РП_химия_8-9 класс

Приложение
1к ООП НОО МКОУ Мосальской средней
общеобразовательной школы №1,
утверждённой приказом №136 от 30.08.2021

Рабочая программа
Учебного предмета «Химия»
Классы –8-9

Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 8-9 класса составлена на основе Примерной программы
основногообщего образования и авторской программы курса химии для 8-9 классовв
общеобразовательном учреждении О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту
Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и
науки Российской Федерации.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий
учебники О. С. Габриеляна : «Химия 8 класс», «Химия 9 класс». Учебники для образовательных
учреждений– М.: Дрофа, рекомендованные к использованию в общеобразовательном процессе в
образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и
имеющих государственную аккредитацию.
Рабочая программа составлена в расчете на 68 часов ( 2 часа в неделю) 8-9 классах
Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных
часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом
межпредметных и вн утрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
учащихся. В программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических
занятий и расчетных задач.
Рабочая программа по числу часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы,
практически полностью соответствует авторской программе, вместе с тем в авторскую программу
внесены некоторые изменения:
Из авторской программы тема « Окислительно – восстановительные реакции» перенесена в 9
класс, так как эти вопросы очень трудные и плохо усваиваются учащимися из – за возрастных
особенностей. Также исключены некоторые демонстрационные опыты из-за отсутствия веществ
(образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора) и лабораторные работы из-за
недостатка времени на их выполнение (дистилляция воды, получение и свойства озона). Часть
лабораторных опытов заменены демонстрациями из – за недостатка оборудования и реактивов .
Увеличено число часов на изучение тем:
-«Введение» -8 часов вместо 6 на решение задач на вывод формул. Это основополагающий
материал, база для успешного изучения предмета.
2.Умеьшено количество часов
«Растворение и растворы» 15 час вместо 17

Практические работы выполняются по мере изучения тем. Календарно-тематическое
планирование Рабочей программы предполагает наличие проверочных, контрольных и
лабораторных работ. Контрольные и проверочные работы проводятся после
завершения изучения темы или раздела. Преобладающей формой текущего контроля
выступает письменный (тестирование , самостоятельные работы),а также устный
опрос.
Результаты изучения предмета химии.

Деятельность учителя в обучении химии должна быть направлена на достижение
обучающимися следующих личностных результатов:
1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку,
гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей
познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
химии являются:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение
основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения
различных сторон окружающей действительности;

2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять
их на практике;
5) использование различных источников для получения химической информации.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
химии являются:
1. В познавательной сфере:
· давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула,
кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула,
относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды,
кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая
система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень
окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь,
окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);
· описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для
этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
· описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные
вещества, химические реакции;
· классифицировать изученные объекты и явления;
· наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции,
протекающие в природе и в быту;
· делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей,
прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

· структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из
других источников;
· моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных
положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
·анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ; ·разъяснять на
примерах (приводить примеры подтверждающие) материальное единство и
взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека, как важную часть этого единства;
·строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.
3. В трудовой сфере:
· планировать и проводить химический эксперимент;
· использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными
в инструкциях по применению.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:

· оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами
и лабораторным оборудованием.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Химия»
8 класс
Ученик научится:
Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинноследственные связи между данными характеристиками вещества;
• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент»,
«простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;
• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических
реакций с помощью химических уравнений;

• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую
долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу.
Ученик получит возможность научиться:
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей
природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по
использованию лекарств, средств бытовой химии и др Периодический закон и периодическая
система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества Ученик научится:

• классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды
которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности
научных знаний;
• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям
атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную
и металлическую;
• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями
разного вида;
• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных,
атомных, молекулярных, металлических.
Ученик получит возможность научиться:
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для
объяснения и предвидения свойств конкретных веществ.
Многообразие химических
реакций Ученик научится:
• объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;
• называть признаки и условия протекания химических реакций;
• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из
классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции
(реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению
теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления
химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса
(реакции обратимые и необратимые).

Ученик получит возможность научиться:
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между
основными классами неорганических веществ;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости
химической реакции.
Многообразие веществ
Ученик научится:
• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных
классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
• составлять формулы веществ по их названиям;

• определять степень окисления элементов в веществах;
• составлять формулы неорганических соединений по степеням окисления элементов, а
также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ
(металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и
третьего периодов;
• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, ;
• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических
веществ: кислот оснований солей;
• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических
веществ: оксидов, кислот, оснований и солей.
Ученик получит возможность научиться:
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество —
оксид — гидроксид — соль.

9 класс
Выпускник научится:

Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинноследственные связи между данными характеристиками вещества;
• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический
элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую
систему химии;
• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и
сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую
долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;

• описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности
человека) простых веществ — кислорода и водорода;
• давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших
соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ
в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении
наблюдений и опытов;
• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать
необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
Выпускник получит возможность научиться:

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения
в окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях
по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении
исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания
веществ;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и
письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной
литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки
зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах,
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе,
касающейся использования различных веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение
вещества
Выпускник научится:
• классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды
которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных
знаний;
• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям
атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную
и металлическую;
• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями
разного вида;
• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных,
атомных, молекулярных, металлических;
• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в
периодической системе и особенностей строения их атомов;
• описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической
системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность учёного;

• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической
системы химических элементов Д. И. Менделеева;
• осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной
полемики, преодоления трудностей и сомнений.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для
объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории
становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из
важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

Многообразие химических
реакций Выпускник научится:
• объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;
• называть признаки и условия протекания химических реакций;
• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из
классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции
(реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению
теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления
химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса
(реакции обратимые и необратимые);
• называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
• называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;

• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и
сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительновосстановительных реакций;
• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных
веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке»)
превращений неорганических веществ различных классов;
• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической
реакции;
• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению
окраски индикаторов;
• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах
веществ отдельных катионов и анионов.
Выпускник получит возможность научиться:
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными
классами неорганических веществ;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости
химической реакции;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение
химического равновесия.
Многообразие веществ
Выпускник научится:
• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных
классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
• составлять формулы веществ по их названиям;
• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов,
а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ

(металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и
третьего периодов;
• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных,
основных, амфотерных;
• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов
неорганических веществ: кислот оснований солей;
• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических
веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительновосстановительных реакциях;

• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным
схемам реакций;
• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных
классов неорганических веществ;
• проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода,
кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.
Выпускник получит возможность научиться:

• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные
свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество
— оксид — гидроксид — соль;

• характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;

• приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов
получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;
• описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ
в природе;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ,
имеющих важное практическое значение.

Содержание основного общего образования по химии.

Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники
химической информации: химическая литература, Интернет.
Чистые вещества и смеси. Очистка веществ. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы.
Химический элемент, атом, молекула. Знаки химических элементов. Химическая формула. Степень
окисления химических элементов. Составление формул бинарных соединений по степени окисления
атомов химических элементов и определение степени окисления атомов химических элементов по
формулам бинарных соединений.
Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического
элемента в сложном веществе. Количество вещества. Моль. Молярная масса и молярный объем.
Физические явления и химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Закон
сохранения массы веществ при химических реакциях. Химические уравнения. Коэффициенты

в уравнениях химических реакций, как отношения количеств веществ, вступающих и образующихся
в результате химической реакции. Простейшие расчеты по уравнениям химических реакций.
Основные классы неорганических соединений.
Номенклатура неорганических веществ. Кислород. Воздух. Горение. Оксиды. Оксиды металлов и
неметаллов. Водород. Вода. Очистка воды. Аэрация воды. Взаимодействие воды с оксидами
металлов и неметаллов. Кислоты, классификация и свойства: взаимодействие с металлами,
оксидами металлов. Основания, классификация и свойства: взаимодействие с оксидами неметаллов,
кислотами. Кислотно-основные индикаторы. Соли. Средние соли. Взаимодействие солей с
металлами, кислотами, щелочами. Связь между основными классами неорганических соединений.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение
вещества.
Периодический закон. История открытия периодического закона. Значение периодического
закона для развития науки.
Периодическая система как естественнонаучная классификация химических элементов. Табличная
форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая
система химических элементов Д. И. Менделеева». Физический смысл порядкового (атомного)

номера, номера периода и номера группы (для элементов А-групп).

