Шумова адаптированная основная обще образовательная программа НОО ДЛЯ Щербакова ТНР 5.1.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Мосальская средняя
общеобразовательная школа №1
Приложение 1 к ООП СОО ФК ГОС
МКОУ Мосальской средней
общеобразовательной школы №1,
утверждённой приказом № 136 от
30.08.2021

.

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ
ОБУЩАЮЩИХСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
(ВАРИАНТ 5.1)

3-А КЛАСС
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 ГОД

Составитель: Шумова Ольга Владимировна, учитель начальных классов
первой квалификационной категории

Пояснительная записка.
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования.
Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те
же сроки обучения.
Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим
или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности
дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV
уровней речевого развития различного генеза(например, при минимальных
дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех
компонентов языка, для обучающихся с нарушениями чтения и письма.
Адаптация АООП НОО предполагает введение четко ориентированных на
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР
коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися
программы коррекционной работы. Обязательными условиями реализации АООП НОО
обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающихся,
согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР.
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи
наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного
языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается
незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков,
отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность
произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах:
признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к
дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка,
что негативно влияет на овладение звуковым анализом.
Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования
фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении
звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением
формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например,только
звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова).
Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим
количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются
остаточными явлениями
недоразвития
лексико-грамматических
и
фонетикофонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается
выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова
проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне
отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность,

выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи,
смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности
дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем
незакончившегося процесса фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи.
Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова,
обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела.
Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно
передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене
слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности
передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри
лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и
антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических
словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в
речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее
частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся
преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных
аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки
однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, чтовпоследствии
сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно
ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении
грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными
предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии. Лексикограмматические средства языка у обучающихся сформированные одинаково. С одной
стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят
непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при
сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер
ошибок, особенно в самостоятельной речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи,
характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на
второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов
при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При
рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с
элементами творчества используются, в основном, простые мало информативные
предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные
нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических
ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен
недостаточной сформированностью базовых высших психических функций,
обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР.

К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с
ТНР относятся:
– выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со
специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе
обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;
– организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением
перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и
школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное
преодоление отклонений речевого и личностного развития;
– получение начального общего образования в условиях образовательных организаций
общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям
обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;
– обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого
как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и
специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической
работы;
– создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических
функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на
основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми
нарушениями и коррекции этих нарушений;
– координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в
процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;
– получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или
минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей
нервной деятельности, соматического здоровья;
– возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении
содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости
коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
– гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения
содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и
использования соответствующих методик и технологий;
– индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для
разных категорий обучающихся с ТНР;
– постоянный
(пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития
речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
– применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе
специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных
средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на
речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
– возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских
показаний;
– профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем
максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных
контактов, обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные

стратегии и тактики;
– психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в
коррекционно-развивающую работу с ребенком, организация партнерских отношений с
родителями.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с
ТНР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО
дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы должны
соответствовать требованиями ФГОС НОО, которые дополняются группой специальных
требований.
Требования к результатам коррекционной работы по преодолению
нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма:
– отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и
неправильное произнесение звука;
– умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую
структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;
– правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование
интонационных средств выразительной четкой речи;
– умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса;
– умение правильно осуществлять членение речевого
потока посредством
пауз, логического
ударения, интонационной интенсивности;
– минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в
произношении звуки, близкие по артикуляторно - акустическим признакам);
– умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне
предложения и слова;
– практическое владение основными закономерностями грамматического и
лексического строя речи;
– сформированность лексической системности;
– умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как
продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями;
– овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их
использование; владение связной речью, соответствующей законам логики,
грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию;
– сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и
письмом; сформированность
психофизиологического, психологического,
лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом;
– владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми
компонентами чтения и письма);
– позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка
– понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого
общения.
Требования к результатам овладения социальной компетенцией должны отражать:

– развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении:
– умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде,
физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации;
написать при необходимости SMS-сообщение;
– умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать
возникшую проблему;
– выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей;
– умение принимать решения в области жизнеобеспечения;
– владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей
проблемы;
– овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:
прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе;
– представления об устройстве домашней и школьной жизни;
– умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять
речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций;
– умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела;
– умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в
общей коллективной деятельности;
– умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
– стремление ребенка участвовать в подготовке и проведении праздника;
– владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и
проведении праздника;
овладение навыками коммуникации:
– умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
– умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие;
– умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации;
– умение получать информацию от собеседника и уточнять ее;
– прогресс в развитии информативной функции речи;
– умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в
соответствии с коммуникативной установкой;
– позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию
разнообразного арсенала средств коммуникации,вариативных речевых
конструкций;
– готовность слушать собеседника и вести диалог;
– умение излагать свое мнение и аргументировать его;
– умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных
ситуациях;
– прогресс в развитии коммуникативной функции речи;
дифференциацию и осмысление картины мира:
– адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения опасности
(безопасности) для себя и окружающих;
– способность прогнозировать последствия своих поступков;
– понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и

умение действовать в соответствии с их значением;
– осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своегоместа
в нем;
– умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни,
внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на
основе наблюдений и практического экспериментирования;
– умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной
жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;
– наличие активного взаимодействие с миром, понимание собственной
результативности;
– прогресс в развитии познавательной функции речи;
дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения,
принятых ценностей и социальных ролей:
– знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса(с
близкими в семье, учителями и учениками в школе,незнакомыми людьми в транспорте
и т.д.);
– наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных
социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса;
– представления о вариативности социальных отношений;
– готовность к участию в различных видах социального взаимодействия;
– овладение средствами межличностного взаимодействия;
– умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные
ритуалы;
– умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных отношений;
– прогресс в развитии регулятивной функции речи.
Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными
потребностями обучающихся.
Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи
планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения
АООП НОО соответствует ФГОС НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения АООП НОО должна позволять вести оценку предметных, метапредметных и
личностных результатов, в том числе итоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших
АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися сТНР
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы в поддержке освоения
АООП НОО, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся, успешность в развитии различных видов деятельности.
Оценка достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы.
Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы является достижение уровня речевого развития,

оптимального для обучающегося при реализации вариативных форм логопедического
воздействия (подгрупповые, индивидуальные логопедические занятия) с сохранением
базового объема знаний и умений в области общеобразовательной подготовки.
В качестве метода оценки результатов, помимо указанных в ООП НОО Школы,
может использоваться метод экспертной оценки (заключения специалистов ПМПК) на
основе мнений группы специалистов ПМПК, работающих с ребенком.
Результаты достижений обучающихся с ТНР в овладении АОП являются значимыми
для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к
осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей, обучающихся с ТНР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического
и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания АОП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных
организациях.
Система контрольно-измерительных материалов
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП предполагает
комплексный подход к оценке результатов образования.
Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться, т.
е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность
обучающегося с ТНР к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая
организацию этого процесса.
Для оценки уровня сформированности планируемых результатов используется текущая
успеваемость и промежуточная аттестация.
Обязательные формы и методы контроля (четверть, год)
• письменная проверочная/контрольная работа
• диктант/ списывание
• тестирование
• изложение/ творческая работа
• зачет
Дополнительной формой контроля является анализ динамики текущей успеваемости,
оценка результативности коррекционной работы для каждого учащегося, обучающегося по
адаптированной образовательной программе.

