Адаптированная образовательная программа для обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1) (pdf.io)

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

Приложение 1 к ООП СОО ФК ГОС
МКОУ Мосальской средней общеобразовательной школы №1,
утверждённой приказом № 136 от 30.08.2021

Адаптированная образовательная программа для
обучающегося с нарушениями опорно-двигательного
аппарата (вариант 6.1)

Составитель: учитель начальных классов: Скачкова Юлия Иосифовна

г. Мосальск
2021г.

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Общие положения……………………………………………………………………... 3
II. Целевой раздел………………………………………………………………………... 3
1. Пояснительная записка……………………………………………………………….. 3
2. Планируемые результаты освоения обучающимся с нарушениями опорнодвигательного аппарата адаптированной образовательной программы начального
общего образования……………………………………………………………………... 4
3. Система оценки достижения обучающимся с нарушениями опорнодвигательного аппарата планируемых результатов освоения адаптированной
образовательной программы начального общего образования………………………. 6
III. Содержательный раздел…………………………………………………………….. 18
1. Программа коррекционной работы………………………………………………….. 19
IV. Организационный раздел…………………………………………………………… 26
1. Учебный план…………………………………………………………………………. 26
2. Система условий реализации адаптированной образовательной………………….. 26

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

Общие положения.
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) для обучающегося с
НОДА – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности его
психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
Проектирование АОП осуществлялось в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей
с НОДА на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования для обучающихся с НОДА (вариант 6.1.).
АОП для обучающегося с НОДА определяет содержание образования, ожидаемые
результаты и условия ее реализации.
II.
Целевой раздел
1. Пояснительная записка.
Вариант 6.1. адресован обучающемуся с НОДА, достигшим к моменту поступления
в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт
общения со здоровыми сверстниками.
Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с
образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он
полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы
может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники.
Осваивая основную образовательную Программу, требования к которой установлены
действующим ФГОС, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей,
промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. АОП (вариант
6.1.) для обучающегося с НОДА в условиях МКОУ МСОШ №1 реализуется обучением на
дому. и дистанционным обучением. Для обеспечения освоения обучающимся с НОДА
АОП предполагается реализация сетевой формы взаимодействия с использованием
ресурсов как образовательных, так и иных организаций, расположенных в в г. Мосальске.
Изменение варианта АОП, корректировка специальных образовательных условий для
обучающегося с НОДА осуществляется на основе рекомендаций ЦПМПК,
сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Среда и рабочее место обучающегося с НОДА специально организованы в
соответствии с особенностями ограничений его здоровья (отдельная парта, стул, согласно
росту, ПК со специальной клавиатурой, помощник).
Обязательной является систематическая специальная помощь – создание условий для
реализации особых образовательных потребностей. Основная образовательная Программа
(требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно поддерживается
Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции
ребенка и поддержку в освоении основной общеобразовательной Программы. Таким
образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой частью основной
образовательной программы, осваиваемой обучающимся с НОДА.
I.

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
Обучающийся с НОДА по варианту (6.1.): ребёнок с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, должен передвигаться
самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное
психическое развитие и разборчивую речь. Обучающийся нашей школы не способен
самостоятельно передвигаться, и поэтому обучается на дому, речь его разборчива и
понятна всем, но есть незначительные логопедические нарушения. Достаточное
интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в
себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная
незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и
практических вопросах жизни.



































Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также
спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения
учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования.
Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные
обучающемуся с НОДА:
 непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через
содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
 использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе
специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих
реализацию «обходных путей» обучения;
 индивидуализация обучения в большей степени, чем для нормально
развивающегося ребёнка;
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды.
Для этого обучающегося обучение в общеобразовательной школе возможно
приобеспечении специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным
рабочим местом (отдельная парта, передвижение по коридору на коляске, специальная
клавиатура для набора текстов). Для оказания помощи в различных видах деятельности
имеется помощник (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что
обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим,
психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.
2. Планируемые результаты освоения обучающимся с нарушениями опорнодвигательного аппарата АОП.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с
НОДА АОП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата программы коррекционной работы.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Медицинская коррекция и реабилитация»:
 Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде,
в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении
вакцинации.
 Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных
ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное рабочее

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1
























































место, специализированные клавиатуры компьютера, заменители традиционной
мышки, памперсы и др.).
 Умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться к
окружающей среде.
 Понимание ребёнком того, что попросить о помощи при проблемах в
жизнеобеспечении – это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно.
Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно
описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.
 Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять
учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия
решения в области жизнеобеспечения.
 Прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту. Представление об
устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные повседневные
дела, принимать посильное участие в них, адекватная оценка своих возможностей
для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни.
Сформированность умения брать на себя ответственность в этой деятельности.
 Представление об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в
пространстве школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в
расписаний занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные
дела, принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность. Прогресс
ребёнка в этом направлении.
 Стремление ребёнка активно участвовать в проектов,и других мероприятий дома и
в школе, прогресс в этом направлении.
2. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению: «Психологическая коррекция познавательных процессов»:
 Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать
новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым
исследовательскую деятельность.
 Умение
самостоятельно
конструировать
по
моделям,
использовать
пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного
обозначения пространственных отношений.
 Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной
модальности.
 Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия.
 Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию.
 Умение контролировать свои действия и вносить необходимые
коррективы. Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном
процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи.
3. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»:
 Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и
самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных
эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная
возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность.
 Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов
реагирования на отношение к нему окружающих.
 Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и
управлять ими.
 Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления
вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1





































4. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению: «Психологическая коррекция социально- психологических проявлений»:
 Уменьшение ореола исключительности психологических проблем.
 Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие
проблемы и цели.
 Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
 Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.
Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
5. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Коррекция нарушений речи»:
 Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию
(вербальную, невербальную) как средство достижения цели. - Формирование
слухового контроля за своим произношением и фонематическим анализом.
 Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне
фонации. Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.
 Автоматизация поставленных звуков.
 Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым
другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и
планами с другими людьми.
6. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»:
 Умение чтения разных слогов.
 Умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки.
 Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических
связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости.
 Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом
уровне. Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.
 Умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом
уровне. Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.

3.
Система оценки достижения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата планируемых результатов освоения АОП.
Система оценки личностных и метапредметных достижений обучающегося с НОДА
(вариант 6.1) соответствует системе оценки в ООП НОО.
Система оценки предметных результатов адаптирована для конкретного
обучающегося.
Для обучающегося с нарушением ОДА при выполнении полного объёма
письменных работ по всем предметам целесообразно увеличить время выполнения
работы, или сократить объём работы (если это возможно).
Русский язык
Письменные работы возможен набор текста на компьютере
2-4 классы
Контрольный диктант
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

Первое полугодие
25-30 слов
45-55 слов
65-75 слов

Второе полугодие
15-25 слов
35-45 слов
55-65слов
75-85 слов

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

Оценки:
«5» - ставится за работу, если нет орфографических
ошибок при наборе текста с
помощью клавиатуры. Может правильно оформить предложение (заглавная буква в
начале, точка в конце предложения).
«4» - ставится за работу, если допущены 1-2 орфографические ошибки
«3» - ставится за работу, если допущено 3-5 орфографических ошибки, нарушены правила
оформления предложения;
«2» - за работу, в которой допущено более 5 орфографических ошибок
Ошибки:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск,
перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен
программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3. Наличие ошибок на изученное правило по орфографии.
4. Существенное отступление от авторского текста при написании изложения,
искажающее смысл произведения.
5. Употребление слов в несвойственном значении (в изложении).
Недочеты.
1. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с
программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если
следующее предложение написано с большой буквы.
2. Отсутствие «красной строки».
3. Неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на
одно и тоже правило.
4. Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании
изложения.
Примечание: 2 исправления считаются за 1 ошибку.
Грамматическое задание
Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного диктанта и
контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов
работы.
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на
5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.

1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

Первое полугодие
30-35 слов
50-60 слов
65-75 слов

Второе полугодие
20-30 слов
40-50 слов
60-65 слов
75-90 слов

«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет ошибок и исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

«3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.
Словарный диктант
Первое полугодие
8-10 слов
10-12 слов
12-15 слов

1-й класс
2-й класс
3-й класс
4-й класс
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – 3–5 ошибок.

Второе полугодие
5-6 слов
10-12 слов
12-15 слов
15-18 слов

Тест
Оценки:
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» – верно выполнено 3/4 заданий.
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Работы творческого характера
К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по
картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы
носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляется и в
классный журнал не заносится.
В четвертом классе оценки за контрольные изложения (сочинения) выставляются
через дробную черту – за содержание и грамматику. За обучающие и контрольные
изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.

















Нормы оценки работ творческого характера.
За содержание:
 оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение
авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие
фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление.
 оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по
авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные
нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и
речевые неточности. Допустимо не более двух речевых недочетов в содержании и
построении текста;
 оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста
(изложение), отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены
отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении
двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не
более пяти недочетов речи в содержании и построении текста;
 оценкам «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от
авторского текста, большое количество неточностей фактического характера,
нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1







частями текста, бедность словаря. В целом в работе допущено более шести речевых
недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
За грамотность:
 оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
 оценка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки,
одно – два исправления;
 оценка «3»: три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно–
два исправления;
 оценка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных,
три-четыре исправления.
Литературное чтение
2-4 классы
Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого
учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям: беглость,
правильность, осознанность, выразительность.
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в
каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других
требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три
требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны.
В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно,
понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов,
ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка "5" - знает стихотворение наизусть, читает его выразительно, без подсказок.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов,
самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении допускает перестановку и замену слов,
пропуск слов и строк, самостоятельно не может исправить допущенные ошибки.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит
текст. Выразительное чтение стихотворения Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова.
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