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны.
Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число и относительная атомная масса. Электронная
оболочка атома. Электронные слои атомов элементов малых периодов.
Химическая связь. Электроотрицательность атомов. Ковалентная неполярная и полярная связь.
Ионная связь. Валентность, степень окисления, заряд иона.
Многообразие химических реакций
Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена,
экзотермические, эндотермические, окислительно-восстановительные, необратимые, обратимые.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
Растворы. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.
Диссоциация солей, кислот и оснований в водных растворах. Реакции ионного обмена в растворах
электролитов.
.
Экспериментальная химия

На изучение этого раздела не выделяется конкретное время, поскольку химический эксперимент
является обязательной составной частью каждого из разделов программы. Разделение химического
эксперимента делится на практические занятия, демонстрационные и лабораторные опыты. Вариант
конкретизации химического эксперимента и распределения его по учебным темам приведён в
примерном тематическом планировании.
Демонстрационный эксперимент. 1. Примеры физических явлений. 2. Примеры химических реакций
с ярко выраженными изучаемыми признаками. 3. Реакции соединения, разложения, замещения,
обмена. 4. Реакции, иллюстрирующие свойства и взаимосвязи основных классов неорганических соединений. неэлектролитов. 11. Реакции ионного обмена. 12. Опыты, иллюстрирующие физические и
химические свойства изучаемых веществ.
Практические работы:
1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы
обращения с лабораторным оборудованием.
2. Наблюдения за горящей свечой

3. Признаки химических реакций».

4. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе
5. Ионные реакции. Свойства кислот, оснований, оксидов, солей
6. Решение экспериментальных

Содержание курса химии 9 класс
Повторение основных вопросов курса 8 класса 7 часов
Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе. Свойства оксидов,
кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации. Генетические ряды металла и
неметалла. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Периодический закон и периодическая
система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Л. опыты или Д. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств

Окислительно – восстановительные реакции 6 часов
Понятие об окислителе и восстановителе. Составление уравнений методом электронного баланса. Решение
уравнений о – в. реакций

Металлы 20 часов
Положение металлов в периодической системе. Металлическая решетка и металлическая связь.
Физические свойства металлов. Сплавы. Химические свойства металлов. Получение металлов:пиро-,
гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов. Способы защиты от коррозии.
Общая характеристика щелочных металлов. Соединения щелочных металлов, их свойства и
применение в народном хозяйстве.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Важнейшие соединения щелочноземельных
металлов.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия
– оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и
его соединений.
Железо, его физические и химические свойства. Генетические ряды железа. Качественные реакции.
Осуществление цепочки химических превращений.
Практикум №1
1.Получение и свойства соединений металлов. 2. Решение экспериментальных задач. 3. Осуществление
цепочки химических превращений Демонстрации:1. Ознакомление с коллекцией сплавов
2.Взаимодействие металлов с неметаллами и водой
3.Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей 4 .Образцы руд 5.Образцы шелочных металлов
6.Взаимодействие щелочных металлов с водой 6. Образцы щелочноземельных металлов 7 Получение
гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и

солей

Лабораторные опыты:1. Ознакомление с коллекцией образцов металлов 2. .Ознакомление с
образцами природных соединений щелочных металлов, щелочноземельных.

Неметаллы 26 часа
Общая характеристика неметаллов:положение в периодической системе Д.И. Менделеева, особенности
строения атомов. Физические свойства неметаллов. Аллотропия. Химические элементы в живых тканях.

Водород. Положение в Периодической системе. Строение атома и простого вещества. Физические
и химические свойства, получение и применение.
Галогены. Общая характеристика. Соединения галогенов. Получение галогенов
Биологическое значение и применение галогенов и их соединений.
Кислород. Положение в Периодической системе. Строение атома и простого вещества. Физические
и химические свойства, получение и применение.
Сера. Строение атома .Характеристика свойств серы. Сера в природе. Оксиды серы. Серная кислота и ее
свойства. Получение. Соли серной кислоты
Азот. Положение в Периодической системе. Строение атома и простого вещества. Физические и химические
свойства, получение и применение.
Аммиак. Соли аммония. Кислородные соединения азота. Азотная кислота. Соли азотной и азотистой кислот.
Азотные удобрения.
Фосфор. Положение в Периодической системе. Строение атома и простого вещества. Физические
и химические свойства, получение и применение. Соединения фосфора
Углерод. Положение в Периодической системе. Строение атома и простого вещества. Физические
и химические свойства, получение и применение. Оксиды углерода. Углерод в природе. Карбонаты.
Кремний. Положение в Периодической системе. Строение атома и простого вещества. Физические и
химические свойства, получение и применение. Силикатная промышленность. Практикум № 2

Решение экспериментальных задач по теме «Подргуппа кислорода»
Решение экспериментальных задач по теме «Подргуппы азота и углерода»
Получение, собирание и распознавание газов
Лабораторные опыты и демонстрации отмечены в тематическом планировании.

Тематическое планирование 8 класс
Тема раздела

Количество часов

Введение

8

Атомы химических элементов

10

Простые вещества

7

Сложные вещества

11

Изменения происходящие с веществами

10

Практикум

4

Растворы

14

Практикум

2

Повторение

Тематическое планирование 9 класс
Тема раздела

Количество часов

Повторение основных вопросов курса 8 класса 7
Окислительно – восстановительные реакции

6

Металлы

20

Неметаллы

26

Повторение

9

№

Тема урока

Кол-во

Элементы содержания

урок час.

Требования к уровню

Информационно-

Задание

подготовки учащихся

методическое

е

а

обеспечение.
Эксперимент.
Введение (8ч.)

1

1

Вводный инструктаж Рассказ, беседа
по Т.Б. Предмет

Индивидуальная

химии.

Химия как часть естествознания.

Знать определение важнейших

Д. Коллекция

1, упр.

Химия-наука о веществах, их

понятий: простые и сложнее

изделий-тел из

,5,6

свойствах и превращениях.

вещества, химический элемент,

алюминия и

Простые и сложные вещества,

атом, молекула.

стекла

хим. элемент.
Различать понятия «вещество» и
«тело» «простое вещество» и
«сложное вещество»

2

1

Превращения

Беседа, рассказ

Физические явления, химические

Уметь отличать химические

Д.Взаимодействие 2, упр. 2-5;

веществ. Роль химии Групповая

реакции, условия и признаки хим. реакции от физических явлений.

соляной кислоты

в жизни человека.

реакций.

с мрамором.

Использовать приобретенные
знания для безопасного

3.

Помутнение «
известковой

обращения с веществами и
воды».
материалами, экологически
грамотного поведения в
окружающей среде.

3

1

Периодическая

Объяснительно-

Периодическая таблица Д. И.

Знать периоды, группы ,

Периодическая

4, упр.

таблица хим.

иллюстративная

Менделеева, периоды большие и

подгруппы

элементов Д. И.

Беседа, рассказ

малые, группы и подгруппы

Знаки химических

Объяснительно-

Знаки хим. элементов, их символы Уметь определять положение

элементов.

