РП_Русский язык_5-9 кл

Приложение 1к ООП НОО МКОУ Мосальской средней
общеобразовательной школы №1, утверждённой приказом
№136 от 30.08.2021

Рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
5-9 классы

Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе
1.Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897, Приказ
Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. №1644).
3. Примерной программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы
(Примерная программа по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы/ Стандарты
второго поколения/ М.:Просвещение, 2010)
4. Рабочей программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений
«Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М.
Шанского, М: «Просвещение»,2016 г.
Планируемые личностные результаты освоения
основной образовательной программы по русскому языку
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования.
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
3. Достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Планируемые метапредметные результаты
освоения основной образовательной программы по русскому языку
Метапредметными результатами освоения обучающимися программы по русскому языку
являются:
1. Владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

владение разными видами чтения;

способность извлекать информацию из различных источников, включая
СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную
тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к
преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или
аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
 способность определять цели предстоящей учебной деятельности , последовательность
действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
 способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;


умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладом.
2. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном
уровне (на уроках литературы, иностранного языка, истории и других).
3. Коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Планируемые предметные результаты освоения
основной образовательной программы по русскому языку
Предметными результатами освоения обучающимися программы по русскому языку
являются:
1. Представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке
Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения
народов России; о связи языка и культуры народа; роли русского языка в жизни человека и
общества.
2. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе
самообразования.
3. Владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста,
основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
 владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы);
приемами работы с книгой, периодическими изданиями;

способность свободно пользоваться словарями
различных типов,
справочной литературой, в Ом числе на электронных носителях;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение
различными видами аудирования (с полным пониманием текста, с понимание его основного
содержания, с выборочным извлечением информации);
 умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к
определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
 умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный и прочитанный текст с
заданной степенью свернутости (план, пересказ, тезисы);

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
 умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла
и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка,
доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых
средств в соответствии с коммуникативной задачей;
 владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией
сверстников;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических и грамматических норм СРЛЯ; стилистически корректное использование лексики
и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
 способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно
пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой) в различных ситуациях
общения;

 осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее
содержания, языкового оформления и эффективности коммуникативных задач; умение
находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их совершенствовать и
редактировать собственные тексты.
4. Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц.
5. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения;
функционально-смысловые типы речи; текст, основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи.
6. Проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и
предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры
принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей
оформления, использования выразительных средств языка.
7. Осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Предметные результаты изучения предметной области «Русский язык»:

1) совершенствование

различных

видов

устной

и

письменной

речевой

деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи
современных средств устной и письменной коммуникации):
создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности

в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного
русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую,
диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;
развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного,
просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе
умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства
аргументации и выразительности;
овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации);
понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных
разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его
смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения
единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их
эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной

речи;
умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью

и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение,
аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:
осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для
выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; соблюдение основных языковых
норм в устной и письменной речи; стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру
использования русскою литературного языка, оценивать свои языковые умения

и планировать их совершенствование и развитие;
1)

использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:

распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики,

лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры,
гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы,
антонимы, омонимы) в речи;
уместное использование фразеологических оборотов в речи;
корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций,
этикетных формул;
использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
2)

расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях;

осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:

идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их
форм по значению и основным грамматическим признакам;
распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных,
наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова
категории состояния и наречия;

распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических
признаков; распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение
смысловых оттенков частиц;
распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических
особенностей междометий;
3)

формирование навыков проведения различных видов анализа слова,

синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:

проведение

фонетического,

морфемного

и

словообразовательного

(как

взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического
анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;
проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической
роли самостоятельных частей речи в предложении; анализ текста и распознавание
основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова,
микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;
определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков

слова;
определение лексического значения слова, значений многозначного слова,
стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;
деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа слова;
умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы
словообразования;
проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи;
характеристика

общего

грамматического

значения,

морфологических

признаков

самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;
опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение,
текст); умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного
и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;
определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной
окраске; определение грамматической основы предложения;

распознавание распространённых и нераспространённых предложений,
предложений осложнённой и неосложнённой структуры, полных и неполных;
распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения,
обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;
опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений

с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями
сложного предложения;
определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к
одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов
различного типа речи и соблюдения норм их построения;
определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи
предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;

3)

обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение

объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного
выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач
построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и
оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их
строения и способах конструирования информационных запросов;
пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации,
прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова,
принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого
и переносного значения, особенностей употребления;
пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения
нормативного написания и произношения слова;
использование фразеологических словарей для определения значения и
особенностей употребления фразеологизмов;
использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для
морфемного и словообразовательного анализа слов;
использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;

4)

овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими,

лексическими, грамматическими,

орфографическими,

пунктуационными,

стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования
языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими
ресурсами лексики и фразеологии языка:
поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;
освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;

применение правильного переноса слов;
применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в
простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;
соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного
языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;

выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в
речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений,
числительных, глаголов;
соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении,
при

употреблении

несклоняемых

имен

существительных

и

аббревиатур,

при

употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для
связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами,
соблюдение видовременной соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте;

5)

для слепых, слабовидящих обучающихся: формирование навыков письма

на брайлевской печатной машинке;
6)

для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся формирование и

развитие основных видов речевой деятельности обучающихся - слухозрительного восприятия (с
использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма;

7)

для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка,
основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета;

приобретение опыта использования языковых норм в речевой и альтернативной коммуникативной

практике при создании устных, письменных, альтернативных высказываний;
стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную

позицию;
видение традиций и новаторства в произведениях;
восприятие художественной действительности как выражение мыслей автора о мире
и человеке.

Содержание тем учебного курса
«Русский язык 5 класс»
(170 ч)
Язык и общение(2ч + 1ч)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.
Повторение изученного в начальных классах (17ч + 3ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и
непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих.
Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных
в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных
после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях
прилагательных.
Местоимения 1, 2и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных
окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-ом лице
единственного числа глаголов. Правописание –тся и –ться; раздельное написание не с
глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II. Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (23ч + 7ч)
I. Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: Главные и зависимые слова в словосочетании.
Предложение: простое предложение; виды предложений по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные, побудительные). Восклицательные и невосклицательные
предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения,
разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение,
обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения. Предложения с однородными членами,
не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая
между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед
однородными членами. Двоеточие после
обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при нем.
Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного
предложения. Сложные предложения с союзами.
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы,
потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в наличие реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные,
побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфография. Графика (12ч + 3ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные
звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и
мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные.
Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и
печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Опознавательные признаки
орфограмм.
Орфографический разбор. Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований
учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе
орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости
от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (6ч + 2ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое
значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы.
Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными
словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
III. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части.
Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (18ч + 4ч)

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение
и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах.
Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их значение в
слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов.
Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- -лаг-, -рос- -раст-. Буквы о и е
после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться
орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура
речи Имя существительное (17ч + 4ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в
предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные
собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и
площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет,
журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений;
выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен
существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или множественного
числа. Морфологический разбор слов.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ие, -ий. Правописание гласных в падежных окончаниях
имен существительных.
II. Умение согласовать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными,
род которых может быть определен неверно (н.-р, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного
(чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного
выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (10ч + 4ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в
предложении.
Полные и краткие прилагательные.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую.
Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, числам, падежам, а кратких – по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна,
трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения
мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности

этого жанра.

Глагол (29ч + 6ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься).
Правописание -тся (-ться), -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в
безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер – бир-, -дер – дир-, -мер –
мир-, -пер – пир-, -тер – тир-, -стел – стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются
ошибки (начать, начал, начала).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным
существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при
глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мыслей и для
устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. невыдуманный рассказ о себе.
Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (4ч+2ч)
Разделы науки о языке.
Орфограммы в приставках и корнях слов.
Орфограммы в окончаниях слов.
Употребление букв ъ и ь.
Знаки препинания в простом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении.
Подведение итогов года (1ч)

Содержание тем учебного курса
«Русский язык 6 класс»
(204 ч)
Русский язык - один из развитых языков мира (1ч)
Повторение пройденного в 5 классе (21ч + 3ч)
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Лексика и фразеология. Культура речи (18ч + 4ч)
I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Исконно
русские
слова.
Заимствованные
слова.
Общеупотребительные
слова.
Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные
слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические
обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные
фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Фразеологический словарь.

