода
по материалам урока.
Чтение и работа с
текстами учебника:
Обсуждение проблемы:
«Как может
проявляться любовь к
Родине в мирное
время?» Учебный
диалог: «Является ли
учеба трудом? Какие
качества должны быть у
ученика, чтобы его
труд был
успешным?». Анализ и
оценка ситуаций из
жизни сверстников.

задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.

Выделять
поступки, за
которые человек
может и должен
чувствовать
стыд и вину.

придерживаясь
согласованных
правил.

Встраивать
этические понятия
в свою систему
знаний,
оперировать ими в
рассуждениях.

Оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи:
составлять
монологические
высказывания и
небольшие
повествовательные
тексты с элементами
рассуждения.

Готовить проекты

19.10
18.10

Оживление
и
использование
имеющихся знаний:
ответ на вопрос «Как
древние люди
относились к
природе?».
Анализ
информации,
представленной в
рассказе-обобщении
учителя. Совместная
работа в группах:

Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.

Выступать перед
знакомой
аудиторией
(сверстников,
родителей,
педагогов) с
сообщениями,
используя
иллюстративный
ряд (плакаты,
макеты,
презентации,
отдельные
слайды,
таблицы,
графики, схемы).
Делать
нравственный
выбор в моделях
жизненных
ситуаций и
обосновывать
его.

Организовывать
работу в паре и в
группе, сотрудничать
с одноклассниками,
договариваться,
учитывая разные
мнения и
придерживаясь
согласованных
правил.

Ответить на
вопрос, сообщение о
заповеднике

26.10
25.10

9

Почему
современный
человек должен
относиться к
природе
бережно и
рационально.

9

Семья –
хранитель
духовных
ценностей

Семья
–
первая «школа»,
где ребенок
получает
уроки
нравственности.
Знание истории
своей семьи, ее
обычаев и
традиций –
залог
интереса
к
культурным
традициям
российского
народа

анализ
информации,
представленной в
текстах. Просмотр и
оценка
видеофильма.
Анализ иллюстраций
материалом (учебник, с.
53).
Обсуждение и
формулирование вывода
по материалам урока.
Учебный
диалог
на
основе
иллюстративного
материала.
Коммуникативная
деятельность:
«Послушаем друг
друга» (традиции в моей
семье). Чтение и анализ
текста стихотворения
«Бабушкины сказки».
Обсуждение проблемы:
«Отражение в
фольклоре народов
России семейных
ценностей».
Анализ
информации,
представленной
в
материалах
рубрики
«Картинная
галерея».
Составление
описательного рассказа
по
картине.
Совместная

Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.

Анализировать
текст, выделять
в нём главное и
формулировать
своими словами.

Формулировать
смысловое
содержание
иллюстраций,
связывать
графическое и
текстовое
представление
информации

Подобрать примеры произведений
УНТ своего
народа о нравственных качествах
человека

09.11
08.11

10

деятельность
в
группах:
чтение
и
анализ народной сказки.
Учебный
диалог:
обсуждение
темы,
идеи и главной мысли
народных
сказок.
Чтение
текстов
и
анализ главной мысли.
Учебный
диалог:
«Любовь – главная
семейная
ценность».
Анализ
текстов
и
иллюстраций
в
учебнике:
семейные
ценности
в
православии, буддизме,
исламе,
иудаизме.
Оценка
информации,
представленной
в
рассказе
учителя
о
Петре
и
Февронии
Муромских: «О каких
семейных
ценностях
повествует
история
Петра и Февронии?»
Совместная
деятельность в парах:
чтение и выделение
главной мысли притчи
«Хлебец с маслом».
Самооценка
выполненной работы.
Учебный диалог: «В чем
состоит ценность
человеческого

11

общения».
Коммуникативная
деятельность:
послушаем друг друга,
рассказывание о
традициях своей семьи
10

Роль
религии в
развитии
культуры

11

Культурное
наследие
христианской Руси.

Роль религии в
развитии
культуры
человека и
общества.
Использование
религиозных
образов и
сюжетов в
искусстве,
литературе.
Религиозные
праздники,
культовые
сооружения
(оживление
имеющихся
представлений).
Принятие
христианства на
Руси. Древняя
Русь после
принятия
христианства.
Влияние церкви
на образование,
культуру
народа.Историч
еские

Оживление
имеющегося опыта и
знаний: высказывания
на тему: «О каких
религиозных
праздниках мы уже
знаем? Что мы можем
рассказать о
православном храме,
мечети, синагоге и
пагоде? Восприятие и
анализ информации,
представленной в
рассказе учителя.
Разыгрывание сценок:
«Коляда», «Святки».
Обсуждение вопросов
«Что мы знаем о
христианской вере?
Когда Древняя Русь
приняла христианство?»
(по имеющемуся
опыту). Чтение и
обсуждение текста
учебника «Откуда на
Русь пришло
христианство?».

