Рабочая программа по истории 10 класс

Приложение 1 к ООП СОО ФК ГОС
МКОУ Мосальской средней общеобразовательной школы №1,
утверждённой приказом № 136 от 30.08.2021

Рабочая программа по истории 10 класс
( к УМК А.В. Торкунов )

Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе
Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и
авторской рабочей программы.
«История России. 10 класс» в трех частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов,
М.Ю. Моруков, А.Я.Токарева, В.Н. Хаустова, О.В. Хаустова, О.В. Хлевнюк, В.А.
Шестаков под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2020 год;
Планируемые образовательные результаты изучения содержания курса
Личностные
• осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина
своей страны, представителя этнической и религиозной группы, локальной и
региональной общности;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и
уроков исторического пути, пройденного страной, её народами;
• понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему;
• уважение демократических ценностей современного общества, прав и свобод человека;
толерантность;
• способность к определению своей позиции и ответственному поведению;
• понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважения к культуре своего
и других народов;
• готовность к международному диалогу, взаимодействию с представителями других
народов, государств.
Метапредметные
• организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и
познавательного инструментария изучаемых областей знаний;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения
действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения
учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую,
художественную, текстовую, аудиовизуальную и прочую информацию, обобщать факты,
составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
• осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;
• использовать современные источники информации — материалы на электронных
носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде

образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных
информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и
критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;
• владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и
исследовательские задачи;
• представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных
выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывания, монолог, беседа,
сообщение, презентация, участие в дискуссии и др.), а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации
ин формации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности,
отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения
работы;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество
выполнения задания;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• оценивать собственные действия, учебные достижения.
Предметные
• отслеживать историческое событие, процесс в динамике; выделять периоды
исторических событий, явлений, процессов и объяснять основания для их периодизации;
• владеть системными знаниями об основных этапах, процессах, ключевых событиях
истории России и человечества, о месте своей страны во всемирной истории;
• применять понятийный аппарат исторического знания для систематизации исторических
фактов, раскрытия общего и особенного в развитии исторических общностей;
• применять различные методы исторического анализа;
• самостоятельно определять причины и отслеживать последствия исторических событий,
явлений;
• осуществлять сопоставительный анализ различных источников исторической
информации для реконструкции на этой основе исторических ситуаций и явлений;
• осуществлять структурный и смысловой анализ текста исторического источника;
• критически анализировать и оценивать информационную значимость вещественных
изобразительных источников;
• конкретизировать обобщающие характеристики, теоретические положения об
историческом развитии на фактическом материале;
• применять знания из других предметных областей для анализа исторического объекта;
• определять и обосновывать своё отношение к различным версиям и оценкам событий и
личностям прошлого;
• различать субъективные и объективизированные исторические оценки;
• конструктивно применять исторические и историкокультурные знания в социальной
практике, общественной деятельности, межкультурном общении.
Содержание учебного материала

Тема I. Россия в годы «великих потрясений» 5ч
Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну.
Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на
австро-германском и кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте.
Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Национальные
подразделения и женские батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен.
Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало
морального разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны.
Милитаризация
экономики.
Формирование
военно-промышленных
комитетов.
Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Содействие гражданского
населения армии и создание общественных организаций помощи фронту.
Благотворительность. Введение государством карточной системы снабжения в городе и
разверстки в деревне. Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание
экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъема
к усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве.
Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти.
«Прогрессивный блок» и его программа. Распутинщина и десакрализация власти. Эхо
войны на окраинах империи: восстание в Средней Азии и Казахстане. Политические
партии и война: оборонцы, интернационалисты и «пораженцы». Влияние большевистской
пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества.
Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и
субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как
революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы.
Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои,
политические партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология
революции 1917 г. Февраль – март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец
российской империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия,
фронт, национальные регионы. Революционная эйфория. Формирование Временного
правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских
депутатов и его декреты. Весна – лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте
влияния большевиков во главе с В.И. Лениным. Июльский кризис и конец
«двоевластия».православная церковь. Всероссийский Поместный собор и восстановление
патриаршества. Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября
1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю):
свержение Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская
революция»). Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В.И.
Ленин как политический деятель.
Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований.
Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за
армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых
обязательств Российской империи. Национализация промышленности.
«Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землей. Отделение церкви от
государства и школы от церкви.
Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. Слабость
центра и формирование «многовластия» на местах. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по

борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства
(ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г.
Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 – весной 1918 г.:
Центр, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и
Закавказье, Средняя Азия. Начало формирования основных очагов сопротивления
большевикам. Ситуация на Дону. Позиция Украинской Центральной рады. Восстание
чехословацкого корпуса. Гражданская война как общенациональная катастрофа.
Человеческие потери. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная
интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения.
Идеология Белого движения. Комуч, Директория, правительства А.В. Колчака, А.И.
Деникина и П.Н. Врангеля. Положение населения на территориях антибольшевистских
сил. Повстанчество в Гражданской войне. Будни села: «красные» продотряды и «белые»
реквизиции. Политика «военного коммунизма». Продразверстка, принудительная
трудовая повинность, сокращение роли денежных расчетов и административное
распределение товаров и услуг. «Главкизм». Разработка плана ГОЭЛРО. Создание
регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров.
Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав
Советов в пользу чрезвычайных органов – ЧК, комбедов и ревкомов. Особенности
Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем
Востоке. Польско-советская война. Поражение армии Врангеля в Крыму.
Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле.
Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее
значение. Эмиграция и формирование Русского зарубежья. Последние отголоски
Гражданской войны в регионах в конце 1921–1922 гг.
«Несвоевременные мысли» М. Горького. Создание Государственной комиссии по
просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда
коммунистических идей. «Окна сатиры РОСТА». План монументальной пропаганды.
Национализация театров и кинематографа. Издание «Народной библиотеки».
Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и
секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных привилегий. Законодательное
закрепление равноправия полов. Повседневная жизнь и общественные настроения.
Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые
мобилизации. Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной
напряженности в деревне. Кустарные промыслы как средство выживания. Голод, «черный
рынок» и спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной
обстановки на психологию населения.
Тема II. Советский союз в 1920—1930-х гг. 9ч.
Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн.
Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921–1922
гг. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и
преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине,
в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного
коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных
механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации.
Замена продразверстки в деревне единым продналогом. Иностранные концессии.
Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922–1924 гг. Создание Госплана и

разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки
внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР
звания «Герой Труда» (1927 г., с 1938 г. – Герой Социалистического Труда).
Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г.
Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в
1920-е гг. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве.
Административно-территориальные реформы 1920-х гг. Ликвидация небольшевистских
партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В.И.
Ленина и борьба за власть. В.И. Ленин в оценках современников и историков. Ситуация в
партии и возрастание роли партийного аппарата. Роль И.В. Сталина в создании
номенклатуры. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг. Социальная
политика большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация женщин.
Молодежная политика. Социальные «лифты». Становление системы здравоохранения.
Охрана материнства и детства. Борьба с беспризорностью и преступностью. Организация
детского досуга. Меры по сокращению безработицы. Положение бывших представителей
«эксплуататорских классов». Лишенцы. Деревенский социум: кулаки, середняки и
бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача земли в
аренду.
«Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного
администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная
специфика. Создание рабочих и инженерных кадров. Социалистическое соревнование.
Ударники и стахановцы. Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис
снабжения и введение карточной системы. Коллективизация сельского хозяйства и ее
трагические последствия. «Раскулачивание». Сопротивление крестьян. Становление
колхозного строя.
Создание МТС. Национальные и региональные особенности коллективизации.
Голод в СССР в 1932–1933 гг. как следствие коллективизации. Крупнейшие стройки
первых пятилеток в центре и национальных республиках. Днепрострой, Горьковский
автозавод. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Турксиб. Строительство
Московского метрополитена. Создание новых отраслей промышленности. Иностранные
специалисты и технологии на стройках СССР. Милитаризация народного хозяйства,
ускоренное развитие военной промышленности. Результаты, цена и издержки
модернизации. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ликвидация
безработицы. Успехи и противоречия урбанизации. Утверждение «культа личности»
Сталина. Малые «культы» представителей советской элиты и региональных
руководителей. Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы
госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание
«Краткого курса истории ВКП(б)» и усиление идеологического контроля над обществом.
Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937–1938 гг.
«Национальные операции» НКВД. Результаты репрессий на уровне регионов и
национальных республик. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ: социальнополитические и национальные характеристики его контингента. Роль принудительного
труда в осуществлении индустриализации и в освоении труднодоступных территорий.
Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные
достижения. Конституция СССР 1936 г.

Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг. Повседневная
жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни.
Нэпманы и отношение к ним в обществе. «Коммунистическое чванство». Падение
трудовой дисциплины. Разрушение традиционной морали. Отношение к семье, браку,
воспитанию детей. Советские обряды и праздники. Наступление на религию. «Союз
воинствующих безбожников». Обновленческое движение в церкви. Положение
нехристианских конфессий.
Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с
безграмотностью. Сельские избы-читальни. Основные направления в литературе
(футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области киноискусства.
Культурная революция и ее особенности в национальных регионах. Советский авангард.
Создание национальной письменности и смена алфавитов. Деятельность Наркомпроса.
Рабфаки. Культура и идеология. Академия наук и Коммунистическая академия,
Институты красной профессуры. Создание «нового человека». Пропаганда
коллективистских ценностей. Воспитание интернационализма и советского патриотизма.
Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Рабселькоры. Развитие спорта.
Освоение Арктики. Рекорды летчиков. Эпопея «челюскинцев». Престижность военной
профессии и научно-инженерного труда. Учреждение звания Герой Советского Союза
(1934 г.) и первые награждения.
Культурная революция. От обязательного начального образования – к массовой
средней школе. Установление жесткого государственного контроля над сферой
литературы и искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской
культуры. Социалистический реализм как художественный метод. Литература и
кинематограф 1930-х годов. Культура русского зарубежья. Наука в 1930-е гг. Академия
наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др.
Выдающиеся ученые и конструкторы гражданской и военной техники. Формирование
национальной интеллигенции. Общественные настроения. Повседневность 1930-х годов.
Снижение уровня доходов населения по сравнению с периодом нэпа. Потребление и
рынок. Деньги, карточки и очереди. Из деревни в город: последствия вынужденного
переселения и миграции населения. Жилищная проблема. Условия труда и быта на
стройках пятилеток. Коллективные формы быта. Возвращение к «традиционным
ценностям» в середине 1930-х гг. Досуг в городе. Парки культуры и отдыха. ВСХВ в
Москве. Образцовые универмаги. Пионерия и комсомол. Военно-спортивные
организации. Материнство и детство в СССР. Жизнь в деревне. Трудодни. Единоличники.
Личные подсобные хозяйства колхозников.
Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы. Внешняя политика: от курса на
мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране».
Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Проблема «царских
долгов». Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. «Военная
тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны.
Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Советские
добровольцы в Испании и Китае. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке ХалхинГол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного
производства и освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства.
Нарастание негативных тенденций в экономике. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза

международной изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и
Германией в 1939 г. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии,
Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. Катынская трагедия.
«Зимняя война» с Финляндией.
Тема III. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг. 6ч.
Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый период войны
(июнь 1941 – осень 1942). План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня 1941
г. Брестская крепость. Массовый героизм воинов – всех народов СССР. Причины
поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства
страны, образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин – Верховный
главнокомандующий. Роль партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий
народного ополчения. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней.
Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов
«молниеносной войны».
Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении.
Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой
группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой–весной 1942
г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы.
Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация
ленинградцев. «Дорога жизни». Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация
предприятий, населения и ресурсов. Введение норм военной дисциплины на производстве
и транспорте. Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост». Массовые
преступления гитлеровцев против советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост.
Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен.
Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над заключенными. Угон
советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей.
Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание
партизанского движения. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.).
Сталинградская битва. Германское наступление весной–летом 1942 г. Поражение
советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. «Дом Павлова».
Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и наступление на Ржевском
направлении. Разгром окруженных под Сталинградом гитлеровцев. Итоги и значение
победы Красной Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Соотношение сил.
Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью.
Переход советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы. Битва за
Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение
Киева. Итоги наступления Красной армии летом–осенью 1943 г.
Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического
сопротивления Ленинграда. Развертывание массового партизанского движения.
Антифашистское подполье в крупных городах. Значение партизанской и подпольной
борьбы для победы над врагом. Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы.
Создание гитлеровцами воинских формирований из советских военнопленных. Генерал
Власов и Русская освободительная армия. Судебные процессы на территории СССР над
военными преступниками и пособниками оккупантов в 1943–1946 гг. Человек и война:
единство фронта и тыла. «Всё для фронта, всё для победы!». Трудовой подвиг народа.
Роль женщин и подростков в промышленном и сельскохозяйственном производстве.