Оценка "3" - допущены ошибки по двум
требованиям Оценка "2" -допущены ошибки по
трем требованиям Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно,
не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос,
умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка "4" допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет
последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка
"2" - не может передать содержание прочитанного.
Тест
Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий
Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий
Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий
Математика
2-4 классы
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели:
правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
– неправильный ответ на поставленный вопрос;
– неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи
учителя;
– при правильном выполнении задания не умение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
– неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
– при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и
проиллюстрировать его;
– неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
– медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной
особенностью школьника;
– неправильное произношение математических терминов.
Контрольный устный счет:
«5» – без ошибок.
«4» – 1–2 ошибки.
«3» – 3–4 ошибки.
Оценка письменных работ
Работа, состоящая из примеров:
«5» – без ошибок.
«4» –1 грубая и 1–2 негрубые ошибки.
«3» – 2–3 грубые и 1–2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2» – 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач:
«5» – без ошибок.
«4» – 1–2 негрубых ошибки.
«3» – 1 грубая и 3–4 негрубые ошибки.
«2» – 2 и более грубых ошибки.

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

Грубые ошибки:
1.Вычислительные ошибки в примерах и задачах.
2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий,
лишние действия).
4. Не решенная до конца задача или пример
5. Невыполненное задание.
Негрубые ошибки:
1.Нерациональный прием вычислений.
2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
3. Неверно сформулированный ответ задачи.
4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
5. Недоведение до конца преобразований.







































Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида)
Оценка "5" ставится:
 вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка "4" ставится:
 допущены 1-2вычислительные
ошибки.Оценка "3" ставится:
 допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех
остальных заданий
или
 допущены 3-4 вычислительные ошибки.
Оценка "2" ставится:
 допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная
ошибкаили
 при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.

Комбинированная работа (2 задачи и примеры)
Оценка "5" ставится:
 вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка "4" ставится:
 допущены 1-2 вычислительные
ошибки.Оценка "3" ставится:
 допущены ошибки в ходе решения одной из задач
или допущены 3-4 вычислительные ошибки.
Оценка "2" ставится:
 допущены ошибки в ходе решения 2-ух задач или
 допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки.

Математический диктант
Оценка "5" ставится:
 вся работа выполнена безошибочно и нет
исправлений. Оценка "4" ставится:
 не выполнена 1/5 часть примеров от их общего
числа. Оценка "3" ставится:
 не выполнена 1/4 часть примеров от их общего
числа. Оценка "2" ставится:
 выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

Тест
Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий
Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий
Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не
снижается.
Окружающий мир
Устный ответ
При проверке знаний, умений и навыков учитываются: понимание содержания статьи при
пересказе и воспроизведении на слух; логичность построения ответа; знание
терминологии (по изучаемой теме); практическое применение полученных знаний и
умений.
"5" - выставляется, если учебный материал излагается полно, логично и последовательно.
"4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
"3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются
отдельные нарушения в логике изложения материала.
"2" - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения
учебного материала.
Тест


 Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных
заданий Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных
заданий  Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных
заданий
 Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий
ИЗО
Критерии оценивания практических работ
Отметка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в
разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все
объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом
использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной
задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа
выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической
последовательности, качественно и творчески.
Отметка «4» — уровень выполнения требований хороший, но допущены
незначительные ошибки в разработке композиции, есть нарушения в передаче пропорций
и размеров; обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно
исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время,
самостоятельно.
Отметка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный;
допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет
знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом
применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но
допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением
технологической последовательности;
Отметка «2» — ученик не знает основных элементов процесса рисования, не умеет
пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными
фактическими знаниями, умениями и навыками, определенными в образовательном
стандарте.

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

Устный ответ:
Отметка «5» — учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить
его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами,
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» — учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает
незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами,
правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «3» — учащийся не усвоил существенную часть учебного материала,
допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется
подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы
учителя.
Отметка «2» — учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может
изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может
ответить на дополнительные вопросы учителя.
Тест
Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий
Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий
Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий
Музыка
Устный ответ
"5" - выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют
ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести примеры из дополнительной
литературы.
"4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
"3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются
отдельные нарушения в логике изложения материала.
"2" - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения
учебного материала.
Слушание музыки
«5»:дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания
музыкального
произведения,
средств
музыкальной
выразительности,
ответ
самостоятельный.
«4»:ответ правильный, но неполный : дана характеристика содержания музыкального
произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами
учителя.
«3»:ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты
недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя. «2»:ответ
обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Хоровое пение
«5»:-знание мелодической линии и текста песни;
 чистое интонирование и ритмически точное
исполнение; выразительное исполнение.
«4»:-знание мелодической линии и текста песни;
 в основном чистое интонирование, ритмически

правильное; пение недостаточно выразительное.
«3»:-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
 неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические
неточности;