Контроль уровня достижения планируемых результатов проходит в следующих
условиях:
–

работа выполняется в привычной обстановке (присутствие своего учителя, наличие
привычных для обучающихся опор: наглядных схем, шаблонов общего хода
выполнения заданий):
– присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
– адаптирование инструкции:
• упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
• упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые
единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
• в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими
смысловыми акцентами;
– при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей
(одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания,
концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости
самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
– увеличение времени на выполнение заданий;
– возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении
ребенка проявлений утомления, истощения.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
Текущим контролем успеваемости являются повседневные отметки и отметки за четверть.
Промежуточной аттестацией является итоговая отметка за год. Оценка достижения
планируемых результатов промежуточной аттестации «удовлетворительно» (зачѐт), если
обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий;
«отлично» - свыше 65%.
Отметка за словарный диктант (оценивается строже контрольного диктанта):
«5» - нет ошибок;
«4» - 1-2 ошибки или 1 исправление;
«3» - 3 ошибки и 1 исправление;
Отметка за диктант:
«5» - 2 исправления или 2 негрубые ошибки; работа написана аккуратно
«4» - не более 2 орфографических, 3 пунктационных и 3 логопедических ошибок; работа
выполнена аккуратно, но допущены исправления
«3» 3-5 орфографических, 4 пунктационных и 4 логопедических ошибки или
орфографических и 4 логопедических ошибки; допущены исправления
«2» более 8 орфографических ошибок, 8 логопедических ошибок; допущены исправления.

При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться следующими
нормами оценок:
«5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает
осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при
выполнении;
«4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои
знания в ходе разбора слов и предложений и правил выполнил не менее ¾ заданий;
«3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из изученного
материала, в работе правильно выполнил не менее ½ заданий;
«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с
большинством грамматических заданий.
Речевые (логопедические) ошибки, обусловленные недоразвитием речи:
1. Фонематические ошибки:
б-п, г-к, д-т, д-л-н, б-м (артикуляционные);
ц-с, ц-т, т-г, ч-щ (аффрикаты и компоненты, входящие в их состав).
2. Ошибки анализа и синтеза:
• пропуски согласных при их стечении;
• пропуски гласных;
• добавление гласных;
• перестановка букв.
3. Диспраксии (кинетические ошибки):
• потеря мелких элементов букв (ш-и, т-п, м-л, ц-и, щ-ш);
• потеря соединения (мл, ми,ао).
4. Ошибки в замене букв по оптическому сходству:
(б-д, в-д, ш-и, ш-т).
Негрубые ошибки по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
• исключения из правил,
• повторение одной и той же буквы,
• недописанное слово,
• перенос слов,

• единичный пропуск буквы на конце слова,
• дважды написанное слово в одном и том же предложении
За одну ошибку в диктанте считаются:
• 2 исправления,
• 2 пунктуационные ошибки,
• повторение ошибок в одном и том же слове
За ошибку в диктанте не считается:
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения
написано с заглавной буквы,
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла
Негрубые ошибки по МАТЕМАТИКЕ:
• замена знаков, не влияющая на логику выполнения задания;
• единичное отсутствие наименований;
• отсутствие пояснений в задаче, неполный ответ;
• незначительные расхождения при измерении;
• замена цифр с последующим верным решением задания;
• отсутствие проверки в уравнениях
Недочеты:
• неправильное списывание данных;
• ошибки в записи математических терминов;
• отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа
Негрубые ошибки по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ:
• не более двух неправильных ударений;
• отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении
вслух;
• осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
• неточности при формулировке основной мысли произведения;
• нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительности
при передаче характера персонажа.