II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится
ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими
словарями.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного
текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи. (22ч+3ч)
I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и
словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и
словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание
гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание
соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в
прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация
материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи. (99ч + 19ч)
Имя существительное (19ч + 5ч)
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные.
Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после
шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя,
правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные
и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например,
белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное,
пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное (25ч + 3ч)
I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения
прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных;
правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян -), -ин-, -онн- (-енн-) в именах
прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск- Слитное и дефисное написание
сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное
ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах
прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание
предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием
природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное (14ч + 2ч)

I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении.
Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные.
Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях;
буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях
порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять
числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного
числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ
исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение (22ч + 6ч)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды
местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица
после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных
местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных
местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом
предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения
как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных
текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол (19ч + 3ч)
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения.
Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в
глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы.
Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму
(инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного
текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части
готового текста.
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (10ч + 3ч)
Разделы науки о языке. Орфография. Орфографический
разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор.
Лексика и фразеология.
Словообразование. Морфемный и словообразовательный
разбор. Морфология. Морфологический разбор.
Синтаксис. Синтаксический разбор.
Подведение итогов года (1ч)

Содержание тем учебного курса
«Русский язык 7 класс»
(170 ч)
Русский язык как развивающееся явление (1ч) Повторение
пройденного в 5 - 6 классах (10ч + 2ч) Публицистический
стиль, его жанры, языковые особенности.
Морфология. Орфография. Культура речи. (82ч + 14ч)
Причастие (43ч + 4ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и
глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и
страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот;
выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени
(ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных
причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных,
образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия
с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе
специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности.
Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по
личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (11ч + 3ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль
деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот;
знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми
(ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие (24ч + 4ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения
наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на
-о и -е.
Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис
между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после
шипящих на конце наречий.

правильно
ставить
II. Умение
Умение использовать в речи наречия-синонимы и

в
ударение
наречиях.
антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ
исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (4ч + 3ч)
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов
категории состояния.
II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Служебные части речи. Культура речи.(44ч + 3ч)
Предлог (9ч )
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении.
Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги.
Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис
в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять
существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз (16ч + 1ч)
I.
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении.
Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы
— соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в
простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном
предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от
местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (16ч + 2ч)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении.
Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (3ч)
I.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях.
Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе (11ч+2ч)

Разделы науки о языке.
Фонетика. Графика.
Лексика и фразеология.
Морфемика и словообразование.
Морфология и орфография.
Синтаксис пунктуация.
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное
выступление на эту тему.
Подведение итогов года (1ч)

Содержание тем учебного курса
«Русский язык 8 класс»
(102 ч)
Функции русского языка в современном
мире(1ч) Повторение пройденного в 5- 7 классах
(6ч + 2ч) Синтаксис. Пунктуация. Культура
речи Словосочетание (4ч + 1ч)
I. Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в
словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по
морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении.
Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение (4ч+1ч)
I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа
предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация
простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в
предложении, выразительно читать предложения.
Ш. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые
особенности.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения (9ч + 1ч)
I. Повторение пройденного материала о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное
сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;
согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и
сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения (8ч + 3ч)
I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное
дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность
определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению.
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения (8ч + 2ч)
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом
сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим
(назывные). Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться односоставными и двусоставными предложениями как
синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
Однородные члены предложения (11ч)
I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения.
Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными,
разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных
членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами.
Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в
предложениях.
Вариативность в постановке знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при
однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (7ч + 1ч)
I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные
слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении.
Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях.
Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами
и предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными
словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Обособленные члены предложения (18ч + 2ч)
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения.
Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах
предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и
уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их
синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Прямая и косвенная речь (3ч + 1ч)
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в
предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц, особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе
(8ч) Словосочетания и предложения. Двусоставные
предложения. Односоставные предложения.
Цитаты и знаки препинания при них.
Однородные члены предложения.
Обособленные и уточняющие члены предложения.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (обращения, вводные слова и
предложения, вставные конструкции).
Прямая и косвенная речь.
Подведение итогов года (1ч)