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

 пение невыразительное.
«2»:-исполнение неуверенное, фальшивое.
Технология
Учитывая уровень физического развития ученика на уроках технологии
оценивается только теоретическая часть материала и изделия, изготовленные из
пластичного материала для лепки (пластилин, глина, пластика, тесто и др.)
Критерии оценивания практических работ по технологии
Оценка «5»
1. тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
2. задание выполнено качественно, без нарушения соответствующей технологии;
3. правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась
работа;
4. полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
1. допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации
рабочего места;
2. задание выполнено с небольшими отклонениями (в пределах нормы) от
соответствующей технологии изготовления;
3. в основном правильно выполняются приемы труда;
4. работа выполнялась самостоятельно;
5. норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
6. полностью соблюдались правила техники
безопасности. Оценка «3»
1. имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
2. задание выполнено с серьезными замечаниями по соответствующей технологии
изготовления;
3. отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
4. самостоятельность в работе была низкой;
5. норма времени недовыполнена на 15-20 %;
6. не полностью соблюдались правила техники
безопасности. Оценка «2»
1. имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации
рабочего места;
2. неправильно выполнялись многие приемы труда;
3. самостоятельность в работе почти отсутствовала;
4. норма времени недовыполнена на 20-30 %;
5. не соблюдались многие правила техники безопасности.







Нормы оценок теоретических знаний
При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно
применять и произносить термины.
«5»:- полностью усвоил учебный материал;
 умеет изложить его своими словами;
 самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
 правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4»:- в основном усвоил учебный материал;
 допускает незначительные ошибки при его изложении своими
словами; подтверждает ответ конкретными примерами;
 правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

«3»:- не усвоил существенную часть учебного материала;
 допускает значительные ошибки при его изложении своими

словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
 слабо отвечает на дополнительные
вопросы.«2»:- не усвоил учебный материал;
 не может изложить его своими словами;
 не может подтвердить ответ конкретными примерами;
 не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Физическая культура
С учетом индивидуальных особенностей ребенка, специфики его уровень
подготовленности учащегося по учебному предмету «Физическая культура» оценивается
на основании теоретических знаний разделов программы..
По теоретическим знаниям.
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний,
аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания
применительно к конкретным случаям.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует понимание
сущности материала, логично его излагает. Выполняет все теоретические задания учителя.
Оказывает посильную помощь в судействе школьных соревнований между классами или
организации классных спортивных мероприятий. Владеет необходимыми теоретическими
знаниями в области физической культуры.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и
незначительные ошибки теоретических знаний в области физической культуры.
Оказывает помощь в судействе школьных соревнований между классами или организации
классных спортивных мероприятий.
Оценка «3» ставится за ответ, в котором отсутствует логическая
последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения
использовать знания в своем опыте.
Частично выполняет все теоретические задания учителя, не в совершенстве
овладел необходимыми теоретическими знаниями в области физической культуры.
Оценка «2» ставится, если материал полностью не усвоен.
Английский язык
3 класс
Критерии оценивания устной монологической речи
Объем высказывания: не менее 8 предложений;
Параметры
оценивания
1.

Решение
Коммуникати
-ной задачи

Отметка
Отлично – «5»

Хорошо – «4»

Удовлетвори
тельно – «3»
Высказывание
Высказывание
Высказывание
построено в
построено в
построено в
соответствии с соответствии с соответствии с
коммуникативно коммуникатив- коммуникативно
задачей, й задачей, но
й
задачей, ной
раскрывая все раскрывая все раскрывает не
аспекты,
аспекты,
все
аспекты,
в указанные
указанные
в указанные
в

Плохо – «2»
Коммуникативная задача не
выполнена.
Раскрыт лишь
один
аспект,
указанный
в
задании.

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

задании
Присутствует

задании
Присутствует

2.

Логичность
высказывания

3.

Лексическая и
грамматическ
ая
грамотность

Лексика
употреблена
адекватно.
Лексикограмматически
е
ошибки
практически
отсутствуют

Лексика
употреблена
адекватно.
Учащийся
допускает
лексические
и/или
грамматически
е ошибки,
в
сумме не более
4, которые не
препятствуют
пониманию его
речи

4.

Фонетическая
сторона речи

Речь учащегося
понятна:
многие
звуки
произносятся
правильно.

Речь учащегося
понятна.
Многие звуки
произносятся
правильно, но
имеются
недочеты.

задании
Присутствует
не
всегда.
Имеются
повторы
Лексика
употреблена
адекватно,
но
используются
1-2
грамматически
е структуры.
Учащийся
допускает
лексические
и/или
грамматически
е ошибки, в
сумме не более
7, которые не
затрудняют
понимание его
речи
Речь учащегося
в
целом
понятна.
Учащийся
часто
допускает
фонематически
е
ошибки,
звуки в потоке
речи
произносятся в
основном
правильно.

Объем
Соответствует Соответствует Ниже нормы
высказывания норме
норме
Критерии оценивания устной диалогической речи
Объем высказывания: не менее четырёх реплик на собеседника;
5.

Параметры
оценивания
1.

Решение
коммуникати
вной
задачи

Отметка
Отлично – «5»

Хорошо – «4»

Удовлетвори
тельно – «3»
Коммуникатив Коммуникатив Высказывание
задача построено
ная
задача ная
в
решена,
решена,
соответствии с
раскрыты
раскрыты все
коммуникативн
почти
все ой задачей, но
аспекты
аспекты
обсуждены
в
беседе
лишь

Отсутствует

Учащийся
допускает
многочисленны
е лексические и
грамматически
е
ошибки,
которые
затрудняют
понимание

Речь
плохо
воспринимаетс
я на слух из-за
большого
количества
фонематически
х ошибок

Ниже нормы

Плохо – «2»
Коммуникатив
ная
задача не
выполнена.

