АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЩАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 7.1)

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1
Приложение 1 к ООП СОО ФК ГОС
МКОУ Мосальской средней
общеобразовательной школы №1,
утверждённой приказом № 136 от
30.08.2021

.

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ
ОБУЩАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 7.1)

1-А КЛАСС
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 ГОД

Составитель: Зайцева Ирина Александровна,
учитель начальных классов

1

Пояснительная записка
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР - обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством
создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и
культурного опыта.
Достижение поставленной цели при реализации АООП НОО
обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых
установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР,
индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её
индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с
обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного,
коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего
образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с
ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения
спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с
использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные
формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др.
соревнований;
• использование в образовательном процессе современных
образовательных технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной
самостоятельной работы;
• участие педагогических работников, обучающихся, их родителей
(законных представителей) и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования
2

внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).
Общая характеристика адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с ОВЗ МКОУ МСОШ № 1 (вариант 7.1.) разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы,
условиям ее реализации и результатам усвоения.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же
сроки обучения (1-4 классы).
АООП НОО представляет собой адаптированный вариант основной
образовательной программы начального общего образования (далее — ООП
НОО). Требования к структуре АООП НОО (в том числе соотношению
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений и их объему) и результатам ее освоения соответствуют
федеральному государственному стандарту начального общего образования
(далее — ФГОС НОО). Адаптация программы предполагает введение
программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в
освоении АООП НОО, требований к результатам освоения программы
коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО. Обязательными
условиями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР - психологопедагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя
начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной
работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его
особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
Определение варианта АООП НОО обучающегося с ЗПР МКОУ МСОШ № 1
осуществлялось на основе рекомендаций территориальной психолого-медикопедагогической комиссии (ТПМПК), сформулированных по результатам его
комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г.,
регистрационный № 15785) (ред. от 18.12.2012) (далее –ФГОС НОО).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом
развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без
создания специальных условий.
3

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу
группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать
органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной
системы, конституциональные факторы, хронические соматические
заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная
депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает
значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к
уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной
отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в
усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными
способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных
навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими
для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в
формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное
становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции.
Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной
моторики, зрительного восприятия и
пространственной ориентировки, умственной работоспособности и
эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только
от характера и степени выраженности первичного (как
Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ). Правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от
качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически
нормально развивающихся, испытывающих временные и
относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными
по структуре нарушениями когнитивной и аффективноповеденческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной
поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до
обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в
систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет
необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих
образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям
обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в
получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и
способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования,
сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация образовательных программ начального общего
4

образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией
этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой
нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и
рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК.
Общие ориентиры для рекомендации обучения по АООП НОО (вариант 7.1)
могут быть представлены следующим образом.
АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту
поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но
отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях
деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной
незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки
легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС),
выражающиеся в
повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением
умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и
эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у
обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные,
дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной
координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но
при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных
категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития,
определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в
структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления
об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют
выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ4, так и
специфические.
К общим потребностям относятся:
 получение специальной помощи средствами образования сразу же
после выявления первичного нарушения развития;
 выделение пропедевтического периода в образовании,
обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
 получение начального общего образования в условиях
образовательных организаций общего или специального типа, адекватного
образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие
ребенка с педагогами и соучениками;
 психологическое сопровождение, направленное на установление
5

взаимодействия семьи и образовательной организации;
 постепенное расширение образовательного пространства, выходящего
за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1),
характерны следующие специфические образовательные потребности:
 адаптация основной общеобразовательной программы начального
общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического
развития;
 обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния центральной
нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов
обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности,
пониженного общего тонуса и др.);
 комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого
лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию
поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной
на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование
осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,
умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы
("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого,
использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему
развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных
недостатков развития);
 учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей,
обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в
образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
 профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
 постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики
психофизического развития;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебнопознавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до
достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями
самостоятельно;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение
интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых
знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в
новые ситуации взаимодействия с действительностью;
 постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом
норм поведения;
6

 использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;
 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного
общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми),
формирование навыков социально одобряемого поведения;
 специальная психокоррекционная помощь, направленная на
формирование способности к самостоятельной организации собственной
деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения
запрашивать и использовать помощь взрослого;
 обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации
(сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования
социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Планируемые результаты освоения обучающимися
с задержкой психического развития адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
Самым общим результатом освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР
должно стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных
(жизненных) компетенций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО
дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой
психического развития программы коррекционной работы
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают
сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление
социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима
посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение
можно найти самому;
- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г.,
регистрационный № 15785) (ред. от 18.12.2012) (далее –ФГОС НОО).
- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения,
7

давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
- в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно
выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать
возникшую проблему.
 овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни, проявляющееся:
- в расширении представлений об устройстве домашней жизни,
разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения
окружающих в быту предметов и вещей;
- в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать
посильное участие;
- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных
обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя
ответственность в этой деятельности;
- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в
повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими
детьми;
- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в
случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела,
принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
- в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и
в школе.
 овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия, проявляющееся:
- в расширении знаний правил коммуникации;
- в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и
дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся
может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность,
сочувствие и т.д.;
- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
в освоении культурных форм выражения своих чувств.
 способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно-временной организации, проявляющаяся:
- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия
обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей,
расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения
опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности
8

окружающей предметной и природной среды;
- в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест
за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и
загородных достопримечательностей и других.
- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями
окружающего мира;
- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и
ходом собственной жизни в семье и в школе;
- в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада
собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать
новое, задавать вопросы;
- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании
собственной результативности;
- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и
путешествий;
- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так,
чтобы быть понятым другим человеком;
- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт
других людей;
- в способности взаимодействовать с другими людьми, уменииделиться
своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,
проявляющаяся:
- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми
разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со
знакомыми и незнакомыми людьми;
- в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно
использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и
общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом
собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от
нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство,
благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов,
выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и
ограничивать контакт;
- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть
благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно
ситуации социального контакта.
9

Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны
отражать:
- способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться
в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
- способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и
в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления,
умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать
вопросы;
- способность к наблюдательности, умение замечать новое;
- овладение эффективными способами учебно-познавательной и
предметно-практической деятельности;
- стремление к активности и самостоятельности в разных видах
предметно-практической деятельности;
- умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия;
определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех
этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах
деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;
- сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения
АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты;
- сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные
действия.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в
соответствии с его потенциальными возможностями и особыми
образовательными потребностями.
Система оценки достижения обучающимися
с задержкой психического развития планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются оценка
образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности
образовательной организаций и педагогических кадров.
Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы
образования в школе и в целом в образовании.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых
результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке
результатов образования, позволяющий вести оценку достижения
обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных,
метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО (кроме программы
коррекционной работы) осуществляется в соответствии с
10

требованиями ФГОС НОО. Оценка достижения обучающимся с ЗПР планируемых
результатов осуществляется при завершении каждого уровня образования, поскольку у
обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания
образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие
промежутки времени объективно невозможна.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей,
промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО в иных
формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой
(по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
 особую форму организации аттестации (в малой группе,
индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
 привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя,
наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем,
шаблонов общего хода выполнения заданий);
 присутствие в начале работы этапа общей организации
деятельности;
 адаптирование инструкции с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на
короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость)
выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при
необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в
медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
 при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более
крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение
формулировок задания по грамматическому и семантическому
оформлению и др.);
 при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей
(привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы,
напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и
разъяснение инструкции к заданию);
 увеличение времени на выполнение заданий;
 возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при
нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
 недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога,
создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
11

Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых
результатов освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения
обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы коррекционной
работы.
Оценка достижения обучающимися с задержкой психического
развития планируемых результатов освоения программы коррекционной работы
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО,
осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов
освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы
целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение
изменений психического и социального развития, индивидуальных
способностей и возможностей обучающихся с ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений
в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность
оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования
обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно
разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы
коррекционной работы.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов
освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие
положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих
успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений
развития.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых
процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность,
диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет
осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения
обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае
необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов
освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно
использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную
диагностику.
12

Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень
развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений
развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в
течение всего времени обучения обучающегося на начальном уровне образования. При
использовании данной формы мониторинга можно использовать экспресс-диагностику
интегративных показателей, состояние
которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или
неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся
с ЗПР в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной
работы. Данные эксперсс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы
для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной
программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив.
Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание
учебного года, окончание обучения на начальном уровне школьного образования),
выступает оценка достижений обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми
результатами освоения обучающимися
программы коррекционной работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и
финишной диагностики разрабатывает школа самостоятельно с учетом типологических и
индивидуальных
особенностей
обучающихся,
их
индивидуальных
особых
образовательных потребностей.
Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционной работы используется метод экспертной оценки, который представляет
собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы
специалистов (экспертов). Данная группа экспертов объединяет всех участников
образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с
обучающимися. Задачей такой экспертной группы является выработка общей оценки
достижений обучающегося в сфере социальной (жизненной) компетенции, которая
обязательно включает мнение семьи, близких ребенка.
Основой оценки продвижения ребенка в социальной (жизненной) компетенции служит
анализ изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и дома.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися программы коррекционной работы, учитывается мнение
родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной
динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об
ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на
жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно- познавательной
деятельности, но и повседневной жизни ребёнка.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах
освоения программы коррекционной работы обучающегося и в случае согласия родителей
(законных представителей) обучающийся напрваляется на расширенное психологомедико-педагогическое обследование для получения необходимой информации,
13

позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной
работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы не выносятся на итоговую оценку.
Содержательный раздел
Программа формирования универсальных учебных действий; программа отдельных
учебных предметов и курсов внеурочной деятельности; программа духовнонравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР; программа формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа внеурочной
деятельности соответствуют ФГОС НОО.
Структура АООП НОО предполагает введение программы коррекционной работы.
Направление и содержание программы коррекционной работы
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и
медицинских средств, направленных на преодоление и (или) ослабление недостатков в
физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ЗПР.
Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся
с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом
развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- создание адекватных условий для реализации особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
- осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медикопедагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (в
соответствии с рекомендациями ТПМПК);
- разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию
индивидуальных и групповых коррекционных занятий для обучающихся с ЗПР (Раздел III
ФГОС НОО) с учетом индивидуальных и типологических особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей;
- оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО и их
интеграции в образовательном учреждении;
- возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков,
адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и обучающимися,
формированию представлений об окружающем мире и
собственных возможностях;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР
консультативной и методической помощи по медицинским, социальным,
14

правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Цель коррекционной работы
Создание системы комплексного психолого-медико-педагогического
сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР,
позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе
осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в
образовательном процессе.
Задачи коррекционной работы
- определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
- повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО и
интегрировании в образовательный процесс;
- своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в
образовательно- воспитательном процессе; АООП НОО ОВЗ вариант 7.1.
- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитикосинтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических,
психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной психологомедико-педагогической коррекции;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР
консультативной и методической помощи по медицинским, социальным,
психологическим, правовым и другим вопросам.
Принципы коррекционной работы
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение сотрудников
школы, оказывающих каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его
индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционновоспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм,
методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем
протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ
коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных
потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств,
обеспечивающий взаимодействие всех специалистов в работе по комплексному решению
задач.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника
коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития
ребенка и успешность его интеграции в общество.
Основными разделами коррекционной работы являются:
- коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование
15

высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
- коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в
различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе,
ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования
обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее
основное содержание:
- Диагностическое.
- Коррекционно-развивающее.
- Консультативное.
- Информационно-просветительское.
Диагностическое направление обеспечивает выявление особенностей развития и
здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения
ими содержанием АООП НОО. В процессе диагностической работы используются
следующие формы и методы работы:
- сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование,
интервьюирование),
- психолого-педагогический эксперимент,
- наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
- беседы с учащимися, учителями и родителями,
- изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) проведение
непосредственно диагностического обследования.
Медицинское обследование с целью выявления особенностей физического здоровья:
- выявление состояния физического и психического здоровья;
- изучение медицинской документации: история развития ребенка;
- физическое состояние учащегося;
- изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.);
- нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы,
стереотипные и навязчивые движения; утомляемость; состояние анализаторов).
Диспансеризация: Комплексный осмотр учащихся врачами-специалистами.
Психологи проводят на данном направлении:
- комплексную диагностику в 1 классе, с целью определения уровня
сформированности адаптации к школе и выявления особых образовательных
потребностей обучающихся:
- развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении
содержанием образования и потенциальных возможностей по методикам
«Изучение переключения внимания», «Определение типа памяти», «Простые
аналогии», «Исключение лишнего»;
- развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей
обучающихся;
- мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении
АООП НОО проводится по всем классам в течение года (социометрия,
16