Самоотверженный труд ученых. Помощь населения фронту. Добровольные взносы в фонд
обороны. Помощь эвакуированным. Повседневность военного времени. Фронтовая
повседневность. Боевое братство. Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт.
Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная
система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в
городе и на селе. Государственные меры и общественные инициативы по спасению детей.
Создание Суворовских и Нахимовских училищ. Культурное пространство войны. Песня
«Священная война» – призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы,
художники, ученые в условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Выступления
фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет.
Государство и церковь в годы войны. Избрание на патриарший престол митрополита
Сергия (Страгородского) в 1943 г. Патриотическое служение представителей религиозных
конфессий. Культурные и научные связи с союзниками. СССР и союзники. Проблема
второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г. Французский авиационный
полк «Нормандия-Неман», а также польские и чехословацкие воинские части на советскогерманском фронте.
Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны.
Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и
Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в
Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Боевое
содружество советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на
Эльбе. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Висло-Одерская операция.
Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в ходе войны и после ее
окончания. Война и общество. Военно-экономическое превосходство СССР над
Германией в 1944–1945 гг. Восстановление хозяйства в освобожденных районах. Начало
советского «Атомного проекта». Реэвакуация и нормализация повседневной жизни.
ГУЛАГ. Депортация «репрессированных народов». Взаимоотношения государства и
церкви. Поместный собор 1945 г. Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта
в Европе. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство
Советского Союза выступить против Японии. Потсдамская конференция. Судьба
послевоенной Германии. Политика денацификации, демилитаризации, демонополизации,
демократизации (четыре «Д»). Решение проблемы репараций. Советско-японская война
1945 г. Разгром Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и
Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских городов
американской авиацией и их последствия. Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско
в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки «холодной войны». Нюрнбергский и Токийский
судебные процессы. Осуждение главных военных преступников.
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в
победу антигитлеровской коалиции над фашизмом. Людские и материальные потери.
Изменения политической карты Европы.
Тема IV. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг. 14ч.
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные
ожидания и настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны.
Эйфория Победы. Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии.
Социальная адаптация фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести»
фронтовиков. Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного

детства. Рост преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация
экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление
индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Помощь
не затронутых войной национальных республик в восстановлении западных регионов
СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики. Советский «атомный проект»,
его успехи и его значение. Начало гонки вооружений. Положение на послевоенном
потребительском рынке. Колхозный рынок. Государственная и коммерческая торговля.
Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.). Сталин и
его окружение. Ужесточение административно-командной системы. Соперничество в
верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии.
«Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского
антифашистского комитета. Т.Д. Лысенко и «лысенковщина». Сохранение на период
восстановления разрушенного хозяйства трудового законодательства военного времени.
Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Положение в
«старых» и «новых» республиках. Рост влияния СССР на международной арене. Первые
шаги ООН. Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла».
Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы.
Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание Совета экономической
взаимопомощи.
Конфликт
с
Югославией.
Коминформбюро.
Организация
Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора.
Война в Корее.
И.В. Сталин в оценках современников и историков.
Смерть Сталина и настроения в обществе. Смена политического курса. Борьба за
власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву.
Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере.
Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина.
Реакция на доклад Хрущева в стране и мире. Частичнаядесталинизация: содержание и
противоречия. Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых
политических репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение
депортированных народов. Особенности национальной политики. Попытка отстранения
Н.С. Хрущева от власти в 1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной
власти Хрущева.
Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной
атмосферы. «Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые
тенденции. Поэтические вечера в Политехническом музее. Образование и наука.
Приоткрытие «железного занавеса». Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г.
Популярные формы досуга. Развитие внутреннего и международного туризма.
Учреждение Московского кинофестиваля. Роль телевидения в жизни общества.
Легитимация моды и попытки создания «советской моды». Неофициальная культура.
Неформальные формы общественной жизни: «кафе» и «кухни». «Стиляги». Хрущев и
интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь. Диссиденты. Самиздат
и «тамиздат».
Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и
перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение
целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научнотехнической политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-

ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические
полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой. Первые
советские ЭВМ. Появление гражданской реактивной авиации. Влияние НТР на перемены
в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности. Переход от отраслевой
системы управления к совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в
социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг.
Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего
класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и
инженерного труда. Расширение системы ведомственных НИИ. ХХII Съезд КПСС и
программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Бригады
коммунистического труда. Общественные формы управления. Социальные программы.
Реформа системы образования. Движение к «государству благосостояния»: мировой тренд
и специфика советского «социального государства». Общественные фонды потребления.
Пенсионная реформа. Массовое жилищное строительство. «Хрущевки». Рост доходов
населения и дефицит товаров народного потребления. Внешняя политика. Новый курс
советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Поиски нового
международного имиджа страны. СССР и страны Запада. Международные военнополитические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий
кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.).
СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад
колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец «оттепели».
Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские
события. Смещение Н.С. Хрущева и приход к власти Л.И. Брежнева. Оценка Хрущева и
его реформ современниками и историками.
Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски
идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы
1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская реформа». Конституция
СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Попытки изменения вектора
социальной политики. Уровень жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных
тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой экономики. Ведомственный
монополизм. Замедление темпов развития. Исчерпание потенциала экстенсивной
индустриальной модели. Новые попытки реформирования экономики. Рост масштабов и
роли ВПК. Трудности развития агропромышленного комплекса. Советские научные и
технические приоритеты. МГУ им М.В. Ломоносова. Академия наук СССР.
Новосибирский Академгородок. Замедление научно-технического прогресса в СССР.
Отставание от Запада в производительности труда. «Лунная гонка» с США. Успехи в
математике. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в
деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и
проблема «неперспективных деревень». Популярные формы досуга населения. Уровень
жизни разных социальных слоев. Социальное и экономическое развитие союзных
республик. Общественные настроения. Трудовые конфликты и проблема поиска
эффективной системы производственной мотивации. Отношение к общественной
собственности. «Несуны». Потребительские тенденции в советском обществе. Дефицит и
очереди.

Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в
СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей.
Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.).
Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. А.Д. Сахаров и А.И.
Солженицын. Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием.
Судебные процессы. Цензура и самиздат.
Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией.
Возрастание международной напряженности. «Холодная война» и мировые конфликты.
«Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР.
Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика
«разрядки». Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по
безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан.
Подъем антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских
режимов. Л.И. Брежнев в оценках современников и историков.
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейнополитической сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные
последствия для советской экономики. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы.
Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее противоречивые результаты. Чернобыльская
трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Законы о
госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. Появление коммерческих
банков. Принятие закона о приватизации государственных предприятий. Гласность и
плюрализм мнений. Политизация жизни и подъем гражданской активности населения.
Массовые митинги, собрания. Либерализация цензуры. Общественные настроения и
дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в идеологии. Концепция социализма «с
человеческим лицом». Вторая волна десталинизации. История страны как фактор
политической жизни. Отношение к войне в Афганистане. Неформальные политические
объединения. «Новое мышление» Горбачева. Отказ от идеологической конфронтации
двух систем и провозглашение руководством СССР приоритета общечеловеческих
ценностей над классовым подходом. Изменения в советской внешней политике.
Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и организации Варшавского договора.
Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной
Европы. Завершение «холодной войны». Отношение к М.С. Горбачеву и его
внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире. Демократизация советской
политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения. Альтернативные выборы
народных депутатов. Съезды народных депутатов – высший орган государственной
власти. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение. Образование
оппозиционной Межрегиональной депутатской группы. Демократы «первой волны», их
лидеры и программы. Раскол в КПСС. Подъем национальных движений, нагнетание
националистических и сепаратистских настроений. Проблема Нагорного Карабаха и
попытки ее решения руководством СССР. Обострение межнационального
противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия. Позиция республиканских
лидеров и национальных элит. Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й
статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности.
Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных
депутатов РСФСР и его решения. Б.Н. Ельцин – единый лидер демократических сил.
Противостояние союзной (Горбачев) и российской (Ельцин) власти. Введение поста

президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Учреждение в РСФСР
Конституционного суда и складывание системы разделения властей. Дестабилизирующая
роль «войны законов» (союзного и республиканского законодательства). Углубление
политического кризиса.
Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение
независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на Северном Кавказе. Декларация
о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновлении Союза ССР.
План «автономизации» – предоставления автономиям статуса союзных республик. НовоОгаревский процесс и попытки подписания нового Союзного договора. «Парад
суверенитетов». Референдум о сохранении СССР и введении поста президента РСФСР.
Избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР. Превращение экономического кризиса в
стране в ведущий политический фактор. Нарастание разбалансированности в экономике.
Государственный и коммерческий секторы. Конверсия оборонных предприятий. Введение
карточной системы снабжения. Реалии 1991 г.: конфискационная денежная реформа,
трехкратное повышение государственных цен, пустые полки магазинов и усталость
населения от усугубляющихся проблем на потребительском рынке. Принятие
принципиального решения об отказе от планово-директивной экономики и переходе к
рынку. Разработка союзным и российским руководством программ перехода к рыночной
экономике. Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый
этап в государственно-конфессиональных отношениях.
Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома.
Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад КПСС.
Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ
СССР. Референдум о независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и
создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинское соглашения). Реакция мирового сообщества
на распад СССР. Решение проблемы советского ядерного оружия. Россия как преемник
СССР на международной арене. Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном
сознании.
М.С. Горбачев в оценках современников и историков.
Тема V. Российская Федерация 6ч.
Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ.
Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление Б.Н.
Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ. Правительство
реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических
преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация.
Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня
населения. Безработица. «Черный» рынок и криминализация жизни. Рост недовольства
граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности осуществления
реформ в регионах России.
От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в 1992–
1993 гг. Решение Конституционного суда РФ по «делу КПСС». Нарастание политикоконституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский
референдум 1993 г. – попытка правового разрешения политического кризиса. Указ Б.Н.
Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Возможность мирного выхода из
политического кризиса. «Нулевой вариант». Позиция регионов. Посреднические усилия
Русской православной церкви. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел

Белого дома. Последующее решение об амнистии участников октябрьских событий 1993
г. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 года.
Ликвидация Советов и создание новой системы государственного устройства. Принятие
Конституции России 1993 года и ее значение. Полномочия президента как главы
государства и гаранта Конституции. Становление российского парламентаризма.
Разделение властей. Проблемы построения федеративного государства. Утверждение
государственной символики.
Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Обострение межнациональных и
межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора
(1992) и отдельных соглашений центра с республиками. Договор с Татарстаном как
способ восстановления федеративных отношений с республикой и восстановления
территориальной целостности страны. Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации.
Опасность исламского фундаментализма. Восстановление конституционного порядка в
Чеченской Республике. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики.
Роль иностранных займов. Проблема сбора налогов и стимулирования инвестиций.
Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на
энергоносители. Сегментация экономики на производственный и энергетический секторы.
Положение крупного бизнеса и мелкого предпринимательства. Ситуация в российском
сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые
пирамиды и залоговые аукционы. Вывод денежных активов из страны. Дефолт 1998 г. и
его последствия. Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях
реформ. Общественные настроения в зеркале социологических исследований.
Представления о либерализме и демократии. Проблемы формирования гражданского
общества. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской деятельности. Возможность
выезда за рубеж. Безработица и деятельность профсоюзов. Кризис образования и науки.
Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров. Безработица и
детская беспризорность. «Новые русские» и их образ жизни. Решение проблем социально
незащищенных слоев. Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках
СССР.
Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России
суверенным государством. Россия – правопреемник СССР на международной арене.
Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и
странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к «большой
семерке». Усиление антизападных настроений как результат бомбежек Югославии и
расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с
Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор
российской внешней политики в 1990-е гг. Российская многопартийность и строительство
гражданского общества. Основные политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры
и платформы. Кризис центральной власти. Президентские выборы 1996 г.
Политтехнологии.
«Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства В.С.
Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение
террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в
Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина.
Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков.

Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В.
Путина. Президентство Д.А. Медведева. Президентские выборы 2012 г. Избрание В.В.
Путина президентом. Государственная Дума. Многопартийность. Политические партии и
электорат. Федерализм и сепаратизм. Восстановление единого правового пространства
страны. Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая
угроза. Построение вертикали власти и гражданское общество. Стратегия развития
страны. Экономическое развитие в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная
экономика и монополии. Экономический подъем 1999–2007 гг. и кризис 2008 г. Структура
экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Сельское
хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики. Человек и общество в конце
XX – начале XXI в. Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная
и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика.
Основные принципы и направления государственной социальной политики. Реформы
здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование образования и науки и его
результаты. Особенности развития культуры. Демографическая статистика. Снижение
средней продолжительности жизни и тенденции депопуляции. Государственные
программы демографического возрождения России. Разработка семейной политики и
меры по поощрению рождаемости. Пропаганда спорта и здорового образа жизни.
Олимпийские и паралимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи. Повседневная жизнь.
Качество, уровень жизни и размеры доходов разных слоев населения. Общественные
представления и ожидания в зеркале социологии. Постановка государством вопроса о
социальной ответственности бизнеса. Выборы 2018 г., современное развитие России.
Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном информационном
пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация.
Внешняя политика в конце XX – начале XXI в. Внешнеполитический курс В.В.
Путина. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных
отношениях. Современная концепция российской внешней политики в условиях
многополярного мира. Участие в международной борьбе с терроризмом и в
урегулировании локальных конфликтов. Центробежные и партнерские тенденции в СНГ.
СНГ и ЕврАзЭС. Отношения с США и Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы.
Деятельность «большой двадцатки». Переговоры о вступлении в ВТО. Дальневосточное и
другие направления политики России.
Культура и наука России в конце XX – начале XXI в. Повышение общественной
роли СМИ как «четвертой власти». Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в
развитии образования и науки. Система платного образования. Сокращение
финансирования науки, падение престижа научного труда. «Утечка мозгов» за рубеж.
Основные достижения российских ученых и невостребованность результатов их
открытий. Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни страны. Предоставление
церкви налоговых льгот. Передача государством зданий и предметов культа для
религиозных нужд. Особенности развития современной художественной культуры:
литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации
и массовая культура.

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории

Отметка
Содержание

щая информация

Тема

Применение и
проблемы

% выполнения

0-35

36-60

61-85

Отметка

«2»

«3»

«4»

2

3

4

Тема предмета не
очевидна. Информация не
точна или не дана.

Информация частично
изложена. В работе
использован только
один ресурс.
Тема частично раскрыта.
Некоторый материал
изложен некорректно.

Достаточно точная
информация.
Использовано более
одного ресурса.
Сформулирована и
раскрыта тема урока.
Ясно изложен материал.

Отражены некоторые
области применения
темы. Процесс решения
неполный.

Отражены области
применения темы.
Процесс решения
практически завершен.

Не раскрыта и не ясна
тема урока. Объяснения
некорректны, запутаны
или не верны.
Не определена область
применения данной темы.
Процесс решения
неточный или
неправильный.

86-

«5

5

Данная инфо
кратка и ясна
Использовано
одного ресур
Сформулиров
раскрыта тем
Полностью и
основные асп
урока.
Отражены об
применения т
Изложена стр
решения проб

Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕСЛАЙДОВ

Максим
количест

Титульный слайд с заголовком
Минимальное количество – 10 слайдов
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)
СОДЕРЖАНИЕ
Использование эффектов анимации
Вставка графиков и таблиц
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов
ОРГАНИЗАЦИЯ
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы
Слайды представлены в логической последовательности
Красивое оформление презентации
Слайды распечатаны в формате заметок.
ОБЩИЕ БАЛЛЫ
Окончательная оценка:

Критерии оценки устных, письменных ответов учащихся
Оценка «5»:
- материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и
устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4»:

1

1
1
1

1

1

9

-в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное;
отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые
неточности;
Оценка «3»:
- в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные
умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них
допускаются ошибки;
Оценка «2»:
- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
Оценка «1»:
- материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.

Тематическое планирование
№ Наименование разделов и тем
Всего
п\п
часов
1.
2.
3.
4.
5.

Россия в годы «великих потрясений»
Советский союз в 1920—1930-х гг.
Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.
Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг.
Российская Федерация
Всего:

10
13
10
23
12
68

Контрольные
работы
(кол-во
часов)
1
1
1
1
2
6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 52 2-19-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».