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

некоторые,
единичные
аспекты
2. Умения
Учащийся не
Присутствуют
Присутствуют Учащийся
речевого
может
испытывает
взаимодейств
затруднения в поддержать
ия
беседу
поддержании
беседы
3. Лексическая и Лексика
Лексика
Речь
плохо
Лексика
грамматическ употреблена
употреблена
воспринимаетс
употреблена
ая
адекватно.
я на слух из-за
адекватно.
адекватно.
грамотность
ошибки
Учащийся
большого
Учащийся
практически
допускает
количества
допускает
отсутствуют
лексические
фонетических
лексические
и/или
и
и/или
грамматически грамматически фонематически
в х ошибок
е
ошибки, в е ошибки,
сумме не более сумме не более
которые
2, которые не 3,
затрудняют
препятствуют
пониманию его понимание
речи
4. Фонетическая Речь учащегося Речь учащегося Речь учащегося Речь
плохо
сторона речи
понятна:
понятна.
в
целом воспринимаетс
отсутствуют
Учащийся
не понятна и
не я на слух из-за
фонематически допускает
затрудняет
большого
е
ошибки, фонематически общение.
количества
практически
х
ошибки, Учащийся
фонетических
все звуки в
практически
допускает
и
потоке
речи все
фонематически
звуки в отдельные
произносятся
х ошибок
потоке
речи фонетические
правильно.
и
произносятся
правильно.
фонематически
е
ошибки,
которые
не
препятствуют
пониманию
5. Объем
Ниже нормы
Соответствует Соответствует Ниже нормы
высказывания норме
норме
Техника чтения вслух 25-30 слов;
Отлично – «5»:
Ученик продемонстрировал чтение в достаточном темпе с правильным соблюдением
ритмико-интонационного рисунка.
Ошибки, искажающие смысл и понимание слов, были незначительны (1-2).
Хорошо – «4»:
Ученик в целом продемонстрировал чтение в достаточном темпе с соблюдением
правильного ритмико-интонационного рисунка.
Были допущены ошибки (не более 4), не искажающие смысл и понимание слов.
Удовлетворительно – «3»:
Ученик продемонстрировал чтение в очень замедленном темпе, испытывая трудность в
соблюдении правильного ритмико-интонационного рисунка. Он допустил значительное

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

количество ошибок (5-8), среди которых встречались и такие, которые нарушали смысл и
понимание слов.
Неудовлетворительно – «2»:
Ученик не смог самостоятельно прочитать предложенный отрывок текста. Чтение текста
производилось только при посторонней помощи.
При попытке чтения допускались многочисленные ошибки (свыше 8), нарушающие
смысл и понимание слов.
Чтение
«5» - обучающийся полностью понял содержание прочитанного иноязычного текста в
объеме, предусмотренном заданием.
«4» - обучающийся понял содержание прочитанного иноязычного текста за исключением
деталей и частностей, не влияющих на понимание этого текста.
«3» - обучающийся понял главную идею прочитанного иноязычного текста.
«2» - обучающийся не понял содержание прочитанного иноязычного текста в объеме,
предусмотренном заданием.
Аудирование
«5» - обучающийся полностью понял содержание иноязычной речи. «4» - обучающийся
понял содержание иноязычной речи, за исключением отдельных подробностей, не
влияющих на понимание содержания услышанного в целом. «3» - учащийся понял только
основной смысл иноязычной речи.
«2» - обучающийся не понял смысл иноязычной речи.
Тест
Отлично – «5»: правильное выполнение 90-100% заданий.
Хорошо – «4»: правильное выполнение75-89% заданий.
Удовлетворительно – «3»: правильное выполнение 50-74% заданий.
Неудовлетворительно – «2»: правильное выполнение менее 50% заданий
Словарный диктант 6-7 слов
Критерии оценивания диктанта
Отметка
Вид
Отлично
– Хорошо – «4»
Удовлетвори
Плохо – «2»
диктанта
«5»
тельно – «3»
1 Словарный
Все
слова Допущены
Допущены
Допущены
диктант
записаны
лексические
и лексические
и многочисленные
верно
орфографически орфографически лексические и
е ошибки,
в е ошибки,
в орфографически
сумме не более 2 сумме не более 3 е ошибки
III. Содержательный раздел
Программа формирования универсальных учебных действий, программа
отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, программа духовнонравственного развития, воспитания обучающихся с НОДА (вариант 6.1), программа
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни,
программа внеурочной деятельности соответствуют ФГОС НОО.