психологические акции, направленные на исследование эмоциональной
комфортности «Радуга чувств», «Цвет моего настроения»)»
- анализ результатов обследования с целью проектирования и корректировки
коррекционных мероприятий.
Социальный педагог определяет социальную ситуацию развития и условий семейного
воспитания обучающихся.
Логопеды проводят в классах с 1 по 4:
- диагностику состояния устной и письменной речи учащихся с
использованием нейропсихологических методов, при которой изучаются и
анализируются все стороны устной речи: сенсомоторный уровень речи,
лексико-грамматический строй речи, навыки языкового анализа и синтеза,
владение словарем, владение связной речью. На каждого ребёнка заполняют
речевые карты, определяют направления коррекционно-развивающей работы,
комплектуют группы учащихся на основании сходности нарушений речи, составляют
программы индивидуальной или групповой логопедической работы;
- мониторинг динамики развития речевых и неречевых психических функций в начале и в
конце учебного года;
- анализ результатов обследования с целью проектирования и корректировки
коррекционных мероприятий;
- ежегодно в сентябре, январе и мае проводится проверка сформированности
навыка чтения у всех обучающихся по следующим параметрам: скорость
чтения и понимание прочитанного. Итоговые результаты проверки
анализируются всеми специалистами и вырабатываются соответствующие
рекомендации.
Коррекционно-развивающее направление обеспечивает организацию
мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции
недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания
образования. В процессе коррекционно-развивающей работы используются
следующие формы и методы работы:
- занятия индивидуальные и групповые,
- игры, упражнения, этюды,
- психокоррекционные методики,
- беседы с учащимися,
- психогимнастика,
- социоигровые технологии,
- ИКТ –технологии,
- игра, труд, изобразительная, конструирование и др.
В рамках данного направления психологи составляют индивидуальные
программы психологического сопровождения обучающихся (совместно с
педагогами); осуществляют организацию и проведение индивидуальных и
групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений
развития обучающихся; проводят занятия со всеми обучающимися начальной школы по
развитию эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся и коррекцию их
поведения по программе Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я». Основная цель данной
17

программы - помочь младшим школьникам научиться понимать себя, правильно
взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти своё место в
школьной жизни.
Для обучающихся проводятся регулярные занятия по программе коррекции
психоэмоционального состояния, связанного с тревожностью и
неуверенностью. Задачами данной программы является обучение навыкам
общения, отработка новых форм поведения, создание условий для отреагирования чувств
у детей. Педагоги обеспечивают формирование в классе психологического климата,
комфортного для всех обучающихся. Это
достигается путём проведения совместных с родителями праздников,
педагогических мастерских, экскурсий; разработку оптимальных для развития
обучающихся с ЗПР групповых и индивидуальных коррекционных программ в
соответствии с их особыми образовательными потребностями.
Данные программы составляются на основе комплексной диагностики; проведение
индивидуальных и групповых занятий развивающей направленности, способствующих
восполнению у обучающихся имеющихся пробелов в усвоении учебной программы, чему
способствует создание ситуации успеха; проведение групповых занятий по коррекции
высших психических функций с использованием игровых и ИКТ технологий;
организацию внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных
интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие. Это активное участие в
соревнованиях и конкурсах, проводимых как среди коррекционных школ, так и среди
массовых на уровне муниципального округа, района, города, России.
Социальный педагог обеспечивает социальное сопровождение обучающегося в случае
неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах, помогая
родителям и педагогам.
Логопеды проводят групповые и индивидуальные занятия по программам формирования
устной и письменной речи, которые включают в себя развитие положительной мотивации
речевого общения, психологических предпосылок к обучению, коммуникативных умений
и навыков, адекватных ситуации речевой деятельности; развитие звуковой стороны речи,
фонематического восприятия, всех видов анализа и синтеза, грамматического строя языка,
формирование навыка чтения, развитие высших психических функций.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО
педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, оперативно
дополняют структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением
работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших
затруднений. Для этой цели собирается школьный психолого-медико-педагогический
консилиум (ПМПк). В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении,
обучающийся с ЗПР направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое
обследование, с целью выработки рекомендаций по егодальнейшему обучению.
Консультативное
направление
обеспечивает
непрерывность
специального
сопровождения обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО, консультирование
специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации
дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания,
коррекции, развития и социализации обучающихся с ЗПР. Сюда входит: психолого18

педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении,
поведении
и
межличностном
взаимодействии
конкретных
обучающихся;
консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и
обучения. Для этой цели специалистами службы сопровождения проводится
еженедельный приём родителей. Педагогам
школы даются консультации по мере необходимости.
Информационно-просветительское направление предполагает
осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по
вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса
обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, взаимодействия с педагогами и
сверстниками, их родителями (законными представителями) и др. Это
направление включает:
- проведение тематических выступлений на педагогических советах для
педагогов и на родительских собраниях для родителей по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей различных категорий
обучающихся;
- оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
-психологическое просвещение педагогов с целью повышения их
психологической компетентности проводится на заседаниях методических
объединений, при проведении мастер-классов, «круглых столов»;
- психологическое просвещение родителей с целью формирования у них
элементарной психолого-психологической компетентности.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
а) Организацию родительских собраний, бесед, конференций по темам:
-«Рекомендации для родителей первоклассников учащихся, испытывающих
трудности в обучении и воспитании»;
-«Развитие познавательных процессов»;
-«Как помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья в
приготовлении уроков»;
-«Рекомендации для родителей по формированию у детей с особыми
образовательными потребностями положительной мотивации обучения».
-«Взаимодействие между родителями и ребенком с проблемами в развитии,
проблемы такого взаимодействия».
-«Влияние ребенка с проблемами в развитии на отношения между родителями
и между другими членами семьи».
- «Особенности взаимодействия семьи с ребенком с особенностями в развитии и
социального окружения, возможные трудности».
б) Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по
разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных
категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:
- «Психологические особенности обучения и воспитания детей с особыми
возможностями обучения и развития»;
- «Организация процесса обучения и воспитания учащихся с особыми
19

образовательными потребностями в условиях школы»;
- «Использование здоровье-сберегающих технологий в работе с детьми с
ограниченными возможностями здоровья»;
- «Учет индивидуальных особенностей ребенка с проблемами в развитии в
процессе взаимодействия с ним: гиперактивность и импульсивность,
медлительность, демонстративность, агрессивность, тревожность»;
- «Психофизиологические трудности адаптации»;
- «Возрастные особенности психического развития ребёнка 8-9 лет»;
- «Какими мы пришли в 1 класс»;
- ««Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми»;
- «Чему мы научились»;
- «Особенности развития ребёнка»;
- «Особенности семейного воспитания»;
- «Что нужно знать и уметь ребенку, переходящему в среднее звено».
в) Наглядная агитация (оформление информационных стендов, буклетов):
«Развитие внимания и памяти», «Развиваем умные пальчики», «Советы
учителя-дефектолога», «Формирование произношения».
г) Психологическое просвещение родителей с целью формирования у них
элементарной психолого-педагогической компетентности:
- «Азбука взаимодействия родителя и ребёнка»;
- «Поощрение и наказание в семье»;
- «Безусловная любовь своего ребёнка»;
- «Влияние психоэмоционального состояния на процесс формирования
личности ребёнка»;
- «Мастер общения»;
- «Стресс в моей жизни»;
- «Управление психическим состоянием»;
- Преемственность с ДОУ для родителей будущих первоклассников через
организацию «Дней открытых дверей», конференций, круглых столов,
совместных родительских собраний.
Организационный раздел
Учебный план
Пояснительная записка к учебному плану,
реализующего адаптированные основные общеобразовательные
программы начального общего образования для детей
с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с задержкой
психического развития (ЗПР, вариант 7.1.)
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы
промежуточной аттестации обучающихся.
20