иллюстративная

химического элемента в

Индивидуальная

периодической системе, назвать

таблица Д. И.

1-4

Менделеева,

Менделеева

4

1

химические элементы.
Знать первые 20 химических
элементов.

5- 6 2

Химические

Проблемное

Химическая формула, индексы и

Знать определение химической

формулы.

изложение

коэффициенты, относительная

формулы вещества, формулировку таблица Д. И.

Относительные

Индивидуальная

атомная и молекулярная массы,

закона постоянства состава.

атомная и

массовая доля элемента в

Молекулярная массы.

веществе.

Понимать и записывать
химические формулы веществ.

Решение задач на
Определять состав вещества по
вывод формул.
химической формуле,
принадлежность к простым и
сложным веществам. Уметь

У Периодическая 5 упр

Менделеева.
Модели молекул.

4-8.

вычислять массовую долю
химического элемента по формуле
соединений.
7

8

1

1

Подготовка к

Самостоятельная

контрольной работе

работа

Отработка знаний и умений

Контрольная работа

Контроль
Тема I Атомы химических элементов

9

1

(10 ч.)

Основные сведения о Беседа, рассказ

Строение атома. Ядро( протоны,

Уметь объяснять физический

строении атомов.

нейтроны) и электроны.; опыты

смысл атомного ( порядкового) таблица Д. И

Состав

Резерфорда, планетарная модель

номера химического элемента

Менделеева

атомных ядер:

атома.

Периодическая

Индивидуальная

Периодическая

6.

упр. 1,3, 5

протоны, нейтроны
10 - 2

Электроны. Строение Проблемные

Строение электронных оболочек

Знать определение понятия «

11

электронных

задания

атомов первых 20 элементов

химического элемента» Уметь таблица Д. И.

оболочек атомов

Групповая

периодической системы Д. И.

объяснять физический смысл

элементов №1-20.
Изменение числа

Менделеева Изотопы.

номера группы и периода,
составлять схемы строения

протонов и нейтронов

атомов первых 20 элементов
в атоме.

периодической системы
химических элементов Д.И.

Менделеева

7,8 упр. 15

Менделеева
12

1

Периодическая

Беседа, рассказ

Физический смысл порядкового

таблица хим.

Индивидуальная

номера элемента, номера группы,

Знать формулировку

Периодическая

9 до стр.

таблица Д. И.

56..

периодического закона.
элементов Д. И.

периода. Измерения свойств

Менделеева и

хим. элементов в периодах и

Уметь объяснять

строение атомов

группах

закономерности изменений

Менделеева

свойств элементов в пределах
малых периодов и главных
подгрупп. Характеризовать
химические элементы (от
водорода до кальция)на основе
их положения в периодической
системе
13

1

Ионная хим. связь

Проблемные

Образование бинарных

задания
Парная

Компьютерная

9 до

соединений. Понятие об ионной «химическая связь», «ион»,

поддержка:«

конца,

связи. Схемы образования

Виды | хим.

Знать определение понятий:

«ионная связь».

ионной связи.

Уметь определять тип химической связи»
связи (ионной)

14 -

Ковалентная

Проблемные

Ковалентная неполярная хим.

Уметь определять тип химической

15

неполярная и

задания

связь. Электронные и

связи ковалентной неполярной

jПарная

структурные формулы.

Уметь определять тип химической

Ковалентная полярная связь.

связи ковалентной полярной

2
полярная хим.

Компьютерная

10-упр.

поддержка: «

1-4. 1

Виды хим.
упр. 1-3.
связи».

связь
Электроотрицательность,

16

1

Металлическая

Проблемные

Образование

Знать определение металлической Компьютерная

связь

задания

металлических кристаллов.

связи, объяснить свойства

Понятие о металлической

металлов, исходя из типа

связи.

химической связи, находить черты «Виды хим.

Парная

сходства ее с ковалентной и

поддержка:
1-З.

связи»

ионной связи.

17

1

Обобщение
систематизация
знаний об

Групповая

Выполнение упражнений и

Л.Р. «

заданий разного уровня

Составление

сложности

моделей

элементах: металлах

молекул и
и 1 неметаллах, о

12-упр

кристаллов с

видах хим.

связи.

разным видом
химической
связи»

18

1

Контрольная работа
№1 «Атомы хим.
элементов».

Тема 2. Простые вещества (7ч.)

1

19

1. Простые

Рассказ, беседа

Положение элементов-металлов Знать общие физические свойства Д: Коллекция

13, упр.

вещества-металлы.

в периодической системе

металлов. Характеризовать связь

металлов,

2,3,4

Общие физические Групповая

элементов. Металлическая

между составом строением и

образцы белого

свойства металлов.

связь( повторение). Физические свойствами металлов.

Аллотропия.

свойства металлов.

и серого олова.

Опорный

Аллотропия.

конспект «
Металлы».

20

1

2.Простые

Проблемные

Положение элементов-

Уметь характеризовать

Д: Коллекция

вещества-

задания

неметаллов в периодической

физические свойства неметаллов. неметаллов

14,

упр. 3,4.
неметаллы. Общие

системе. Ковалентная связь

Понимать связь между составом,

(повторение). Физические

строением и свойствами

Групповая
физические

Опорный
конспект

свойства

свойства неметаллов

неметаллов.

«Неметаллы».
неметаллов.

Аллотропия неметаллов..

Аллотропия.

21

1

3.Количество

Рассказ, беседа

веществ

Количество вещества и его

Знать определение понятий «

Д: некоторые

единицы: моль, ммоль, кмоль,

моль», «Молярная масса». Уметь простые вещ-ва

постоянная Авогадро.

вычислять молярную массу по

количеством

формуле соединения, массу

1моль.

Индивидуальная

15,

упр. 1-3.

вещества по числу частиц, по числу
известного количества вещества.

2223

2

4 -5.Молярная
масса и молярный

Рассказ, беседа,
практикум.

Уметь рассчитывать молярные
массы веществ по их хим.

Знать определение молярного

Карточкитренажеры

16,

объема.

упр. 1,4.
объем вещества

формулам, уметь производить
Групповая

Уметь вычислять объем газа по

расчеты с использованием
его количеству, массу

понятий « объем», « молярный
определенного объема или числа

объем»,« количество
молекул газа.

вещества»,« масса», «молярная
масса».

24

1

6.Урок -

Решение задач и упражнений с

Карточки-

упражнение

использованием характеристик:

тренажеры

Тренинг,

Повт.

15-16,
количество

практикум
вещества, молярная масса,
молярный объем газов,

СаЗ(Р04)солей.

поддержка:«
Классы
неорганических
соединений».

32

1

7. Аморфные и

Беседа, рассказ

Свойства веществ с разным

Уметь характеризовать и

.Д.. «Модели

кристаллические

Индивидуальная

типом кристаллических

объяснять свойства веществ на

кристаллических упр. 3,4.

основании вида химической

решеток».

вещества. Виды

решеток, их

кристаллических

принадлежность к разным

22,

Компьютерная

связи и типа кристаллической
решеток.

поддержка: «

классам соединений.

решетки
Взаимосвязь типов

Виды

кристаллических решеток и

кристаллических

видов хим. связи. Закон

решеток».

постоянства состава.

33

1

8. Чистые вещества Проблемные

Чистые вещества и смеси, их

Компьютерная

и смеси.

отличия. Примеры жидких и

поддержка:«

задания

23,

1,2,4.
газообразных смесей. Свойства

Виды смесей и

чистых веществ и смесей.

способы их

Способы разделения смесей,

разделения»

основанные т их физических

Л.Р. «Разделение

свойствах. Значение смесей в

смесей с

природе и жизни человека.

помощью

Очистка

делительной
воронки»

питьевой воды.