Программа формирования УУД.
АООП НОО обучающихся с ТНР (планируемые результаты) соответствует ООП
НОО Школы.
Рабочие программы по предметам: математика, информатика, окружающий мир, технология,
изобразительное искусство, внеурочной деятельности соответствуют ООП НОО Школы.
Рабочие программы по учебным предметам русский язык и литературное чтение учитывают
особые образовательные потребности обучающихся с ТНР посредством индивидуализации и
дифференциации образовательной деятельности.
Программа коррекционной работы.
Программа коррекционной работы направлена на осуществление специальной поддержки
(сопровождения) освоения АООП НОО (вариант 5.1) обучающимися с ТНР.
В целях удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР
программа коррекционной работы расширяется за счет включения индивидуальноориентированного коррекционно-логопедического воздействия, сквозными
направлениями которого выступают:
– работа по преодолению нарушений фонетического компонента речевой
функциональной системы;
– фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического
строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и
письма, по развитию коммуникативных навыков.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного
процесса, при изучении предметов учебного плана и на логопедических занятиях,
проводимых на базе организованных при общеобразовательных организациях
логопедических пунктах, где осуществляется коррекция нарушений устной речи,
профилактика и коррекция нарушений чтения и письма, препятствующих
полноценному усвоению программы по всем предметным областям, работа по
формированию полноценной речи мыслительной деятельности.
Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебнообразовательного процесса:
• через содержание и организацию образовательной деятельности
(индивидуальный и дифференцированный подход, развитие сознательного использования
языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации
полноценных социальных контактов с окружающими; обеспечение обучающемуся
успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения
к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному
обучению);
• в рамках внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей
области в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий
(по оказанию коррекционной помощи в овладении базовым содержанием обучения,
коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и
письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным
областям);
• в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения

обучающихся.
Планируемые результаты Программы коррекционной работы.
1.
Положительная динамика в освоении обучающимися базового уровня
содержания образования - достижение личностных, метапредметных. предметных
результатов АООП НОО.
2.
Максимально возможная коррекция недостатков физического и/или
психического развития.
3.
Социальная адаптация обучающихся.
Учебный предмет «Русский язык»

Коррекционная направленность.
- повысить уровень речевого и общепсихического развития детей;
- закрепить практические навыки правильного использования языковых средств в речевой
деятельности, в диалогической и монологической речи;
- сформировать у детей фонематические, лексические, морфологические, синтаксические
обобщения, а в дальнейшем и осознание некоторых правил русского языка на уроках
литературного чтения, развития речи, логопедических занятиях, грамматики и правописания;
- вырабатывать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения и аккуратного,
разборчивого, грамотного письма;
- обеспечивать профилактику и коррекцию дислексий, дисграфий и дизорфографий у
школьников с ТНР, а также коррекцию нарушений устной речи.
Курс включает систему понятий, относящихся:
- к фонетике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков в
слове; звуковой, звукослоговой анализ слова;
- графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками речи и буквами, их обозначающими);
- слову (морфемный состав слова; лексическое богатство языка, прямое и переносное значение
слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико-грамматические
признаки);
- предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении; словосочетание как распространенное слово; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонации; распространенные и нераспространенные предложения;
предложения простые и сложные; предложение и текст).
Основной языковой единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются
другие единицы языка.
Основной принцип организации образовательного процесса в коррекционных
классах – принцип коррекционной направленности – предполагает активное воздействие
на сенсорное, умственное и речевое развитие детей.

Цель коррекционных занятий :
1. повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов
предшествующего развития и образования;
2. индивидуальная работа по формированию недостаточно усвоенных учебных
умений и навыков;
3. коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная
подготовка к восприятию учебного материала.
Содержание индивидуальных и групповых занятий направлено на развитие и коррекцию
определённых функций, процессов, навыков. Занятия также обеспечивают развитие
коммуникативной компетенции учащихся.
Коррекционные занятия проводятся по мере выявления индивидуальных пробелов в развитии
и обучении.
При изучении школьников учитываются следующие показатели:
- физическое состояние и развитие ребёнка
- особенности и уровень развития познавательной сферы
-отношение к учебной деятельности, учебной мотивации
-особенности эмоционально-волевой сферы
-особенности освоения образовательных программ.
Основные направления работы:
1. развитие памяти и произвольного внимания ;
2. коррекция развития познавательных процессов (зрительного анализа, мыслительной

деятельности, умения сравнивать);
3. формирование когнитивного компонента навыка письма и чтения;
4. коррекция нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы;
5. развитие речи и расширение представлений об окружающем мире;
6. формирование процессов самоконтроля и саморегуляции;
7. коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Планируемый результат:
- обогащение словаря и расширение кругозора детей.
- формирование когнитивного компонента навыков чтения и письма (формирование
пространственных представлений, преодоление недостатков в развитии процессов
звукобуквенного анализа и синтеза и фонетико- фонематического восприятия).
- коррекция и развитие познавательных процессов (произвольного внимания, мышления,
восприятия).
- развитие речи детей и расширение их кругозора.
- формирование процессов самоконтроля и саморегуляции.