Содержание тем учебного курса
«Русский язык 9 класс»
(102 ч)
Международное значение русского языка. (1ч)
Повторение пройденного в 5 - 8 классах (11ч+2ч)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Синтаксис и пунктуация. Культура речи.
Сложное предложение (11ч +2ч)
Союзные сложные предложения
Сложносочиненные предложения (5ч + 2ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с
союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки
препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы
сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения (5ч + 2ч)
Основные группы сложноподчиненных предложений(28ч +2ч)
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения.
Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в
главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному.
Разделительные знаки препинания, между главным и придаточным предложениями. Виды
придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые
с
обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на
лингвистическую тему.
Бессоюзные сложные предложения (11ч + 2ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между
частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями
бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и
бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с разными видами связи (10ч +2ч)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные
знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Повторение и систематизация пройденного в5 - 9 классах (7ч +
2ч) Фонетика. Графика. Орфография.
Лексика. Фразеология. Орфография.
Морфемика. Словообразование. Орфография.
Морфология. Орфография.
Синтаксис и пунктуация. Употребление знаков препинания.
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания,
средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Подведение итогов года(1ч)

Учебно-тематический план по русскому языку для 5 класса
Содержание
Вводный урок. Язык и общение.
Повторение изученного в начальных классах.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.
Лексика. Культура речи.
Морфемика. Орфография. Культура речи.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Глагол.
Повторение и систематизация изученного в 5 классе.
Подведение итогов года.
ИТОГО

Кол-во
Кол-во
Развитие
часов контрольных
речи
2
1
17
1
3
23
2
7
12
1
3
6
1
2
18
2
4
17
10
29

1
1
2

4

5
1
170

1

2

4
6

Учебно-тематический план по русскому языку для 6 класса
Содержание
Вводный урок. Русский язык – один из развитых
языков мира.
Повторение изученного в 5 классе.
Текст
Лексика. Культура речи.
Фразеология. Культура речи.
Словообразование. Орфография. Культура речи.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Имя числительное.
Местоимение.
Глагол.
Повторение и систематизация изученного в 6 классе.
Подведение итогов года.
ИТОГО

Кол-во
Кол-во
Развитие
часов контрольных
речи
3
1
6
3
10
3
31

1

1
2

2
2
2
1
4

22
22
16
23
30
9
1
204

2
1
1
2
1
1

3
3
2
3
6
2

Учебно-тематический план по русскому языку для 7 класса
Содержание
Русский язык как развивающееся явление.
Повторение пройденного в 5-6 классах.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Причастие.
Деепричастие.
Наречие.
Категория состояния.
Служебные части речи. Культура речи.
Предлог.
Союз.
Частица.
Междометие.
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах.
Подведение итогов года.
ИТОГО

Кол-во
часов
1
12
25

Кол-во
контрольных

Развитие
речи

1
4

2
6

10
28
4
12

1
2
1

2
6
2
2

16
18
4
11
1
170

2
1

2
4

1

2

Учебно-тематический план по русскому языку для 8 класса
Содержание
Вводный урок. Функции русского языка в современном
мире.
Повторение изученного в 5 - 7 классах.
Синтаксис и пунктуация.

Кол-во
часов
1

Кол-во
контрольных

Развитие
речи

5

1

2

Словосочетание.
Простое предложение.
Двусоставные предложения.
Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Односоставные предложения.
Однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения.
Слова, грамматически не связанные с членами
предложения.
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная
речь.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе.
Подведение итогов года.
ИТОГО

7
2

1

1
1

6
6
9
13
18
9

1
1
1
2
2
1

2
2
2
2
2
2

6

1

4
1
102

1

1

Учебно-тематический план по русскому языку для 9 класса
Содержание

Кол-во
часов

Международное значение русского языка.

1

Повторение пройденного в 5-8 классах.

11

Сложное предложение. Культура речи

11

Сложносочиненные предложения

5

1

2

Сложноподчиненные предложения.

5

2

2

Основные группы сложносочиненных предложений

28

Бессоюзные сложные предложения.

11

Сложные предложения с различными видами связи.

10

Повторение и систематизация изученного в 5 -9 кл.
Подведение итогов года.
ИТОГО

7
1
102

Кол-во
контрольных

Развитие
речи

1

2
2

2
1

2
2

1

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 52 2-19-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».