1. Программа коррекционной работы.
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования, забота о психологической
безопасности, здоровье обучающихся, создание комфортной образовательной среды,
обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1










привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего
общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, гарантирующей
охрану и укрепление их физического, психологического и социального здоровья,
комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам, становится
обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и
учителя, показателем достижения ими современного качества образования. Особую роль в
проектировании и организации образовательной среды, оценке содержания и результатов
образовательного процесса приобретает целостная система психолого-педагогического
сопровождения.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования
обучающегося с ОВЗ.
Программа позволяет реализовывать личностно-ориентированный подход через
психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению
учащимися с ОВЗ стандарта образования. Данная программа позволяет оказать помощь
родителям (законным представителям), учителям в вопросах обучения и воспитания детей
с особыми образовательными потребностями, а также способствует созданию условий для
сохранения и укрепления психического здоровья обучающихся, родителей, педагогов.
Программа может уточняться и корректироваться.
Данная программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в
физическом и (или) психическом развитии обучающихся с НОДА и оказание помощи
детям этой категории в освоении программы общего образования.
Программа психолого-педагогического сопровождения обеспечивает:
 выявление особых образовательных потребностей обучающихся с
НОДА, обусловленных недостатками в их физическом и (или)
психическом развитии;
 осуществлении индивидуальныо ориентированнй психолого-медико–
педагогической помощи обучающимся данной категории с учетом
особенностей психофизического развития и их индивидуальных
возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии);
 возможность освоения обучающимися программы общего образования и
их интеграции в образовательном учреждении, обществе.
Цели и задачи
Цель программы
Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями Стандарта
направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с НОДА в освоении
программы общего образования в рамках АООП НОО, коррекцию недостатков в
физическом и (или ) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию;
помощи педагогам и родителям (законным представителям) в процессе обучения и
воспитания данной категории детей. Она предусматривает создание специальных условий
обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности
обучающихся с НОДА посредством индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса.



Задачи программы
 своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными
ограниченными возможностями здоровья;
 определять особые образовательные потребностей обучающихся с НОДА;
 определение особенности организации образовательного процесса для
рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1


































особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и
степенью его выраженности;
создавать
условий,
способствующих
обучающимся
с
НОДА
общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном
учреждении;
осуществление
индивидуально-ориентированной
психолого-медикопедагогической помощи детям с учѐтом особенностей психического и (или)
физического развития, индивидуальных возможностей детей (в
соответствии
с
рекомендациями
психолого–медико-педагогической
комиссии);
разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация
индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным
нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые
поддержкой специалиста образовательного учреждения;
обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным
образовательным программам и получения дополнительных коррекционных
услуг;
реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с
НОДА;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей по педагогическим, социальным и другим
вопросам;оказание консультативной и методической помощи учителям.


Принципы формирования программы
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
1.
Соблюдение интересов ребенка.
Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать
проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
2.
Осведомленное согласие родителей (законных представителей).
Принцип обеспечивает осуществление коррекционной деятельности на
основании согласия родителей (законных представителей) и предполагает
разъяснительную работу по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса детей с ограниченными возможностями
здоровья.
3.
Системность.
Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, то есть
системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений
детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний
многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие
и согласованность их действий в решении проблем ребѐнка; участие в
данном процессе всех участников образовательного процесса.
4.
Непрерывность.
Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям)
непрерывность помощи решения проблемы.
5.

6.

Вариативность.
Принцип предполагает создание вариативных условий для получения
образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или)
психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи.

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством
прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными
возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования,
образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей,
включая
обязательное
согласование
с
родителями
(законными
представителями) вопроса о направлении (переводе) детей в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направление и содержание работы
Программа коррекционной работы с НОДА включает в себя взаимосвязанные
направления, отражающие её основное содержание:
1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление особенностей
развития и здоровья обучающихся с НОДА с целью создания благоприятных условий для
овладения ими.









Проведение диагностической работы включает:
 изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях
обучающихся с НОДА, представленных в заключении психолого-медикопедагогической комиссии;
 комплексный сбор сведений об обучающихся с НОДА на основании
диагностической информации от специалистов различного профиля;
 установление этиологии, механизма, структуры дефекта у обучающихся с
НОДА;
 изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
обучающихся с НОДА;
 анализ, обобщение диагностических данных для определения цели, задач,
содержания, методов коррекционной помощи обучающимся с НОДА.
2.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий,
способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в
психофизическом развитии и освоении ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
системное и разносторонне развитие и коррекцию;
совершенствование коммуникативной деятельности;
развитие и коррекцию дефицитарных функций (сенсорных, моторных,
психических) у обучающихся с НОДА;
развитие познавательной деятельности, высших психических функций (что
возможно только лишь в процессе развития речи);
формирование или коррекцию нарушений развития личности, эмоциональноволевой сферы с целью максимальной социальной адаптации обучающегося с
НОДА.
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения обучающихся с НОДА, консультирование педагогов, работающих с
детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психологопедагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации
обучающихся с НОДА.

