Рабочая программа по экологии 10-11класс

Приложение 1 к ООП СОО ФК ГОС
МКОУ Мосальской средней общеобразовательной школы №1,
утверждённой приказом № 136 от 30.08.2021

Рабочая программа по экологии 10-11класс
( к УМК Н.М.Чернова, В.М.Галушин и др.)

Пояснительная записка
Учебный предмет: экология.
Уровень образования школьников: ученики общеобразовательной школы 10 и 11 кл.
Курс “Экология” рассчитан на 34 часа в 10 и 11 классах средней школы. Этот курс
предназначен, во-первых – для восполнения пробелов в биологии по теме экология,
во-вторых – для обращения внимания, учащихся старших классов, на гармоничное
отношение между человеком и окружающей его средой.
Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи
образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле.
Человечество – тоже часть этой жизни, и надо сказать, не маловажное. Оно возникло
как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за
её счет. Все его современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей
системы жизни на нашей планете.
Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное
количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу
Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают
установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия.
Люди уже достаточно столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных
их деятельностью, и теперь наблюдается тенденция роста неустойчивости природы и
катаклизмов.
Цель курса: Формирование у учащихся экологически грамотного хозяйствования,
знаний об экологических тонкостях взаимоотношений в природе, методов
исследований функционирования и устойчивости живой природы.
Задачи курса:
1. Углубить и расширить знания учащихся о взаимоотношениях живых организмов, и
воздействий на них человека – своей хозяйственной деятельностью.
2. Познакомить учащихся с методами исследований функционирования и устойчивости
живой природы.
3. Показать значимость знаний экологически грамотного хозяйствования для сохранения
Природы Земли будущему поколению.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

Личностные результаты:
–
знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
–
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы, интеллектуальных умений
(доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения
к живым объектам;

–

использование понятия «экологическая культура» для объяснения
экологических связей в системе «человечество – природа» и достижения устойчивого
развития общества и природы;
–
определение разумных потребностей человека при использовании продуктов и
товаров отдельными людьми и сообществами;
–
умение анализировать маркировку товаров и продуктов питания, экологические
сертификаты с целью получения информации для обеспечения
безопасности жизнедеятельности, энергосбережения, ресурсосбережения.
Метапредметные результаты:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
–
умения работать с разными источниками информации: находить экологическую
информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе,
экологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
–
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
–
умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою
точку зрения, отстаивать свою позицию;
–
умение анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние
природной среды;
–
умение использовать местные, региональные и государственные
экологические нормативные акты и законы для реализации своих гражданских
прав и выполнения обязанностей в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и
безопасности жизни;
–
понимание взаимосвязи экологического и экономического ущерба и оценивание
последствий физического, химического и биологического загрязнения окружающей
среды;
–
умение извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных
систем и компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики
экологической обстановки конкретной территории
Предметные результаты:
В результате изучения учебного предмета на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
–
использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических
связей в системе «человечество — природа» и достижения устойчивого развития
общества и природы;
–
определять разумные потребности человека при использовании продуктов и
товаров отдельными людьми и сообществами;
–
анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние
природной среды;
–
анализировать маркировку товаров и продуктов питания, экологические
сертификаты с целью получения информации для обеспечения безопасности
жизнедеятельности, энерго- и ресурсосбережения;
–
использовать местные, региональные и государственные экологические
нормативные акты и законы для реализации своих гражданских прав и выполнения
обязанностей в интересах сохранения

–
–

окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
понимать взаимосвязь экологического и экономического ущерба и оценивать
последствия физического, химического и биологического загрязнения окружающей
среды;
–
анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случаев
экологического правонарушения;
–
оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы их
сокращения и утилизации в конкретных ситуациях;
–
извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и
компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики экологической
обстановки конкретной территории;
–
выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и
глобальных экологических проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–
анализировать и оценивать экологические последствия хозяйственной
деятельности человека в разных сферах деятельности;
–
прогнозировать экологические последствия деятельности человека в конкретной
экологической ситуации;
–
моделировать поля концентрации загрязняющих веществ от производственных и
бытовых объектов;
–
разрабатывать меры, предотвращающие экологические правонарушения;
–
выполнять учебный проект, связанный с экологической безопасностью
окружающей среды, здоровьем и экологическим просвещением людей;
–
делать прогнозы развития природных систем и комплексов в результате
изменения их компонентов;
–
выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
–
давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим
в географической оболочке;
–
понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений,
влияющих на безопасность окружающей среды;
–
прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием
международных отношений;
–
оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и
геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
–
давать оценку международной деятельности, направленной на решение
глобальных проблем человечества.

СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА
10 класс
Общая экология
(34 ч, 1ч. в неделю)
Введение (2ч)
Предмет экологии как науки. Ее разделы. Экология как теоретическая основа
деятельности человека в природе. История развития экологии как науки. Роль экологии в
жизни современного общества. Экологические законы Б.Коммонера
I. Общая экология (32 ч)
Организм и среда (9ч)

Потенциальные возможности размножения организмов и их ограничения средой
Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста численности
видов. Ограничение их ресурсами и факторами среды. Практическое значение потенциала
размножения организмов.
Решение экологических задач.
Общие законы зависимости организмов от факторов среды
Закон экологического оптимума. Понятие экстремальных условий. Экологическое
разнообразие видов. Закон ограничивающего фактора. Мера воздействия на организмы в
практической деятельности человека.
Основные пути приспособления организмов к среде
Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Связь с устойчивостью. Создание внутренней среды.
Избегание неблагоприятных условий. Использование явлений анабиоза на практике.
Основные среды жизни
Характеристика основных сред жизни живых организмов: водная, наземно-воздушная,
почвенная, живые организмы.
Пути воздействия организмов на среду обитания
Газовый и водный обмен. Пищевая активность. Рост. Роющая деятельность. Фильтрация.
Другие формы активности. Практическое значение средообразующей деятельности
организмов. Масштабы этой деятельности.
Приспособительные формы организмов
Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни. Связь с
условиями среды. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Понятие
конвергенции. Жизненные формы и экологическая инженерия.
Классификация жизненных форм растений
Лабораторная работа
Жизненные формы животных Приспособителъные ритмы жизни
Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов. Сигнальное
значение факторов. Фотопериодизм. Суточные ритмы человека, их значение для режима
деятельности и отдыха. Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика.
Сообщества и популяции (10ч)
Типы взаимодействия организмов
Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических связей.
Сложность биотических отношений. Экологические цепные реакции в природе. Прямое и
косвенное воздействие человека на живую природу через изменение биотических связей.
Решение экологических задач.
Законы и следствия пищевых отношений
Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Количественные связи хищника и жертвы.
Роль хищников в регуляции численности жертв. Зависимость численности хищника от
численности жертв.
Экологические правила рыболовства и промысла. Последствия нарушения человеком
пищевых связей в природе. «Экологический бумеранг» при уничтожении хищников и
паразитов.
Решение экологических задач.
Законы конкурентных отношений в природе
Правило конкурентного исключения. Условия его проявления. Роль конкуренции в
регулировании видового состава сообщества. Законы конкурентных отношений и
сельскохозяйственная практика. Роль конкурентных отношений при интродукции новых
видов. Конкурентные отношения и экологическая инженерия.
Популяции

Понятие популяции. Типы популяций. Внутривидовые отношения. Формы совместной
жизни. Отношения в популяциях и практическая деятельность человека.
Решение экологических задач.
Демографическая структура популяций
Понятие демографии. Особенности экологии организмов в связи с их возрастом и полом.
Соотношение возрастных и половых групп и устойчивость популяций. Прогноз
численности и устойчивости популяций по возрастной структуре. Использование демографических показателей в сельском и лесном хозяйстве, в промысле. Поддержание
оптимальной структуры природных популяций.
Решение экологических задач.
Рост численности и плотности популяций
Кривая роста популяции в среде с ограниченными возможностями (ресурсами). Понятие
емкости среды. Процессы, происходящие при возрастании плотности. Их роль в
ограничении численности. Популяции как системы с механизмами саморегуляции
(гомеостаза). Экологически грамотное управление плотностью популяций.
Численность популяций и ее регуляция в природе
Односторонние изменения и обратная связь (регуляция) в динамике численности
популяций. Роль внутривидовых и межвидовых отношений в динамике численности
популяций. Немедленная и запаздывающая регуляция. Типы динамики численности разных видов. Задачи поддержания регуляторных возможностей в природе.
Решение экологических задач.
Решение задач по определению численности и плотности отдельных популяций
Биоценоз и его устойчивость
Видовой состав биоценозов. Многочисленные и малочисленные виды, их роль в
сообществе. Основные средообразователи. Экологические ниши видов в биоценозах.
Особенности распределения видов в пространстве и их активность во времени. Условия
устойчивости природных сообществ. Последствия нарушения структуры природных
биоценозов. Принципы конструирования искусственных сообществ.
Лесной биоценоз и экологические ниши видов.
Экосистемы (14 ч)
Законы организации экосистем
Понятие экосистемы. Биоценоз как основа природной экосистемы. Масштабы
вещественно-энергетических связей между живой и косной частями экосистемы.
Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах.
Состав экосистем
Основные компоненты экосистем; запас биогенных элементов, продуценты, консументы,
редуценты. Последствия нарушения круговорота веществ и потока энергии.
Экологические правила создания и поддержания искусственных экосистем.
Законы биологической продуктивности
Цепи питания в экосистемах. Законы потока энергии по цепям питания. Первичная и
вторичная биологическая продукция. Экологические пирамиды. Масштабы
биологической продукции в экосистемах разного типа. Факторы, ограничивающие
биологическую продукцию. Пути увеличения биологической продуктивности Земли.
Решение экологических задач
Агроценозы и агроэкосистемы
Понятие агроценоза и агроэкосистемы. Экологические особенности агроценозов. Их
продуктивность. Пути управления продуктивностью агросообществ и поддержания
круговорота веществ в агроэкосистемах. Экологические способы повышения их устойчивости и биологического разнообразия.
Саморазвитие экосистем – сукцессии