Религия и культура (5 часов)
Определять и
Сопоставлять
формулировать
своё мнение с
цель своей
мнениями
деятельности,
других людей,
решаемую
находить
проблему,
полезную для
поставленную
себя
задачу. Строить
информацию в
предположения,
их позициях и
прогнозировать
высказываниях
круг возможных
действий.

Встраивать
этические понятия
в свою систему
знаний,
оперировать ими в
рассуждениях.

Выступать перед
знакомой
аудиторией
(сверстников,
родителей,
педагогов) с
сообщениями,
используя
иллюстративный
ряд (плакаты,
макеты,

Находить нужную
информацию в
печатных и
электронных
источниках.

Вспомнить произведения о
справедливости,
милосердии, терпимости, зависти,
честности

16.11
15.11

Оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи:
составлять
монологические
высказывания и
небольшие
повествовательные
тексты с элементами
рассуждения.

Сообщениепрезентация о
царь-колоколе

23.11
22.11

12

личности,оказавшиевлияние
на
развитиекультур
ы Руси.

12

Культура
ислама

Возникнове-ние
ислама. Золотой
век исламской
культуры. Роль
ислама в
развитии
мировой
культуры.
Искусство,
литература,
и архитектура
ислама.

13

Иудаизм и
культура

Возникновение
иудаизма.
Тора
и
Ветхий
Завет
христианской
Библии
(оживление
имеющихся

Учебный диалог
(«Обсудим вместе»):
анализ информации,
представленной в
текстах учебника
Чтение и выделение
главной мысли текста о
Ярославе Мудром.
Чтение и обсуждение
текста
учебника
«Возникновение
ислама».
Учебный
диалог «Золотой век
исламской культуры».
Анализ
информации,
представленной
в
рассказе
учителя
о
великом персидском и
таджикском
поэте
Фирдоуси. Чтение и
обсуждение
текста
учебника о мечети.
Рассматривание
иллюстраций,
оценка
информации,
представленной
в
видеофильме.
Чтение и обсуждение
текста учебника «Как
всё
начиналось».
Практическая работа:
нахождение на карте
Палестины и других
мест,
связанных
с
ранней
историей
иудаизма.
Беседа-

презентации,
отдельные
слайды,
таблицы,
графики, схемы).

Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.

Сопоставлять
своё мнение с
мнениями
других людей,
находить
полезную для
себя
информацию в
их позициях и
высказываниях

Выделять
нравственные
мотивы в действиях
персонажей
художественных
произведений,
одноклассников и
других людей.

Сообщениепрезентация об
исламе

30.11
29.11

Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,

Открывать для
себя значение
этических
понятий,
объяснять их
смысл своими
словами.

Находить нужную
информацию в
печатных и
электронных
источниках.

Сообщениепрезентация об
иудаизме

07.12
06.12

13

представлений).
Синагога.
Священная
история
иудеев
в
сюжетах
мировой
живописи.

14

Культурные
традиции
буддизма

Возникновение
буддизма.
Буддизм в
России.
Народы Р.Ф.,
исповедующие
буддизм.
Первый
буддийский
храм в
российской
столице.

повторение
пройденного
по
вопросам: «Что такое
Ветхий Завет? Частью
какой
книги
он
является?
Какие
религии
признают
Ветхий Завет священной
книгой?».
Анализ
информации,
представленной
в
материале
рубрики
«Жил на свете человек»
и «Картинная галерея»,
составление
повествования
по
сюжету картины. Беседа
по
тексту
и
иллюстрациям учебника
«Дом
окнами
на
Восток»Игра-экскурсия
«Иудейская история в
произведениях
живописи» (учебник,
Обсуждение проблемы:
какие
народы
РФ
исповедуют буддизм (на
основе
имеющихся
знаний).
Анализ
информации,
представленной
в
рассказе
учителя
«Буддизм в России»,
составление
плана
пересказа.
Практическая работа с

прогнозировать
круг возможных
действий.

Встраивать
этические понятия
в свою систему
знаний,
оперировать ими в
рассуждениях.

Выступать перед
знакомой
аудиторией
(сверстников,
родителей,
педагогов) с
сообщениями,
используя
иллюстративный
ряд (плакаты,
макеты,
презентации,

Оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи:
составлять
монологические
высказывания и
небольшие
повествовательные
тексты с элементами
рассуждения.