Предметные
области

Учебные

Классы

предметы
I

II

Всего

III

IV

Количество часов
Русский язык и
литературное
чтение
Иностранные
языки

Русский язык
Литературное
чтение
Английский
язык

Математика и
информатика

Математика

Обществознание и
естествознание
(Окружающий
мир)
Основы
религиозных
культур
и
светской этики

5

5

5

5

20

4

4

4

3

15

2

2

2

6

4

4

4

4

16

2

2

2

2

8

–

Информатика
Окружающий
мир
Основы
православной
культуры

_
1

1

Светская этика
Музыка

1

1

1

1

ИЗО

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая
культура

Физическая
культура
Модуль
шахматы

Искусство

3

3

3

4

3
12

Итого

21

21

21

21

84

Максимальная
допустимая нагрузка

21

23

23

23

90

Коррекционн 10
ые занятия с
психологом

10

10

10

40

Внеурочная
деятельность, включая
коррекционноразвивающую область
(коррекционные
занятия с психологом)

Календарный учебный график соответствует календарному учебному графику ООП НОО
школы.
21

Учебный план МКОУ МСОШ № 1 реализующий адаптированные
основные образовательные программы начального общего для детей с
ограниченными возможностями здоровья определяет общий объем учебной
нагрузки обучающихся, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Для обучения по адаптированным основным общеобразовательным
программам в МКОУ МСОШ № 1 создаются специальные условия для получения
образования указанными обучающимися. Образовательный процесс в классе для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) организуется в
соответствии с Положением об организации обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья в МКОУ МСОШ № 1. В связи со спецификой классов обучение
имеет коррекционно-развивающий характер. Индивидуально-групповые коррекционные
занятия дополняют коррекционно- развивающую работу. Занятия направлены на
преодоление некоторых специфических трудностей и недостатков, характерных для
обучающихся с ЗПР. Эти занятия способствуют более успешному продвижению в общем
развитии обучающихся, коррекции недостатков их психофизического развития, а также
ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях.
Коррекционная работа осуществляется непосредственно на уроках, а также во внеурочное
время.
Такая работа осуществляется на основе адаптированной образовательной программы или
программы коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной
программы общего образования. Содержание коррекционной работы для каждого
обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на
основе
рекомендаций
ТПМПК,
индивидуальной
программы
реабилитации.
Комплектование производится с учетом требований, установленных в приложении 1 к
СанПиН 2.4.2.3286-15.
Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных
задач:
- обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение
бесплатного образования;
- организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе
совершенствования образовательного процесса;
-создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации
индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ.
Обязательная часть учебного плана
По количественному и качественному составу образовательных областей
инвариантная часть учебного плана соответствует инвариантной части
базисного учебного плана. Учебный план МКОУ МСОШ № 1 для детей с ограниченными
возможностями здоровья (для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)
предусматривает 4-летний срок усвоения образовательных программ
22

начального общего образования в условиях 5-тидневной учебной недели.
Продолжительность учебного года для обучающихся 1-х классов
составляет 33 учебные недели.
Максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся составляет 1-х
классах – 21 час в неделю, во 2 классах -23 часа в неделю. Начало учебных
занятий - 08.30. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном
учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и
каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных
дней.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую
смену;
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый;
- в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый;
- январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый.
- в середине учебного дня организуется динамическая пауза
продолжительностью не менее 40 минут;
- обучение проводится без бального оценивания занятий обучающихся и
домашних заданий.
- в середине третьей четверти (в феврале) предусмотрены дополнительные
недельные каникулы.
- во 2- ых классах:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе в первую смену;
- продолжительность урока составляет 40минут.
Нулевые и сдвоенные уроки в начальной школе не проводятся. Начало
учебных занятий - 08.30.
Домашние задания, в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15, даются
обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:
- 1 классы – без домашних заданий в течение всего учебного года;
- 2 классы –1,5 часа
Режим уроков и перемен соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.328615: между первым и вторым уроками – 15 минут, между вторым и третьим
уроками – 20 минут, между третьим и четвёртым уроками – 20 минут, между
четвёртым и пятым – 15 минут.
Нулевые и сдвоенные уроки в начальной школе не проводятся.
С целью сохранения здоровья обучающихся в начале учебного дня проводится утренняя
зарядка, для профилактики зрения, нарушения осанки,
утомления на уроках, при обучении письму, чтению, математике проводятся
динамические паузы, физкультминутки, гимнастика для глаз.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего
образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к
23

общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующих
уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным
технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
-личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Обязательная часть учебного плана:
определяет перечень учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения, в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373);
отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение
важнейших целей современного начального общего образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующих
уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Обязательная часть учебного плана представлена следующими
образовательными областями: «Русский язык и литературное чтение»,
«Математика и информатика», «Обществознание и естествознание»,
«Искусство», «Технология», «Физическая культура».
Образовательная область «Русский язык и литературное чтение»
предусматривает изучение следующих предметов: «Русского языка» (1-4
классы), «Литературного чтения» (1-4 классы).
На изучение учебного предмета «Русский язык» в 1-2 классах отводится по 5 часов в
неделю (4ч.- обязательная часть учебного плана и 1ч.- часть, формируемая участниками
образовательных отношений).
Обучение русскому языку ведется по программам «Русский язык»,
авторы учебников: - В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Изучение русского языка начинается в
первом классе после периода обучения грамоте, во втором классе с начала учебного года.
Основная цель обучения русскому языку:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения,
осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения;
- формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной
речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека;
24

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоепических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Обучение литературному чтению – по программам «Литературное
чтение», авторы учебников: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. (1,2
кассы);
Предмет «Литературное чтение» изучается с учебной нагрузкой 4 часа в
неделю в 1 классах.
Основная цель изучения литературного чтения:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций_
- сохранение значимости чтения для личного развития; формирования
представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных
этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения
по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом требовании;
- понимании роли чтения, использование разных видов чтения
(ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
- достижение необходимого для образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения
вслух и про себя, элементарными интерпретациями, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Предметная область «Иностранный язык» представлена предметом
«Иностранный язык» («Английский язык»). Изучается предмет со 2 класса. На изучение
предмета «Английский язык» отводится по 2 часа учебной нагрузкой в неделю. Изучение
предмета обеспечено учебником «Английский язык» под редакцией Дж. Дули, М.
Поспелова, В.
Основные цели и задачи обучения английскому языку в начальной школе направлены на
формирование у обучающихся:
- приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с
носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и
потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
- освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для
25

овладения на элементарном уровне устной т письменной речью на иностранном языке,
расширение лингвистического кругозора;
- формированием дружелюбного отношения и толерантности к носителям
другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других
странах, с детским фольклором и доступными образцами детской
художественной литературы.
Образовательная область «Математика и информатика»
предусматривает изучение учебного предмета «Математика».
На изучение данного предмета в 1,2(ЗПР) классах отводится по 4 часа в
неделю. Изучение предмета обеспечено учебником М.И. Моро, М.А. Бантова, В.Г.
Бельтюкова.
Изучение предмета «Математика» способствует:
- формированию начальных представлений о математических
взаимоотношениях объектов окружающего мира, выраженных числом, формой, временем,
пространством и др. У младших школьников развивается логическое и символическое
мышление, математическая речь, пространственное воображение; формируются
интеллектуальные познавательные учебные действия, которые постепенно принимают
характер универсальных (сопоставление, классификация, рассуждение, доказательство и
др.);
- развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления,
воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной
грамотности.
Образовательная область «Обществознание и естествознание»
предусматривает изучение предмета «Окружающий мир», с нагрузкой 2 часа в неделю.
Изучение предмета обеспечено учебником А.А. Плешаков.
Изучение предмета способствует:
- формированию уважительного отношения к семье, населённому пункту,
региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной
жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в
нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
В качестве результата процесс обучения предполагает сформированность универсальных
учебных действий разного вида (интеллектуальных, коммуникативных, рефлексивных,
регулятивных.
В данной предметной области изучаются курс «Краеведение» и «Основы
безопасности жизнедеятельности», которые интегрируются с предметом
«Окружающий мир».
Главная цель интегрированного курса «Краеведение» - формирование у обучающихся
целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и
месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её
26