Консультативная работа включает:
 выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным
направлениям работы с обучающимися с НОДА для всех участников
образовательного процесса;

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1



















 к онсультирование специалистами педагогов по выбору дифференцированных
индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимися;
 консультированную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и
приемов коррекционно-развивающего обучения учащегося с НОДА.
4. Информационно-просветительская работа направлена на осуществление
разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам,
связанным с обенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с
НОДА, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными
представителями) и др.
Информационно-просветительская работа включает:
 различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания,
лекции, беседы, использование информационных средств), направленные на
разъяснение участникам образовательного процесса и обучающимся, их
родителям (законным представителям), вопросов, связанных с особенностями
образовательного процесса и сопровождения обучающихся с НОДА;
 проведение
тематического
обсуждения индивидуально-типологических
особенностей обучающихся с НОДА с участниками образовательного процесса,
родителями (законными представителями) обучающегося.
Коррекционно-развивающие занятия:
Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с НОДА предусматривают
индивидуальные занятия по коррекции и развитию когнитивных функций.
Структура программы:
Предположительная частота проведения – 1 раз в неделю по 1 занятию.
Продолжительность занятий 45 минут, зависит индивидуальных особенностей ребенка.
Программа рассчитана на 1 год работы с ребенком.
Занятия строятся так, чтобы на каждом из них было 2 -3 серьезных упражнения или
игры. И несколько упражнений, цель которых – обеспечение психологического включения
в виде ритуала (в начале занятия); формирование основных двигательных навыков и
развитие мелкой моторики рук (в середине занятия); и расслабления в виде ритуала (в
конце занятия)
Структура занятия:
Вступительная - разминка. Этот этап обеспечивает психологическое включение
ребенка в деятельность. Представляет собой «ритуал» приветствия, что будем делать и
некоторых других элементов, по желанию педагога.
Основная часть. Этот этап занимает наибольшее время занятия, включает в себя
игры и упражнения, направленные на коррекцию и развитие высших психических
функций, основных двигательных навыков и мелкой моторики рук.
Заключительная часть - разрядка. Этап носит эмоционально положительную
окраску для закрепления желания заниматься с педагогом. Проводится в виде отчета, чем
занимались и поощрение педагогом результатов достигнутых ребенком.
Примерное распределение времени на этапы занятия:
 вступительная часть – 2-5
минут;
основная часть – 15-20
минут;
 заключительная часть – 2-5 минут.
Поощрения. В качестве поощрения используются аплодисменты, поглаживания по
голове, сопровождающие успешное выполнение упражнения. Так же могут
использоваться «смайлики». За каждое выполненное выдается «смайлик», в конце занятия
ведется подсчет заработанных «смайликов».

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

Этапы реализации программы:
Данная программа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их
адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих
факторов.
1.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая
деятельность). Результатом данного этапа является учет особенностей развития детей,
определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка
образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического
обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
2.
Этап планирования, организации, координации (организационноисполнительская деятельность).
Результатом работы является особым образом организованный образовательный
процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально
созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой
категории детей.
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды
(контрольно-диагностическая деятельность).
Результатом является констатация созданных условий и выработанных
коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным
потребностям ребенка.
4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).



















Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный
процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья,
корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.
Механизм реализации программы:
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является
оптимально выстроенное взаимодействие педагогов и специалистов, обеспечивающее
системное сопровождение обучающихся с НОДА в образовательном процессе. Такое
взаимодействие включает:
 комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставление ему
квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
 много аспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;
 составление комплексных индивидуальных программ общего развития и
коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, эмоционально- волевой и
личностной сфер ребенка.
Одним из механизмов реализации психолого -педагогического сопровождения
следует обозначить социальное партнерство, которое предполагает профессиональное
взаимодействие с внешними ресурсами (организациями различных ведомств,
общественными организациями и другими институтами). Социальное партнерство
включает:
 сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по
вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации,
здоровье сбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
 общественными организациями родителей детей с
ОВЗ;
сотрудничество с родительской
общественностью.
Планируемые результаты:
В ходе реализации предложенной программы ожидаются следующие результаты:

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1
























































 создание системы комплексной помощи обучающимся с НОДА в освоении
программы общего образования, коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию;
 создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления
психического здоровья педагогов, формирования навыков
регуляциипсихоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального
выгорания в педагогической деятельности.
На каждого ученика заполняется и ведется в течение всего времени обучения
индивидуальная психолого-педагогическая карта, в которой фиксируются психологопедагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и
психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.
Планируемые результаты освоения программы коррекционной работы отражают
сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений
обучающихся с НОДА в различных средах.
Ожидаемые результаты по направлению: «Психологическая коррекция
познавательных процессов»:
 развитие у ребенка любознательности, наблюдательности, способности
замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым
исследовательскую деятельность;
 умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать
пространственные и метрические признаки предметов, использование
словесного обозначения пространственных отношений;
 увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и
осязательной модальности;
 умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия;
 умение планировать свою деятельность по времени и содержанию;
 умение контролировать свои действия и вносить необходимые
коррективы;
умение обратиться к взрослым при затруднениях в
учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи.
Ожидаемые результаты по направлению: «Психологическая коррекция
эмоциональных нарушений»:
 смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и
самостоятельности,
устранение
вторичных
личностных
реакций,
обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность,
повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная
отгороженность;
 смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и
самостоятельности,
устранение
вторичных
личностных
реакций,
обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность,
повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная
отгороженность;
 умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования
и управлять ими;
 практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков
управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.
Ожидаемые результаты по направлению: «Психологическая коррекция социальнопсихологических проявлений»:
 уменьшение ореола исключительности психологических проблем;
 модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка,
способов реагирования на отношение к нему окружающих;

