Рабочая программа по астрономии 10 класс

Приложение 1 к ООП СОО ФК ГОС
МКОУ Мосальской средней общеобразовательной школы №1,
утверждённой приказом № 136 от 30.08.2021

Рабочая программа по астрономии 10 класс
( к УМК Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут)

Г.Мосальск, 2021-22уч.г.

Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный
компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования
Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, вводится стандарт среднего (полного) общ его
образования по астрономии, с использованием программы Астрономия. Базовый уровень. 11 класс
Е. К. Страут.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта на базовом уровне, дает распределение учебных часов по разделам в соответствии с
учебным планом 1 учебный час в неделю 35 часов в год.
Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику:
Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов - Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е
изд., пересмотр. М. : Дрофа, 2018.
Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются:
осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов
природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и
эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных
астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел
принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками
практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в
конкретном пункте для заданного времени;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни;
формирование научного мировоззрения;
формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физикоматематических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере
достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Учебный предмет «Астрономия» направлен на формирование у учащихся
естественнонаучной картины мира, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей. Он играет важную роль в становлении гражданской позиции и патриотическом
воспитании выпускников, так как Россия занимает лидирующие позиции в мире в развитии
астрономии, космонавтики и космофизики.
Задача астрономии заключается в формировании у обучающихся естественнонаучной
грамотности как способности человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам,
связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, а также в его готовности
интересоваться естественнонаучными идеями.
Современный образованный человек должен стремиться участвовать в аргументированном
обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него
следующих компетентностей:
научно объяснять явления;
понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
В результате изучения учебного предмета «Астрономии» на уровне среднего общего
образования Выпускник на базовом уровне научится:
1)
знать о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной,
пространственно-временных масштабах Вселенной;
2)

понимать сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

3)
владеть основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
4)
знать о значении астрономии в практической деятельности человека и
дальнейшем научно-техническом развитии;
5)
осознавать роль отечественной науки в освоении и использовании космического
пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе
являются:
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью,
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию,
а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе
устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их
использования на благо развития человеческой цивилизации;
формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное
отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать
альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать
свою позицию, формулировать выводы и заключения;
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

на практике пользоваться основными логическими приемами, методами
наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из
Интернета и других источников.
Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в
содержании курса по темам.
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых
знаний, умений, видов и способов деятельности должен системнодеятельностный подход. В
соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения
развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися
в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной
школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность,
которая имеет следующие особенности:
1)
цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их
личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть
направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области
определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание
продукта, имеющего значимость для других;
2)
учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована
таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми,
референтными группами одноклассников, учителей т. д. Строя различного рода отношения в ходе
целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают
нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к
другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества
вколлективе;
3)
организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников
обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности
могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные
пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Содержание программы предмета
Что изучает астрономия. Наблюдения - основа астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Демонстрации. 1. портреты выдающихся астрономов; 2. изображения объектов
исследования в астрономии.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и
математикой;
использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа
работы телескопа.
Практические основы астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца.
Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация
звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на
различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Демонстрации.
1.
географический глобус Земли;
2.
глобус звездного неба;
3.
звездные карты;
4.
звездные каталоги и карты;
5.
карта часовых поясов;
6.
модель небесной сферы;
7.
разные виды часов (их изображения);
8.
теллурий.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и
сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и
размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под
действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников
Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
воспроизводить исторические сведения о становлении развитии гелиоцентрической
системы мира;
воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет,
синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угл овые
размеры объекта, астрономическая единица);
вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по
угловым размерам и расстоянию;
формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего
(уточненного) закона Кеплера;
описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил
тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
объяснять причины возникновения приливов на Земле возмущений в движении тел
Солнечной системы;
характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для
исследования тел Солнечной системы.
Демонстрации.
1.
динамическая модель Солнечной системы;
2.
изображения видимого движения планет, планетных конфигураций;
3.
портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона;
4.
схема Солнечной системы;
5.
фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна —
двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну.
Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты- гиганты, их спутники
кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты- карлики, кометы, метеороиды.
Метеоры, болиды и метеориты.
Предметные результаты изучение темы позволяют:
формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о
формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты
земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы,
метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять
причины их возникновения;
проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности
и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и
сохранения уникальной природы Земли;
описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и
колец;
характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;
описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при
движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее
предотвращения.
Демонстрации.
1.
глобус Луны;
2.
динамическая модель Солнечной системы;
3.
изображения межпланетных космических аппаратов;
4.
изображения объектов Солнечной системы;
5.
космические снимки малых тел Солнечной системы;
6.
космические снимки планет Солнечной системы;
7.
таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы;
8.
фотография поверхности Луны.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды - далекие солнца.
Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных
классов звезд. Диаграмма «спектр - светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд.
Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды - маяки Вселенной. Эволюция звезд различной
массы.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек,
световой год);
характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их
энергии;
описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
поверхности;

объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
называть
основные
отличительные
особенности
звезд
различных
последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
описывать этапы формирования и эволюции звезды;
характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной
стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Демонстрации.
1.
диаграмма Герцшпрунга - Рассела;
2.
схема внутреннего строения звезд;
3.
схема внутреннего строения Солнца;
4.
схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга - Рассела;
5.
фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца;
6.
фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;
7.
фотоизображения Солнца и известных звезд.
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная
среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение
Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и
сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла.
Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение
расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Предметные результаты изучения темы позволяют:
объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой
взрыв, реликтовое излучение);
характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и
кинематика);
определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе
зависимости «период - светимость»;
распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели
Вселенной;
обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений
«красного смещения» в спектрах галактик;
формулировать закон Хаббла;
определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости
Сверхновых;
оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу
гипотезы Горячей Вселенной;
классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее
расширения - Большого взрыва;

интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как
результата действия антитяготения «темной энергии» - вида материи, природа которой еще
неизвестна.
Демонстрации.
1.
изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для
поиска жизни во Вселенной;
2.
схема строения Галактики;
3.
схемы моделей Вселенной;
4.
таблица - схема основных этапов развития Вселенной;
5.
фотографии звездных скоплений и туманностей;
6.
фотографии Млечного Пути;
7.
фотографии разных типов галактик.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе.
Современные возможности космонавтики радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.
Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Предметные результаты позволяют:
систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии
проблемы существования жизни во Вселенной.

Литература
1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. учебник «Астрономия. Базовый уровень.11
класс», М. Дрофа, 2018
2. Е.К.Страут Методическое пособие к учебнику «Астрономия. Базовый уровень.11 класс»
авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, М. Дрофа, 2018


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 52 2-19-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».