Стабильные и нестабильные экосистемы. Круговорот веществ и причины, вызывающие
его нарушение. Понятие сукцессии.
Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов и
экосистем.
Обеднение разнообразия и его причины. Роль биологического разнообразия.
Биосфера как глобальная экосистема
В. И. Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни в преобразовании верхних
оболочек Земли. Состав атмосферы, вод, почвы. Горные породы как результат
деятельности живых организмов. Связывание и запасание космической энергии.
Глобальные круговороты веществ.
Устойчивость жизни на Земле в геологической истории. Условия стабильности и
продуктивности биосферы. Распределение биологической продукции на земном шаре.
Роль человеческого общества в использовании ресурсов и преобразовании биосферы.
Экология как научная основа природопользования.

11 класс
Социальная экология
(34 ч, 1 ч в неделю)
Раздел 1. Экологические связи человека (7ч)
Сравнение вида Человек разумный с другими биологическими видами.
Экосоциальные связи Человека разумного. Этапы развития экологических связей человека
и природы в процессе антропогенеза. Сравнение информационных связей человека и
других животных. Последствия глобальной информационной революции. Безопасные для
здоровья способы использования современных информационных технологий.
Возможности орудийной деятельности и использование различных источников энергии
для изменения среды обитания и ее экологической емкости. Пути разумного и
безопасного использования различных источников энергии. Причины возрастания
независимости человека от среды обитания. Процесс возникновения человеческой
культуры. Значение экологической и социальной составляющей современных
экосоциальных связей человечества. Основные причины роста и последствия
напряженности между обществом и природой.
Возможные пути дальнейшего развития взаимоотношений в системе «общество –
природа».
Демонстрации
Таблицы и модели, представляющие орудия труда различных видов гоминид из истории
развития вида Человек разумный.
Раздел 2.Экологическая демография (7ч)
Значение социальных факторов в ослаблении влияния на человечество природных
регуляторов численности. Меры по нейтрализации негативного влияния климата на
человека и на его возможности по освоению новых территорий с крайне
неблагоприятными условиями для жизни.
Последствия ослабления влияния на человечество природных регуляторов численности.
Последствия и меры предотвращения демографического взрыва человечества.
Принципиальные различия хода демографических процессов в разных регионах Земли.
Новейший этап мировой демографии – проявление признаков сокращения рождаемости
во всем мире. Разумное управление демографическими процессами по стабилизации
численности мирового населения.
Раздел 3. Экологические проблемы и их решения (20ч)
Основные принципы устойчивого развития человечества и природы.

Сравнение исчерпаемых и неисчерпаемых, возобновимых и невозобновимых ресурсов.
Понятие «экологический кризис». Причины и последствия глобального изменения
климата. Причины и последствия масштабных вырубок лесов, кислотных осадков,
разрушения озонового экрана. Анализ возможных путей уменьшения физического,
химического и биологического загрязнения среды.
Опасность отходов для окружающей среды в конкретных ситуациях. Значение
переработки отходов.
Взаимосвязь экологического и экономического вреда. Разумные потребности потребления
продуктов и использование товаров отдельными людьми, сообществами. Экологические
риски при добыче и использовании природных ресурсов. Последствия нерационального
использования энергоресурсов. Принципы рационального использования энергоресурсов.
Условия равновесия между использованием и восстановлением природных ресурсов,
между процессами нарушения и восстановления нормальной экологической обстановки.
Современные проблемы сохранения животного мира Земли и России. Причины
нетолерантного отношения к животным. Пути решения проблем биоразнообразия.
Характеристика отечественной и мировой системы особо охраняемых природных
территорий (ООПТ). Основные задачи национальных парков и заповедников. Понятие
«экологический мониторинг». Значение мониторинга состояния окружающей среды.
Варианты мониторинга состояния окружающей среды. Анализ различных ситуаций с
точки зрения наступления случая экологического правонарушения. Возможные пути
достижения устойчивого развития общества и природы в соответствии с современными
тенденциями и возможностями общества.
Демонстрации: Видеофильмы об охране живой природы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 52 2-19-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».