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1
































 умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
 умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и
т.д.;
 Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с НОДА в соответствии с его
потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы
специального сопровождения обучающихся с НОДА. Варьироваться могут содержание,
организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что
способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей
обучающихся с НОДА.
Условия реализации программы:
Программа коррекционной работы предусматривает создание в образовательной
организации специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, включающих:
Психолого-педагогическое обеспечение, в том числе:
 обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных
нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной
помощи) в соответствии с рекомендациями психолого - медико педагогической комиссии;
 обеспечение
психолого-педагогических
условий
(коррекционная
направленность учебно-воспитательной деятельности; учёт индивидуальных
особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального
режима; использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных,компьютерных,
для
оптимизации
образовательной
деятельности, повышения ее эффективности, доступности);
 обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности
нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в
проведении
воспитательных,
культурно-развлекательных,
спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
Программно-методическое обеспечение:
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть
использованы коррекционно-развивающие программы, (Башмаков, М. И. Индивидуальная
программа [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:/ps.1september.ru/2006/04/8.htm.
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями
развития : программно-методические материалы [Текст] / под. ред. И. М. Бгажноковой.-М.:
Владос, 2007. – 239с.)
диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для
осуществления
профессиональной
деятельности
учителя,
педагога-психолога,
социального педагога, учителя логопеда, учителя дефектолога и др.(Методика изучения
уровня внимания предложена П.Я.Гальпериным и С.Л.Кабылицкой, Тест Дж. Равена
"Прогрессивные матрицы Равена" и другие.)
Кадровое обеспечение:
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является
кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться педагогомпсихологом имеющим специализированное образование.
Педагогические работники образовательной организации должны иметь чёткое
представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ОВЗ,
о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

Материально-техническое обеспечение:
Материально-техническое обеспечение заключается в обеспечении надлежащей
материально-технической базы, позволяющей создать адаптивную и коррекционноразвивающую среду образовательной организации в том числе надлежащие материальнотехнические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа
детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения
образовательной организации и организацию их пребывания и обучения в организации
(включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные
места)отсутствуют, в связи реконструкцией здания школы.
Информационное обеспечение:
Необходимым
условием
реализации
программы
является
создание
информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной
формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием
современных информационно-коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ОВЗ,
родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к
информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и
рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий,
мультимедийных материалов, аудио и видеоматериалов.
IV. Организационный раздел
1. Учебный план
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют
ФГОС НОО.
2. Система условий реализации АОП
Кадровые условия
№
Специальность по диплому, наличие
ФИО
Название
п\п
курсов ПК
учебного
заведения и год
его окончания
1.

2.

3
4

Скачкова
Юлия
Иосифовна

Галактионова
Г.П.

ГБПОУ КО
«Кировский
индустриальнопедагогический
колледж» им.
А. П. Чурилина

Учитель начальных классов

Социальный педагог

Мавлютова
Анастасия
Артуровна

Педагог-психолог

Степанова
Светлана
Юрьевна

Учитель английского языка

МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №1

Финансовые условия
В соответствии с конституционными правами детей с ОВЗ на образование
предусмотрено «подушевое» финансирование, размер которого сохраняется вне
зависимости от выбранного уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции
ребёнка в общеобразовательную среду.
Финансово-экономическое обеспечение образования лиц с ОВЗ опирается на п.2
ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Материально-технические условия
Материально-технические условия школы не в полной мере обеспечивают
возможность для беспрепятственного доступа обучающегося с НОДА ко всем объектам
инфраструктуры образовательной организации. В помещении школы ребёнок может
передвигаться беспрепятственно на коляске, при этом помощь в передвижении к
кабинету, санузлу при необходимости может оказать любой работник школы. Вход на
крыльцо здания оборудован пандусом, но дверные проемы имеют пороги, поэтому
обязанности по оказанию помощи ребёнку с НОДА при входе и выходе из здания
возложены на помощника, технический персонал и дежурного учителя, а так же любого
работника школы, который окажется рядом с обучающимся.
Материально-технические условия реализации адаптированной образовательной
программы начального общего образования обеспечивают возможность достижения
обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования детей с НОДА, а также
соблюдение:
 санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (централизованное
водоснабжение, канализация, освещение и воздушно-тепловой режим
соответствуют нормам САНПИНа);
 санитарно-бытовых условий (гардероб и санузел находятся в шаговой доступности от
кабинета);
 пожарной и электробезопасности (в помещении школы установлена пожарная
сигнализация);
 требований охраны труда (мебель в кабинете соответствует возрастным
особенностям).
Обучающийся обеспечен в полном объёме учебниками.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 52 2-19-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».