34 -

2

35

9 -10 Массовая и

Практикум,

Массовая доля. Объемная

Уметь вычислять массовую долю

Карточки-

объемная доля

тренинг

доля. Примеси

вещества в растворе

тренажеры

компонентов смеси.

Понятие о доли
компонента смеси.

Расчеты, связанные Парная
Вычисление ее в смеси и

с понятием « доля».
расчет массы и V вещества
в смеси по его доле.
Алгоритм расчетов и
схемы взаимосвязей
физических величин.

36

1

Контрольная работа
№ 3 «Соединения

24,

упр.З-7.

хим. элементов».

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (10ч.)

37

1

1. Физические

Беседа, рассказ

явления.

Явления

как

изменения,

Знать способы разделения смесей Д: 1. Плавление

25,

происходящие с веществами.
Индивидуальная

парафина.

Упр. №3

Физические явления в химии:
Стр134.
дистилляция, кристаллизация,

2, Возгонка

выпаривание, испарение и

иода.

возгонка веществ,
центрифугирование. Очистка
питьевой воды. Перегонка нефти.

38

1

2. Химические

Беседа, рассказ

реакции.

Признаки и условия протекания

Знать определение понятия «

Д. 1.Горение

хим.реакций. Экзо - и

химические реакции», признаки и магния

Индивидуальная

26,

№ 1-3
эндотермические реакции.

условия течения химических

2.Взаимодействи
реакций, типы

е соляной
кислоты с
мелом..Л.Р. «

Помутнение
известковой
воды….»

39 -

1

3Химические

Беседа, рассказ

уравнения. Закон

40

Понятие о хим. уравнении.

Знать определения « химические

Составление уравнений хим.

реакции».

27,№1-3

Парная
сохранения массы

реакций
Уметь составлять уравнения

веществ
химических реакций на основе
закона сохранения массы
вещества

41

1

3.Расчеты по

Рассказ, беседа

Алгоритм решения задач.

химическим

Уметь вычислять по химическим
уравнениям массу, объем или

Индивидуальная Решение задач на нахождение
количество одного из продуктов

28, №3-5

уравнениями

количества, массы или объема

реакции по массе исходного

продукта реакции.

вещества и вещества содержащего
определенную долю примесей.

42

1

4.Расчеты по хим.

Практикум,

Расчеты с использованием

Уметь вычислять по химическим

уравнениям

тренинг

понятия «доля». Решение задач

уравнениям массу, объем или

на примеси

количество одного из продуктов

28, №1-2

Парная
реакции по массе исходного
вещества и вещества содержащего
определенную долю примесей.

43

1

5.Реакции

Рассказ, беседа

Реакции разложения. Примеры и Уметь отличать реакции

Компьютерная

разложения.

их особенности, условия

разложения от других реакций,

поддержка:

Понятие о скорости Парная

протекания, признаки.

составлять уравнения реакций

«Типы хим.

химической

Катализаторы. Ферменты.

данного типа

реакций».

29,

упр. 1-2, 4

реакции. Катализ.
Д. Разложение
перманганата
калия.

44

1

6.Реакция

Беседа, рассказ,

Реакции соединения. Примеры и Уметь отличать реакции

Лаб.Р..

30,

соединения

проблемные

их особенности, условия

соединения от других реакций,

«Окисление

протекания, признаки.

составлять уравнения реакций

меди в пламени

Каталические и некатолические

данного типа.

спиртовки»

задания

№1-2

Парная
процессы.
-Понятие об обратимости
химических реакций

45

1

7.Реакции

Беседа, рассказ,

Сущности реакции замещения, их Уметь отличать реакции

замещения.

проблемные

особенности, условия протекания,

замещения от других реакций,

Взаимодействие

задания.

признаки. Первоначальное понятие

составлять уравнения реакций

щелочных

Д: 1.

31,

Парная

об электрохимическом ряде

данного типа.

металлов с водой. упр. 2-4,

напряжений металлов.

2. Взаимодействи

Взаимодействие воды с щелочными

е цинка с соляной

и щелочноземельными металлами.

кислотой.

Закрепление умений составления

3. Взаимодействи

уравнений химических реакций по

е металлов с

предложенным схемам с

растворами солей.

предсказанием продуктов реакции,

Л.Р. «Замещение

выполнение расчётов.

меди в растворе
хлорида меди (2)
железом

46

1

8.Реакции обмена

Беседа, рассказ,

Реакции обмена, их

Уметь отличать реакции

Д:

32,

проблемные

особенности, условия

обмена от других реакций,

Взаимодействие

упр. 3,4,6.

составлять уравнения реакций

растворов

задания.

протекания, признаки. Реакции
Парная

данного типа.

щелочей с

нейтрализации. Первоначальные

растворами

понятия об условиях течения

кислот.

реакций между растворами,
идущие «до конца» (правило
Бертолле). * Взаимодействие с

Л.Р. «Получение
углекислого газа
взаимодействие
м соды и

водой некоторых бинарных
кислоты»

соединений (необратимый гидролиз)

47

1

9.Типы химических

Проблемные

реакций на примере

задания.

свойств воды

Взаимодействие воды

Уметь составлять уравнения

Л.Р. «Сравнение 33,

металлами с оксидами металлов

реакций всех типов,

скорости

Парная

№1-4
и неметаллов.

49

1

1. Правила техники Беседа, рассказ
безопасности при
работе в химическом Парная

Правила техники безопасности

характеризирующих свойства

испарения воды

воды

и спирта».

Знать технику безопасности при

Стр. 174-

работе с химическими

179

веществами. Уметь обращаться с

кабинете. Приемы
химическим оборудованием

обращения с
лабораторным оборудованием.

50

1

Практическая № 2

Проблемные
задания.

«Наблюдение за

Физические и химические явле-ния Уметь обращаться с химическим

Стр.

при горении свечи. Обнаружение оборудованием

Групповая

180-181
продуктов горения в пламени.

горящей свечой».

51

52

1

1

Практическая №6

Проблемные

Смеси и чистые вещества Способы Уметь обращаться с химическим

«Анализ почвы и воды задания.

разделения смесей.

».

Очистка веществ

Парная

Практическая работа Беседа,
№ 5 «Признаки

рассказ, Признаки реакций: изменение

практикум

окраски, выпадение осадка,

Стр

оборудованием

.181-183

Уметь распознавать признаки

Стр.

реакций: изменение окраски,

химических реакций». Индивидуальная,

183-184
выделение газа.

выпадение осадка, выделение газа.

парная

53

1

Практическая работа Практикум

Вычисление массы растворяемого Уметь приготовить растворы

№ 3. «Приготовление Парная

вещества и растворителя,

раствора сахара и

в растворе»

заданной концентрации

185
необходимых для приготовления

определение
массовой доли сахара

Стр.

определённой массы раствора с
известной массовой долей вещества.

Взвешивание. Приготовление
растворов.

54 55

2

Растворение как

Беседа, рассказ.

Растворение, как физико-

физико-химический
процесс.

Знать определение понятий

Опорный

«растворы», условия растворения

конспект,

Индивидуальная. химический процесс. Понятие о

« Растворы».
веществ в воде.

Растворимость. Типы

гидратах, кристаллогидратах,

растворов.

насыщенных, ненасыщенных и
перенасыщенных растворах.
Растворимость. Различная
растворимость веществ и
зависимость ее
от температуры.
Тепловые явления при

Уметь пользоваться таблицей
растворимостей.

34,

упр. 3,4

растворении.

56-

2

57

Электролитическая Беседа, рассказ

Электролитическая диссоциация. Знать определение понятий

Д: Испытание

диссоциация.

Механизм диссоциации веществ «электролит», «неэлектролит», «

веществ и их

Индивидуальная

35-

упр. 1-6

Основные

с разным типом связи.

электролитическая диссоциация», растворов на

положения ТЭД.