- коррекция пробелов знаний.
Учебный предмет «Литературное чтение»
Коррекционные задачи.
Каждый этап коррекционной работы по устранению ТНР решает ряд специфических задач:
-формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
- развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить
начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои
действия
-формирование и развитие фонематических процессов;
-уточнение и расширение лексического запаса;
-формирование и развитие грамматического строя речи;
-формирование полноценной связной устной и письменной речи.
Данная программа предполагает дифференцированную помощь для обучающихся с
ТНР:
- инструкция учителя для освоения работы с книгами,
-переконструирование содержания учебного материала с ориентацией на зону ближайшего
развития ученика,
- опора на жизненный опыт ребёнка,
- использование наглядных, дидактических материалов,
- итог выступления учащихся обсуждают по алгоритму-сличения, сильный ученик
самостоятельно отвечает на итоговые вопросы, слабым даётся опорная схема-алгоритм,
-реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных индивидуальных форм
преподнесения заданий,
- использование более широкой наглядности и словесной конкретизации общих положений
большим количеством наглядных примеров и упражнений, дидактических материалов,
- использование при преобразовании извлеченной информации из учебника и дополнительных
источников знаний опорной карты- сличения, опорной схемы алгоритма,
- использование перфокарт индивидуального содержания,
- при ответе на итоговые вопросы использование опорной схемы-алгоритмы, наглядные,
дидактические материалы
Рабочая
программа позволяет достичь планируемые (личностные, метапредметные и
предметные) результаты.
Коррекционно-развивающие цели:
1.Максимальное внимание к формированию фонематического восприятия, звукового анализа и
синтеза.
2.Уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения
непосредственных впечатлений и представлений через художественные произведения.
3.Развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст (связно
выражать свои мысли, точно и разнообразно
употреблять слова, говорить внятно и
выразительно).
4.Формирование навыков учебной работы.
5.Углублять читательский опыт детей.
6.Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».
Учебный предмет «Математика».
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению
математическими знаниями и навыками. Математическое развитие младшего школьника —

формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаковосимволического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение
строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные
суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.)
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их
измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций;
- формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа
с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в - познании
окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления
использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс
математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления, речи у младших
школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных
умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений,
необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин
для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества
мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной
жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме
описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание
значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к
учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих
нестандартный, занимательный характер.
Коррекционно- развивающие задачи:
- дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические
представления;
- использовать процесс обучения математики для повышения общего развития учащихся и
коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

- воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость,
любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять
контроль и самоконтроль.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности школьников.
Учебный предмет «Окружающий мир »
Программа обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитии речи на
основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту
обучающегося.
Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, развивающие,
коррекционные и воспитательные задачи. В процессе ознакомления с миром природы и
общества у ребѐнка развивается наблюдательность, интеллектуальная активность, умение
подмечать сходство и различие в наблюдаемом, умение рассуждать, формируются навыки
общения.
Характерными особенностями содержания программы «Окружающий мир» являются:
•

наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков
и способов деятельности;
• возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами
начальной школы.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностноокрашенного образа окружающего мира, как дома своего собственного и общего для всех
людей, для всего живого.
Формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость,
ответственность. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия
для развития у учащегося познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих
способностей, формирования учебной деятельности.
Система изучения окружающего мира способствует развитию данных познавательных
процессов, у ребѐнка с ТНР формируется диалоговая речь.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществляется на основе следующих
ведущих идей: идея многообразия мира, идея экологической целостности мира, идея уважения
к миру. Многообразие, как форма существования мира, ярко проявляет себя и в природной, и в
социальной сферах. На основе интеграции естественно - научных, географических,
исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая
многообразие природы и культуры.
Экологическая целостность мира - важнейший для нас аспект фундаментальной идеи
целостности, также последовательно реализуемой в курсе. В частности, рассматривается
значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и
отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Уважение к миру - это предлагаемая и
применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанная на познании
самоценности сущего, на включение в нравственную сферу отношения не только к другим