ценности, формирования у обучающихся личной ответственности за сохранность
природных богатств Югорского края.
Цель курса основы безопасности жизнедеятельности формирование
умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на
полученные знания. Обучающиеся учатся адекватному и безопасному
поведению в окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения
опасных ситуаций и способы их предупреждения. Такой подход позволяет
успешно формировать у детей сознательное отношение к личной безопасности и
безопасности окружающих, а также практические умения, необходимые для действий в
неблагоприятных и угрожающих жизни ситуациях.
Предметная область Искусство представлена предметами
«Изобразительное искусство» и «Музыка». На изучение данных предметов
отводится по 1 часа в неделю. Изучение предмета обеспечено учебником:
изобразительное искусство Л.А. Неменская, 4классы Л.Г. Савенкова, Е.А.
Ермолинская и др.;
- музыка - Е.Д. Критская.
Изучение предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка»
способствует:
- развитию способностей к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального
искусства, выражении. В творческих работах своего отношения к
окружающему мир.
Наряду с предметными универсальными действиями, необходимыми для осуществления
изобразительной и музыкальной деятельности, в процессе
изучения этих предметов формируются метапредметные универсальные
действия, среди которых особое место занимают сравнение и анализ,
классификация и оценка.
Предметная область «Технология» представлена предметом «Технология».
На изучение предмета отводится 1 час в неделю. Изучение предмета
обеспеченоучебником: Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
Основная цель изучения предмета технология:
- формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление
поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных
задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных
предметов, формирование первоначального опыта практической
преобразовательной деятельности.
Для удовлетворения биологической потребности в движении
независимо от возраста обучающихся проводится 3 урока физической культуры в неделю,
предусмотренные в объеме максимально допустимой недельной нагрузки, в
образовательной области «Физическая культура».
Основная цель изучения предмета «Физическая культура»:
- укрепление здоровья, содействие гармоническому, нравственному и
социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений
саморегуляции средствами физической культуры;
27

- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни.
Изучение предмета обеспечено учебником А.П. Матвеева Физическая
культура. В содержание обязательных для изучения в начальной школе предметов:
кружающий мир, технологию, изобразительное искусство, литературное чтение, музыку и
другие предметы, включены материалы
профориентационного информирования обучающихся.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания
образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического
коллектива и использовано на увеличение учебных часов: добавлен 1 час в
неделю на изучение учебного предмета «Русский язык» с целью более прочного освоения
первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка, развития
коммуникативно – речевой культуры, языковой рефлексии обучающихся и формирования
интереса к изучению языка.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР
осуществляют специалисты: логопед, педагог-психолог, социальный педагог,
педагог дополнительного образования.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с
Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Промежуточную
аттестацию в обязательном порядке проходят обучающиеся, осваивающие
основные общеобразовательные программы начального общего образования,
основного общего образования, среднего общего образования, в том числе
адаптированные, во всех формах обучения.
Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться в форме:
контрольной работы, контрольного диктанта с грамматическим заданием,
тестирования, диагностики темпа чтения и коэффициента понимания
прочитанного, проекта, творческой работы, сдачи нормативов (физическая
культура).
В соответствии с требованиями ФГОС НОО по формированию ИКТкомпетентности обучающихся начальных классов учебный план школы МБОУ«СШ №21»
предполагает проведение значительной части уроков с активным использованием
учителями и обучающимися персональных компьютеров, цифровых образовательных
ресурсов и информационных технологий.
Программно-методическое обеспечение учебного плана – достаточное,
кадровое обеспечение 100%. Учебные кабинеты начальной школы
оборудованы интерактивными досками, компьютерной техникой,
подключенной к локальной сети Интернет. Имеется медиатека, состоящая из
набора дисков по различным областям знаний (электронная детская
энциклопедия «Кирилл и Мефодий»), игры на развитие памяти и логики.
Для обучающихся и родителей (лиц их заменяющих) учебный план
28

является механизмом сохранения индивидуальности и обеспечения интересов растущего
человека, сохранения здоровья детей. Для педагогов учебный план- гарантия права на
самореализацию и индивидуальный стиль профессиональной деятельности.
Таким образом, учебный план, реализующий адаптированные основные
образовательные программы начального общего образования использует
методические наработки, разработанные учителями в своих рабочих
программах по учебным предметам по вопросам совершенствования
технологии обучения, управления качеством образовательного процесса,
поэтапного формирования предметных компетенций, обеспечения
преемственности на всех параллелях обучения, а также предоставления
обучающимся возможности проявить свои творческие способности,
инициативу, любознательность.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 52 2-19-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».