Электролиты и неэлектролиты.

«сильный электролит», понимать

электропроводн
36-

Степень диссоциации.

сущность процесса

ость. Таблица «

электролитической диссоциации.

Механизм

упр.5-6

Классификация веществ по
электролитическ
степени диссоциации. Ионы.
ой
Свойства ионов. Классификация
диссоциации».
ионов по составу (простые и
сложные), по заряду (катионы и
анионы), по водной оболочке.
Гидратированные ионы

58 59

2

Ионные уравнения Беседа, рассказ.

Реакции обмена. Полные и

реакции *

сокращенные ионные уравнения. составлять уравнения
Индивидуальная,
парная

Понимать сущность и уметь

электролитической диссоциаций

Реакции обмена, идущие до

кислот, щелочей, солей.

Д:Реакции,

37,

идущие до
упр. 2- 5.
конца.

конца Запись уравнений реакций
(молекулярных, полных и

Знать

определения кислот,

щелочей и солей с точки зрения
электролитической диссоциации.

сокращенных ионных) при
Уметь составлять уравнения

помощи таблицы растворимости ионного обмена, понимать их
сущность .Определить
возможность протекания реакций
ионного обмена.

60 61

2

Кислоты в свете

Проблемные

Определение кислот, как

Знать классификацию и

Д: Химические

ТЭД, их

задания

электролитов, их диссоциация.

химические свойства кислот.

свойства кислот. упр. 3-6.

Уметь составлять уравнения

Л.Р. «Реакции

реакций, характеризующих

характерные для

химические свойства кислот в

соляной и

молекулярном и ионном виде.

серной кислот»

классификация и

Классификация кислот по
Групповая

свойства.

различным признакам. Общие
свойства кислот
Электрохимический ряд

38.

напряжения металлов.

62

1

Основания в свете

Проблемные

Определение оснований, как

Знать классификацию и

Д: Химические

ТЭД, их

задания

электролитов, их диссоциация.

химические свойства оснований.

свойства

39,

упр.1-5
классификация и

оснований.
Индивидуальная,

Уметь составлять уравнения

парная

реакций, характеризующих

Л.О. «Получение

химические свойства кислот в

гидроксида

молекулярном и ионном виде.

меди»

свойства

Л.Р. «Реакции
характерные для
щелочей»

Оксиды

63

1

Парная

Узнавать и называть кислотные и Знать классификацию и

Компьютерная

основные оксиды ( Р ).

поддержка «

химические свойства оксидов.

Индивидуальная,

упр. 2-5
Основные

парная

40,

Характеризовать их хим.

Уметь составлять уравнения

классы
Свойства (П). Состав оксидов, их реакций, характеризующих
неорганических
классификация:

химические свойства кислот в

соединений».
несолеобразующие и

молекулярном и ионном виде.

солеобразующие (кислотные и

Л.О. «Реакции

основные), свойства кислотных

оксида кальция

основных оксидов.

и углекислого
газа»

64-

2

Соли в свете ТЭД,

Парная

их свойства.

Узнавать и называть соли.

Знать классификацию и

Компьютерная

Характеризовать их хим.

химические свойства солей.

поддержка

Индивидуальная, свойства. Знать определение
парная

«Основные
Уметь составлять уравнения

солей как электролитов, их

классы
реакций, характеризующих

диссоциацию( Р). Уметь

неорганических
химические свойства кислот в

объяснять и записывать

соединений»
молекулярном и ионном виде.

уравнения реакций химических
Л.О» .Реакции
свойств солей в молекулярном и
характерные для

41,

упр.1-5.

ионном виде. ( П) Определение

хлорида меди»

солей как электролитов, их
классификация и
Диссоциация. Взаимодействие
солей с металлами, с кислотами и
щелочами.

65

1

Генетическая связь
между классами
неорганических
веществ.

Групповая

Понятие о генетической связи и Уметь составлять уравнения

Карточки,

генетических рядах металлов и химических реакций,

задания разного

неметаллов.

характеризующих химические
свойства и генетическую связь
основных классов
неорганических соединений в
молекулярном и ионном виде.

66

1

Контрольная работа
№5
«Свойства
растворов
электролитов»

42,

уровня сложности упр.2-4

68

1

Практическая работа практикум

Реакции ионного обмена, идущие

Уметь обращаться с химическим

Карточки-задания Стр.241

№8 «Ионные

«до конца».

оборудованием.

разного уровня

реакции. Свойства

Общие химические

Составлять уравнения химических сложности.

кислот, оснований,

свойства основных классов

оксидов, солей».

неорганических

Групповая

отчет

реакций

соединений.
68

1

Практическая работа практикум

Общие химические

Уметь обращаться с химическим

Карточки-задания Стр.242-243

№8 «Решение

свойства основных классов

оборудованием.

разного уровня

зкспериментальных

неорганических

Составлять уравнения химических сложности.

задач»

соединений.

Групповая

реакций. Распознавать вещества.
Знать качественные реакции.

отчет

Поурочное планирование. Химия 9 класс
№№

Тема урока

Ко-во

Деятельность учащихся

Требования к уровню подготовки

часов

1

Характеристика
элемента

по его

1

контроль

п/п

Элементы содержания

Состав атома. Строение элек-

Сам.

тронных оболочек атома первых

выпускников

Знать/понимать:
химические понятия:

работа
положению в пе-

20 элементов периодической

вещество, классификация веществ.

риодической

системы Д.И. Менделеева.

Уметь:

системе

Характер простого вещества;

называть:

ских элементов

сравнение свойств простого

соединения изученных классов;

Д.И.Менделеева.

вещества со свойствами простых

характеризовать:

веществ, образованных сосед-

химические элементы (от водорода

ними по периоду элементами;

до кальция) на основе их положения

аналогично для соседей по под-

в периодической системе

группе. Состав и характер

Д.И.Менделеева и особенности

высшего оксида, гидроксида,

строения их атомов;

летучего водородного соеди-

определять:

нения (для неметаллов). Гене-

принадлежность веществ к

тические ряды металла и не-

определённому классу соединений;

металла

составлять:

химиче-

дата

схемы строения атомов первых 20
элементов периодической системы
Д.И.Менделеева.
2-3

Свойства

оксидов 2

,кислот.

Свойства

оксидов

,кислот.

Работа с текстом

Оснований в свете ТЭД

оснований

4
Генетич
еские

Генетические
ряды

Пров.

Знать

работа

составлять

химические

свойства;

уравнения,

характеризующие свойства

1

Генетические ряды металлов и

Решение

неметаллов

превращений

цепочек

Уметь осуществлять цепочки
превращений

уметь

5

Характеристика

1

комбинированный

Знать/понимать:

Д.

й

-химические понятия:

Полу

контрол

Амфотерность, амфотерное

чени

ь

соединение

е

основным

Уметь:

гидр

свойствам

-

химического
элемента

Л.р.№1

амфотерных соединений
по

кислотно-

образуемых

свойства Текущи

им

называть:

Амфотерные оксиды и гидроксиды

окси
да

соединений.

определять:

Амфотерные

принадлежность веществ к

аи

оксиды

определённому классу соединений;

иссл

гидроксиды.

составлять:
Уравнения реакций соединений

цинк

едов
ание
его
свой
ств

6-7

Периодический закон

Работа с

закон и перио-

Д.И.Менделеева. Периодическая

таблицей

дическая система

Периодический

2

периодической Текущи

Знать/понимать:

й

химические понятия:

система химических элементов

контрол

химический элемент, атом;

химических

Д.И.Менделеева – графическое

ь

основные законы химии:

элементов

отображение Периодического

Периодический закон.

Д.И.Менделеева в

закона. Физический смысл

Уметь:

свете учения о

номера элемента, номера

называть:

строении атома.

