Рабочая программа по географии 10-11 класс

Приложение 1 к ООП СОО ФК ГОС
МКОУ Мосальской средней общеобразовательной школы №1,
утверждённой приказом № 136 от 30.08.2021

Рабочая программа по географии 10-11 класс
( к УМК В.П.Максаковский )

1.Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета География составлена с учётом:


авторской программы В.П. Максаковского для 10-11 классов(базовый
уровень)



В. П. Максаковский. «География. Рабочие программы. 10—11 классы»



Федерального перечня учебников на 2021-2022 учебный год, рекомендованного
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в ОУ;



с учётом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с
содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента
государственного стандарта общего образования;
Целями изучения географии в средней школе являются:












освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и
динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на
всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем
человечества и путях их решения; методах изучения географического
пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы
для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических
процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими
особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам,
бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни
разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической
информации.
нахождения и применения географической информации, включая карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для
правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов
международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России,
других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Планируемые результаты обучения (требования к уровню подготовки)
географии в 10-11 классе
Результаты обучения географии
Личностными результатами обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического
пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов,
определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической
принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной.
2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов;
3) Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и
хозяйства Земли
4) Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной
доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере
5) Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных
и экономических особенностей
6) Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам
7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности
8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах

9) Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех
ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде и рационального природопользования
10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни,
уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
11) Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания
через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные
учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты
человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей
страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени,
об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных
материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической
карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды,
адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае
природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного
поведения в окружающей среде.
Место предмета в учебном плане
Количество часов: по программе - всего 68 часов за два года: 10 класс - 34 часа, 11класс
-34 часа,
по учебному плану — 10 класс -34 часа, 1 час в неделю; 11 класс- 34 часа, 1 час в неделю.

Содержание рабочей программы
10 класс (1ч. в неделю)
Введение(1час)
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических
исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности.
Географическая номенклатура. Статистический метод – один из основных в географии. Другие
способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные
наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как
средство получения, обработки и представления пространственно-координированных
географических данных.
Общая характеристика мира (33 часа)
Тема 1. Политическая карта мира. (5 часов)
Современная политическая карта мира. Количественные и качественные изменения на
политической карте.Территория и границы. Этапы формирования политической карты. Главные
объекты политической карты мира. Место стран в современном мире, их форма правления и
государственное устройство. Типология стран мира.

Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей
среды. (6 часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.
Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы
Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий.
Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли.
Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды.
Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения
качества окружающей среды.
Тема 3. География населения мира. (7 часов)
Тема 4. НТР и мировое хозяйство. (6 часов)
Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное
географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.
Факторы размещения производительных сил.
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства. (9 часов)
География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность, электроэнергетика,
горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая, лесная и
деревообрабатывающая, легкая. География сельского хозяйства и рыболовства. География
транспорта.
Международная специализация и
кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации
(ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их
факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество,
создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых
отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная
торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Практические работы
№1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
№2. Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.
№3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору).
№4. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
№5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.
№6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.

Содержание рабочей программы
11 класс
(1ч. в неделю)
Тема 6. Регионы и страны мира. (27 часа)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по
размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям ГП. Типы
стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны
Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны
внешнеориентированного развития; НИС и др. группы).
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира.
Особенности ГП, истории открытия и освоения, природно – ресурсного потенциала, населения,
хозяйства, проблем современного социально – экономического развития крупных регионов и
стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии.

Тема 7. Россия в современном мире. (3 часа)
Россия на современной политической карте мира. Изменение ГП России во времени.
Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение
России.
Россия в МХ и МГРТ; география отраслей её международной специализации.
Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в
открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово – экономических и
политических отношений.
Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые
партнёры страны. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических
связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и
страны СНГ. Участи е России в Международных социально – экономических и геоэкологических
проектах.
Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. (3 часов)
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях.
Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая,
демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их
решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты
качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические
экологические проблемы разных регионов Земли.
Практические работы.
№ 1. Составление ЭГХ двух стран «большой семёрки».
№2. Классификация стран Зарубежной Азии
№ 3. Сравнение экономики трёх зон Китая: Западной, Центральной и Восточной.
№ 4. Составление картосхемы международных экономических связей Японии.
№ 5. Составление картосхемы международных экономических связей Австралии.
№ 6. Сравнение двух макрорегионов США.
№ 7. Составление программы освоения территории Канады.
№ 8 Сравнительная характеристика двух стран Латинской Америки.
№ 9. Составление картосхемы участия России в Международных организациях.
№ 10. Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества.

Требования к уровню подготовки учащихся

Выпускник на базовом уровне научится:




-понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем
человечества;
-определять количественные и качественные характеристики географических
объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;































-составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели,
отражающие
географические закономерности различных явлений и процессов, их
территориальные
взаимодействия;
-сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для
выявления закономерностей социально-экономических, природных и
геоэкологических процессов и явлений;
-сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и
экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических
источников
информации;
-раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и
процессов;
выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и
ситуаций;
-описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных
воздействий;
-решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для
жизни человека;
-оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в
странах и
регионах мира;
-объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира,
регионов, стран и их частей;
-характеризовать географию рынка труда;
-рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и
миграции
населения стран, регионов мира;
-анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей
хозяйства
отдельных стран и регионов мира;
-характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов
мира;
приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
-определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития,
используя показатель внутреннего валового продукта;
-оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных
источников информации в современных условиях функционирования экономики;
-оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
-оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных
финансово-экономических и политических отношений;
-объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и
развитие мирового хозяйства.
Выпускник получит возможность научиться:



-характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать




















процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
-переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических
данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
-составлять географические описания населения, хозяйства и экологической
обстановки отдельных стран и регионов мира;
-делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов;
-выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
-давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим
в географической оболочке;
-понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений,
влияющих на безопасность окружающей среды;
-оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции
устойчивого развития;
-раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием
международных отношений;
-оценивать социально-экономические последствия изменения современной
политической карты мира;
-оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и
геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
-оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
-оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
-анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
-анализировать основные направления международных исследований
малоизученных территорий;
-выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического
положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
-понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
-давать оценку международной деятельности, направленной на решение
глобальных проблем человечества.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 52 2-19-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».