Сообщениепрезентация о
буддизме

21.12
13.12

14

Культовые
сооружения
буддистов:
ступа,
пагода.
Архитектура
буддийских
храмов.
Влияние
буддийских
монастырей и
монахов на
развитие
культуры.
Искусство
танка.
15

Забота
государства
о сохране
нии
духовных
ценностей

Государство
заботится о
сохранении
духовной
культуры и ее
развитии.
Взаимная
помощь и
поддержка
государства,
общественных и
религиозных
организаций.
Восстановление
на территории
России
памятников
религиозной
культуры

картой:
нахождение
мест,
связанных
с
ранней
историей
буддизма. Анализ и
оценка
информации,
представленной
в
текстах
учебника.
Составление
плана
пересказа
текста
«Буддийский
монастырь». Просмотр
и
обсуждение
видеофильма
«Искусство танка».

отдельные
слайды,
таблицы,
графики, схемы).

Как сохранить духовные ценности (2 часа)
Оценка информации,
Сопоставлять своё Анализировать
Участвовать в
представленной в
мнение с
текст, выделять дискуссии,
рассказе учителя
мнениями других в нём главное и выслушивать
«Забота государства о
людей, находить
формулировать
одноклассников,
сохранении духовных
полезную для себя своими словами. выделяя в их речи
ценностей». Чтение и
информацию в их
мнения и аргументы;
обсуждение главной
позициях и
задавать вопросы;
мысли текстов
высказываниях.
излагать своё
учебника. Составление
Обсуждать разные
мнение, используя
плана пересказа текста
мнения, оценивать
аргументы.
«Храм Христа
их с точки зрения
Спасителя»; чтение и
норм морали и
выделение главной
логики
мысли текста
«Охраняется
государством».
Конструирование
вывода по теме.

Сообщениепрезентация о
храмах, мечетях,
синагогах
Астраханской
области

21.12
20.12

15

16

17

Хранить
память
предков

Твой
духовный
мир

Без
памяти
Учебный диалог:
нет
обсуждение статьи Д.
нравственности, Лихачева «Память».
совести.
Оценка информации,
Беспамятный
представленной в
человек
рассказе-объяснении
–
учителя. Выделение
неблагодарный, главной мысли рассказа.
безответственны Чтение и анализ текста
й. Уважение к учебника «Творить
труду, обычаям, благо».
вере предков.
Коммуникативная
Благотворитель
деятельность:
ность как
послушаем друг друга,
духовновыскажем свое мнение:
нравственная
можем ли мы принять
ценность
участие
в
благотворительности?
Составление
портрета
героя
художественного
полотна (И. Репин.
Портрет С.И.
Мамонтова). Учебный
диалог (обсудим
вместе): оценим
жизненные истории.
Что составляет
твой духовный
мир. Культура
поведения
современного
человека.
Правила
хорошего тона –

Анализ информации,
представленной в
объяснении учителя
«Что такое этикет и
зачем он нужен?».
Практическая работа
«Учимся быть
образованными».

Осознание
целостности
окружающего
мира,
расширение
знаний о
российской
многонациональн
ой культуре,
особенностях
традиционных
религий России;
Использование
полученных
знаний в
продуктивной и
преобразующей
деятельности;
способность к
работе с
информацией,
представленной
разными
средствами

Осознание своей
принадлежности
к народу,
национальности,
стране,
государству;
чувство
привязанности и
любви к малой
родине, гордости
и за своё
Отечество,
российский
народ и историю
России
(элементы
гражданской
идентичности.
Понимание роли
человека в
обществе,
принятие норм
нравственного
поведения.

Твой духовный мир (1 час)
Проявление
Расширение
гуманного
кругозора и
отношения,
культурного
опыта школьника, толерантности к
людям,
формирование
правильного
умения
взаимодействия
воспринимать
мир не только
в совместной

Высказывать
предположения о
последствиях
неправильного
(безнравственного)
поведения человека.
Оценивать свои
поступки, соотнося
их с правилами
нравственности и
этики; намечать
способы
саморазвития.

Участвовать в
диалоге:
высказывать свои
суждения,
анализировать
высказывания
участников беседы,
добавлять,

Подготовить
ответы на
вопросы

28.12
20.12

28.12
27.12

16

этикет. Твоя
культура
поведения.

Учебный диалог:
обсудим вместе,
заполним устно
таблицу, дополним ее.
Совместная
деятельность в
группах: анализ
информации,
представленной в
дидактических текстах
К.Д. Ушинского.
Составление
описательного рассказа
по картине П. Федотова
«Свежий кавалер».
Сюжетная игра
«Разговор с младшим
братишкой (сестренкой)
об этикете».

рационально, но и
образно.

деятельности,
независимо от
возраста,
национальности,
вероисповедани
я участников
диалога или
деятельности;
стремление к
развитию
интеллектуальн
ых,
нравственных,
эстетических
потребностей.

приводить
доказательства.
Создавать по
изображениям
(художественным
полотнам, иконам,
иллюстрациям)
словесный портрет
героя. Оценивать
поступки реальных
лиц, героев
произведений,
высказывания
известных
личностей.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 52 2-19-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».