периода и номера группы.

химические элементы по их

Закономерности изменения

символам;

свойств элементов в периодах и

объяснять:

группах. Значение

физический смысл атомного

Периодического закона и пе-

(порядкового) номера химического

риодической системы химиче-

элемента, номеров группы и периода,

ских элементов Д.И. Менделеева

к которым элемент принадлежит в
периодической системе
Д.И.Менделеева;
закономерности изменения свойств
элементов в пределах малых

периодов главных подгрупп.

8

Понятие об

1

Окисление,

окислителе и

восстановление,

восстановителе

восстановители,

лекция

Знать степени окисления,типичные
окислители и восстановители

окислители
9-10

Составление

2

уравнений

11-12

Решение

Контрольная

упражнения

Уметь расставлять степени окисления

баланса

2

уравнений

13

Метод электронного

1

работа

Расстановка

Пров.

Упражнения

коэффициентов

работа

Проверка усвоения

Контр.

материала

Работа

Уметь расставлять коэффициенты

№1

Положение ме-

14

1

Положение металлов

Л.р.№2

Образцы Текущий

таллов в перио-

в периодической

различных металлов.

дической системе

системе химических

контроль

Уметь:
характеризовать:
положение металлов в

химических

элементов

периодической системе химических

элементов

Д.И.Менделеева.

элементов Д.И.Менделеева и

Д.И.Менделеева,

Особенности

особенности строения их атомов;

строение их

строения атомов

общие физические свойства

атомов и физи-

металлов.

металлов;

ческие свойства.

Металлическая кри-

связь

сталлическая

свойствами

решётка и ме-

(металлическая связь, металлическая

таллическая

кристаллическая решётка).

химическая связь.

между

физическими

и строением металлов

Общие физические
свойства металлов.
Значение металлов в
развитии
человеческой цивилизации
Химические

15

1

Химические свойства

Л. р Взаимодействие

Текущий

Уметь:

свойства метал-

металлов как

металлов с растворами

контроль характеризовать:

лов. Электрохи-

восстановителей.

кислот и солей.

мический ряд

Электрохимический

составлять:

напряжений ме-

ряд напряжений

уравнения реакций,

таллов.

металлов и его ис-

характеризующие химические

пользование для

свойства металлов в свете

характеристики

представлений об окислительно-

химических свойств

восстановительных реакциях и их

конкретных

положения в электрохимическом

металлов.

ряду напряжений (взаимодействие с

химические свойства металлов;

неметаллами, кислотами и солями).
Металлы в природе.

Способы

2

Работа с источниками

Текущий Знать/понимать:

информации

контроль химические понятия:

Д.Образцы руд

16-17

получения

ме-

окислитель и восстановитель,
окисление и восстановление.

таллов. Сплавы.

Уметь:
составлять:
уравнения реакций восстановления
металлов из их оксидов водородом,
оксидом углерода (II), алюминием.
18

Коррозия
металлов

1

19-20

Щелочные

ме-

таллы и их

со-

единения.

2

Строение

атомов Л.р.№4. Ознакомление с

щелочных металлов.

образцами

Щелочные металлы –

соединений натрия

природных

называть:
Текущий
контроль

простые вещества, их
физические

Уметь:

и

соединения щелочных металлов
(оксиды, гидроксиды, соли);
объяснять:

химические свойства.

закономерности изменения свойств

Важнейшие

щелочных металлов в пределах

1.Д-Образцы

главной подгруппы;

шелочных

сходства и различия в строении

металлов

атомов щелочных металлов;

2.Взаимодействи

характеризовать:

е с водой

соединения

ще-

лочных металлов
оксиды,

–

гидроксиды

и соли, их свойства и
применение
народном хозяйстве.

в

щелочные металлы (литий, натрий,
калий) по их положению в
периодической системе химических
элементов Д.И.Менделеева;
связь между составом, строением и
свойствами щелочных металлов;
составлять:
уравнения химических реакций,
характеризующие свойства щелочных
металлов, их оксидов и гидроксидов;

использовать приобретённые
знания в практической
деятельности и повседневной
жизни:
NaCI – консервант пищевых
продуктов.
21-22

Щелочнозе-

2

Строение

атомов Работа с

коллекцией

веществ, наблюдения

Текущий Уметь:

Д

контроль называть:

щелочноземель

мельные металлы

щелочноземельных

и их соединения.

металлов. Щелочно-

соединения щелочноземельных

земельные

металлов (оксиды, гидроксиды,

–
их

металлы

простые вещества,
физические

и

соли);
объяснять:

–Образцы

ных металлов

химические свойства.

закономерности изменения свойств
щелочноземельных металлов в
пределах главной подгруппы;
сходства и различия в строении
атомов щелочноземельных металлов;
характеризовать:
щелочноземельные металлы по их
положению в периодической системе
химических элементов
Д.И.Менделеева;
связь между составом, строением и
свойствами щелочноземельных
металлов;
составлять:
уравнения химических реакций,
характеризующие свойства
щелочноземельных металлов, их
оксидов и гидроксидов.

23-24

Алюминий и его
соединения.

2

Строение

атома Л.р№

алюминия.

Текущий

Уметь:

Получение

контроль

называть:

гидроксида

соединения алюминия по их

алюминия и его

химическим формулам;

взаимодействие

Ознакомление с образФизические
химические свойства

и
цами

природных

алюминия -

простого соединений алюминия.

характеризовать:

с растворами

вещества.

Области

алюминий по его положению в

кислот и

применения

периодической системе химических

солей

алюминия.

элементов Д.И.Менделеева;

Природные

со-

физические и химические свойства

единения алюминия.

алюминия;

Соединения

составлять:

алюминия гидроксид,

оксид и
их

амфотерный характер

уравнения химических реакций,
характеризующие свойства
алюминия.

25-26

Железо и его со-

2

единения.

Строение атома

Л.р.

Уметь:

Ознакомление с

железа. Степени

Ознакомление с образ-

называть:

образцами

окисления железа.

цами природных

Физические и

соединений железа.

Текущий
контроль

соединения железа по их химическим природных
формулам;

соединений

химические свойства

характеризовать:

Д.Качественные

железа – простого

особенности строения атома железа

реакции на ионы

вещества. Области

по его положению в периодической

железа +2 и +3

применения железа.

системе химических элементов

Оксиды и

Д.И.Менделеева;

гидроксиды железа.

физические и химические свойства

Генетические ряды

железа, оксидов железа (II) и (III);

Fe2+ и Fe3+.

области применения железа;

Важнейшие соли

 составлять:

железа.

уравнения

химических

реакций,

характеризующие свойства железа –
простого вещества,

оксидов железа

(II) и (III).

21

Получение
свойства

и

1

Практическая работа

Парная

Контроль
практиче

№1

 характеризовать:

Выполнение
соединений
металлов.

Уметь:

ских
химического

знаний и

химические свойства металлов и их

эксперимента

соединений;
умений
 составлять:
уравнения

химических

реакций,

характеризующие свойства металлов
и их соединений;
 обращаться:
с

химической

посудой

и

лабораторным оборудованием;
 использовать
знания

в

деятельности и

приобретённые
практической
повседневной

жизни для:
безопасного

обращения

веществами.

Обобщение

и

1

систематизация
27

знаний по

Урок обобщения и

Решение

повторения

упражнений

ный тест

Практическая

Парная

Контрол

Уметь:

ь

характеризовать:

задач

и контроль

теме

«Металлы».

Контрольная

ра-

1

бота № 2 по теме
28

30

Получение
свойства

и

1

работа №2

соединений

Выполнение

металлов.

химического

практич

химические свойства металлов и их
соединений;

еских
эксперимента

знаний и составлять:
уравнения химических реакций,

умений
характеризующие свойства металлов
и их соединений;

с

обращаться:
с химической посудой и
лабораторным оборудованием;
использовать приобретённые знания
в практической деятельности и
повседневной жизни для:
безопасного обращения с
веществами.

31

Решение
эксперименталь
ных задач

1

Практическая

Парная

работа №3

Контрол

Уметь:

ь

характеризовать:

Выполнение
практич
химического

химические свойства металлов и их
соединений;

еских
эксперимента

знаний и составлять:

умений

уравнения химических реакций,
характеризующие свойства металлов
и их соединений;
обращаться:
с химической посудой и
лабораторным оборудованием;
использовать приобретённые знания
в практической деятельности и
повседневной жизни для:
безопасного обращения с
веществами.

Общая характе32

1

Положение

Групповая работа с

Знать/понимать:

ристика неме-

неметаллов в пе-

периодической

химическую символику:

таллов.

риодической системе

системой хим.

знаки химических элементов-

химических

элементов

неметаллов.

элементов Д.И.

Д.И.Менделеева

Уметь:

Менделеева.

называть:

Особенности

химические элементы-неметаллы по

строения атомов

их символам;

неметаллов.

объяснять:

Электро-

закономерности изменения свойств

отрицательность, ряд

неметаллов в пределах малых

электро-

периодов и главных подгрупп;

отрицательности.

характеризовать:

Кристаллическое

неметаллы малых периодов на

строение неметаллов

основе их положения в

– простых веществ.

периодической системе химических

Аллотропия.

элементов Д.И.Менделеева;

Физические свойства

особенности строения атомов

неметаллов. Состав

неметаллов;

воздуха.

связь между составом, строением
(кристаллические решётки) и

свойствами неметаллов – простых веществ;
определять:
тип химической связи в соединениях
неметаллов.
Двойственное

Групповая

положение водорода

нового материала по

химические

в периодической сис-

плану

свойства.

теме

Водород,
физические

его 1
и

Изучение

Текущий

Знать/понимать:

.Получение

контроль

химические понятия:

водорода и его

химический элемент, атом, молекула,

свойства

33
химических

относительная атомная и

элементов

молекулярная массы, окислитель и

Д.И.Менделеева.

восстановитель, окисление и

Физические

и

восстановление.

химические свойства

Уметь:

водорода,

объяснять:

его

получение, примене-

двойственное положение водорода в

ние.

периодической системе химических

Распознавание

водорода.

элементов Д.И. Менделеева;
 характеризовать:
физические свойства водорода;
химические свойства водорода в
свете представлений об
окислительно-восстановительных

реакциях;
составлять:
уравнения химических реакций,
характеризующие свойства водорода;
распознавать опытным путём:
водород среди других газов;
использовать приобретённые
знания в практической
деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с

водородом.

Общая

характе- 1

Строение

ристика

галоге-

галогенов

атомов Групповая
и

Изучение

их нового ма-териала по

Тест по

Знать/понимать:

теме

химическую символику:

«Водоро

знаки химических элементов-

д»

галогенов, формулы простых веществ

34
нов.

степени

окисления. плану

Строение

молекул

галогенов.

Физи-

– галогенов.

ческие и химические

Уметь:

свойства

объяснять:

галогенов.

Применение
генов

гало-

и

соединений

в

родном хозяйстве.

закономерности изменения свойств

их

галогенов в пределах главной

на-

подгруппы;
характеризовать:
особенности строения атомов
галогенов;
физические и химические свойства
галогенов: взаимодействие с
металлами, водородом, растворами
солей галогенов;
определять:

степень окисления галогенов в
соединениях;
тип химической связи в соединениях
галогенов;
составлять:
уравнения химических реакций,
характеризующие свойства галогенов;
использовать приобретённые
знания в практической
деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с хлором.

Соединения
логенов.

га- 1

Галогеноводороды и

Л.р Качественная

Знать/понимать:

Д.1Свойства

их свойства.

реакция на хлорид-ион.

химическую символику:

соляной кислоты

Галогениды и их

формулы галогеноводородов,

2. Образцы

свойства.

галогеноводородных кислот.

природных

Применение

Уметь:

хлоридов

соединений

называть:

3. Качественная

галогенов в

соединения галогенов по их

реакция

народном хозяйстве.

химических формулам;

хлорид -ион

Качественная

характеризовать:

реакция на хлорид-

химические свойства соляной

ион.

кислоты;

35

составлять:
химические формулы
галогеноводородов и галогенидов;
уравнения химических реакций,
характеризующие свойства соляной
кислоты и хлоридов;
распознавать опытным путём:
соляную кислоту среди растворов
веществ других классов; хлорид-ион
среди других ионов;
использовать приобретённые знания

на

в практической деятельности и
повседневной жизни для:
критической оценки информации о
применении в быту йода (спиртовой
раствор) и поваренной соли.
Кислород,
физические

его
и

1

Кислород в природе.
Физические

Групповая

Изучение

и нового материала по

Тест по

Знать/понимать:

теме

химические понятия:

«Галоген

химический элемент, атом, молекула,

ы»

относительная атомная и

36
химические

химические свойства

свойства.

кислорода.
и
окисление.

Горение
медленное

плану

молекулярная массы, окислитель и
восстановитель, окисление и

Получение

и

применение
кислорода.

восстановление.
Уметь:

Распо-

знавание кислорода.

объяснять:
строение атома кислорода по его
положению в периодической системе
химических элементов
Д.И.Менделеева;
характеризовать:
физические свойства кислорода;
химические свойства кислорода:
взаимодействие с простыми
веществами (металлами и
неметаллами), сложными
веществами;
определять:
тип химической связи в молекуле
кислорода и в оксидах;
степень окисления атома кислорода в
соединениях;
составлять:
уравнения химических реакций,
характеризующие свойства

кислорода;
распознавать опытным путём:
кислород среди других газов;
использовать приобретённые
знания в практической
деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с
кислородом (условия горения и
способы его прекращения).

концентрированной

концентрированной серной кислоты;

и разбавленной

химические свойства серной кислоты

серной кислоты. При-

в свете теории электролитической

менение серной

диссоциации и окислительно-

кислоты. Соли

восстановительных реакций;

серной кислоты и их

народнохозяйственное значение

применение в

серной кислоты и её солей;

народном хозяйстве.

определять:

Качественная

принадлежность серной кислоты и её

реакция на сульфат-

солей к соответствующим классам

ион.

неорганических соединений;
валентность и степень окисления
серы в серной кислоте и в сульфатах;
составлять:
химические формулы сульфатов;
уравнения химических реакций,
характеризующие свойства
разбавленной серной кислоты;
уравнения химических реакций,
характеризующие свойства
концентрированной серной кислоты
(взаимодействие с медью);

распознавать опытным путём:
серную кислоту среди растворов
веществ других классов;
сульфат-ион среди других ионов;
использовать приобретённые знания
в практической деятельности и
повседневной жизни для:
безопасного обращения с
концентрированной серной кислотой
(растворение).

Азот, его

физи-

ческие

хими-

и

1

Строение

атома

молекулы

и

азота.

Знать/понимать:
химические понятия:

40
ческие свойства.

Физические

и

химический элемент, атом, молекула,

химические свойства

относительная атомная и

азота

молекулярная массы, окислитель и

в

свете

представлений

об

восстановитель, окисление и

окислительно-

восстановление.

восстановительных

Уметь:

реакциях. Получение

объяснять:

и применение азота.

строение атома азота по его

Азот в природе и его

положению в периодической системе

биологическое

химических элементов Д.И. Менде-

значение.

леева;
характеризовать:
физические свойства азота;
химические свойства азота как
простого вещества в свете
представлений об окислительновосстановительных реакциях;
определять:
тип химической связи в молекуле
азота и в его соединениях;

степень окисления атома азота в
соединениях;
составлять:
уравнения химических реакций,
характеризующие свойства азота.
Аммиак
свойства.

и

его

1

Строение

молекулы Изучение

аммиака.

нового Текущий

материала по плану

контроль

Знать/понимать:

Д. Получение и

химическую символику:

собирание

формулу аммиака.

аммиака

41
Физические

и

химические свойства,

Уметь:

получение,

называть:

собира-

ние и распознавание

аммиак по его химической формуле;

аммиака.

характеризовать:
физические и химические свойства
аммиака;
определять:
тип химической связи в молекуле
аммиака;
валентность и степень окисления
атома азота в аммиаке;
составлять:
уравнения химических реакций,
характеризующие свойства аммиака
(взаимодействие с водой, кислотами
и кислородом);
распознавать опытным путём:
аммиак среди других газов;
использовать приобретённые
знания в практической
деятельности и повседневной жизни
для:
критической оценки информации о
применении аммиака в быту
(нашатырный спирт).

Соли аммония.

1

Состав,

получение, Л.р. №8 Распознавание

физические

и солей аммо ния. Парная

Текущий

Знать/понимать:

Д.1.Получение

контроль

химические понятия:

солей аммония

катион аммония.

2.

Уметь:

Распознавание

называть:

солей аммония

42
химические свойства
солей

исследовательская

аммония:

взаимодействие со
щелочами

и

разложение.
Применение

соли аммония по их химическим
формулам;

солей

характеризовать:

аммония в народном

химические свойства солей аммония;

хозяйстве.

определять:
принадлежность солей аммония к

опытным путём:
среди растворов веществ других
классов;
использовать приобретённые
знания в практической
деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с
концентрированной азотной
кислотой.
Фосфор, его фи-

1

Строение

атома Изучение

зические

и хи-

фосфора.

мические

свой-

лотропия фосфора.

нового .тест по

Ал- материала по плану

Уметь:

Д.Получение

теме

объяснять:

белого фосфора

«Азот»

строение атома фосфора по его

из красного

45
ства.

Химические свойства

положению в периодической системе

фосфора.

При-

химических элементов Д.И.

менение

и

биологическое
чение фосфора.

зна-

Менделеева;
закономерности изменения свойств
элементов (азота и фосфора) в
пределах главной подгруппы;
характеризовать:
химические свойства фосфора
(взаимодействие с металлами,

кислородом) в свете представлений
об окислительно-восстановительных
реакциях;
определять:
тип химической связи в соединениях
фосфора;
степень окисления атома фосфора в
соединениях;
 составлять:
уравнения химических реакций,
характеризующие свойства фосфора.

Оксид фосфора

Знать/понимать:

Д.Получение

самостоя

химическую символику:

оксида фосфора

Ортофосфорная

тельная

формулы оксида фосфора (V) и

Растворение его

кислота и её соли.

работа

ортофосфорной кислоты.

в воде

Уметь:

Свойства

называть:

ортофосфорной

оксид фосфора (V), ортофосфорную

кислоты

(V).

комбинированный

Изучение

нового

материала по плану

46

кислоту и её соли по их химическим
формулам;
характеризовать:
химические свойства оксида фосфора
(V), ортофосфорной кислоты в свете
теории электролитической
диссоциации;
народнохозяйственное значение
фосфатов;
определять:
принадлежность оксида фосфора (V),
ортофосфорной кислоты и её солей к
соответствующим классам
неорганических соединений;
валентность и степень окисления

атома фосфора в оксиде фосфора (V),
ортофосфорной кислоте и в фосфатах;
составлять:
химические формулы фосфатов;
уравнения химических реакций,
характеризующие свойства оксида
фосфора (V) как типичного кислотного
оксида;
уравнения химических реакций,
характеризующие свойства
ортофосфорной кислоты.

(IV) (как типичного кислотного
оксида);
определять:
принадлежность оксидов углерода к
определённому классу соединений;
степень окисления атома углерода и
тип химической связи в оксидах;
составлять:
уравнения химических реакций,
характеризующие свойства оксида
углерода (IV);
распознавать опытным путём:
углекислый газ среди других газов;
использовать приобретённые знания
в практической деятельности и
повседневной жизни для:
безопасного обращения с оксидом
углерода (II).
Угольная кислота
и её соли.

1

Л.р №8

Качественная

Знать/понимать:

Д.Знакомство с

реакция

на карбонат-

химическую символику:

коллекцией

формулу угольной кислоты.

карбонатов

49
ион.

Уметь:
называть:
соли угольной кислоты по их
химическим формулам;
характеризовать:
химические свойства угольной
кислоты;
народнохозяйственное значение
карбонатов;
определять:
принадлежность угольной кислоты и
её солей к определённым классам

неорганических соединений;
валентность и степень окисления
углерода в угольной кислоте;
составлять:
химические формулы карбонатов и
гидрокарбонатов;
уравнения химических реакций
превращения карбонатов в
гидрокарбонаты и наоборот;
распознавать опытным путём:
карбонат-ион среди других ионов.
50- 51

Кремний

1

Строение атома

Изучение нов.

кремния, сравнение

материала

текущий

Знать/понимать:

Д.

химическую символику:

Ознакомление с

его свойств со

формулы оксида кремния (IV) и

природными

свойствами атома

кремниевой кислоты.

силикатами.

углерода.

Уметь:

Ознакомление с

Кристаллический

называть:

продукцией

кремний: его

оксид кремния (IV), кремниевую

силикатной

свойства и

кислоту и её соли по их химическим

промыш

применение. Оксид

формулам;

кремния (IV) и его

характеризовать:

Силикатная
промышленность
1

природные

химические свойства оксида кремния

разновидности.

(IV), кремниевой кислоты в свете

Кремниевая кислота

теории электролитической

и её соли. Значение

диссоциации;

соединений кремния

народнохозяйственное значение

в живой и неживой

силикатов;

природе. Понятие си-

определять:

ликатной

принадлежность оксида кремния (IV),

промышленности.

кремниевой кислоты и её солей к
определённым классам неорганических соединений;
валентность и степень окисления

атома кремния в оксиде кремния (IV),
кремниевой кислоте и в силикатах;
составлять:
химические формулы силикатов;
уравнения химических реакций,
характ
52

Обобщение

по

Отработка знаний и

1

теме

умений

«Неметаллы»

53

Контрольная

Контроль за уровнем

1

работа

Практикум № 2

54

Решение
экспериментальн

усвоения заний

3 часа

1

Практическая работа

Парная

№4

Уметь:
характеризовать:

ых задач по теме:

химические свойства соединений
исследовательс

«Подгруппа

серы;
кая

кислорода».

-- составлять:

уравнения химических реакций,
характеризующие свойства
соединений серы;
обращаться:
с химической посудой и
лабораторным оборудованием;
использовать приобретённые
знания в практической
деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с

в
е
щ
е
с
т
в
а
м
и
.

Эксперимен-

1

тальные

задачи

по теме:

«Под-

Практическая работа Парная

Ум

№ 5.

Выполнение

хар

химического

хим

эксперимента

обр

55
группы
углерода».

азота и

азо
сос

ура

хар

обр

азо

обр

с хи

лаб

исп

зна

дея

для

без

вещ

Получение,
рание

и

собираспо-

1

Практическая работа Парная

Ум

№6

Выполнение

хар

химического

спо

эксперимента

рас

56
знавание газов.

сос

ура

пол

обр

с хи

лаб

исп

зна

61

Строение

ве- 1

ществ.

Урок обобщение и
систематизация

тест

Знать/понимать:
химические понятия:
атом, молекула, ион, химическая
связь.
Уметь:
характеризовать:
связь между составом, строением и
свойствами веществ;
определять:
тип химической связи в соединениях.

62-68

Резерв
повторение

и


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 52 2-19-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».