людям, но и к природе, к рукотворному миру. Отбор учебного материала в программе
осуществлен с целью создания условий для познания и понимания учащимся предметов и
явлений близких их жизненному опыту окружающей действительности, для формирования
умений обсудить и рассказать о них. Изучение программного материала позволит каждому
ученику понять свое место в окружающем мире (в системе человек — природа — общество);
осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, связи и
отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительности.
Уроки окружающего мира должны развить у ребѐнка способности:
- вести непосредственные наблюдения за отдельными предметами и явлениями окружающего
мира;
- задавать вопросы и давать ответы на вопросы о проведённых наблюдениях;
- проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных
признаков;
- рассказывать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определённому
плану;
- делать выводы и умозаключения на основе обсуждения под руководством взрослого
наблюдаемых событий, явлений, предметов;
- составлять высказывания из четырех- или пятисловных предложений, уметь планировать и
вести устно рассказ-повествование, рассказ-отчет, рассказ-описание;
- усвоить навыки правильного поведения и общения со сверстниками и взрослыми из
ближайшего окружения.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход,
обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются
разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих
единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и
общественной жизни, выполняют практические работы и опыты.
Учебный предмет «Изобразительное искусство»
- знание учителем особенностей детей с ТНР
- воспитание умения готовить к уроку рабочее место
- экономичное и аккуратное использование материалов для работы
- воспитание у учащихся привычки предварительно обдумывать задание, не приступать сразу к
исполнительским операциям
- подробный анализ образца изделия с проговаривание действий
- постепенное усложнение учебного материала
- основы по технике безопасности при изготовлении различных изделий

-использование на уроках тренировочных упражнений для развития мелкой моторики рук выбор учителем вопросов, которые ставятся перед учениками при анализе и исполнительском
этапе работы над изделием
- похвала и постоянная поддержка со стороны учителя на уроке во время выполнения работы
- осуществление межпредметных связей с другими предметами школьной программы
(математикой, окружающим миром, изобразительным искусством).
Учебный предмет «Технология»
–
–
–

–

развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на
основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и
системой ценности ребенка;
гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в
процессе реализации проекта;
формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной
деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со
своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения
(договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности
выбранного способа и т. д.); формирование мотивации успеха и достижений, творческой
самореализации,
интереса
к
предметно-преобразующей,
художественноконструкторской деятельности;
развитие речевой культуры и правильности произношения.

Оказание помощи ребёнку на уроке.
ЭТАПЫ УРОКА
1. В процессе
контроля за
подготовленностью
учащихся
2. При изложении
нового материала

3. В ходе
самостоятельной
работы

4. При организации
самостоятельной
работы вне класса

ВИДЫ ПОМОЩИ В УЧЕНИИ
Создание атмосферы доброжелательности при опросе.
При опросе разрешать дольше готовиться у доски.
Давать примерный план опроса.
Разрешать при ответе пользоваться ОК, пособиями, схемами.
Поощрять первые же успехи при опроса.
Более часто обращаться к слабоуспевающим с вопросами,
выясняющими степень понимания ими учебного материала.
Привлечение их в качестве помощников при показе опытов,
наглядных пособий. Чаще вовлекать их в беседу в ходе
проблемного обучения.
Разделять сложные задания для таких учеников на
определенные дозы, этапы и пр.
Внимательно наблюдать за их деятельностью, отмечая
положительные моменты в их работе, активизируя их усилия.
Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе этих
детей и акцентировать на них внимание всех учащихся,
чтобы предупредить их повторение другими школьниками.
Подбирать специально систему упражнений, наиболее полно
вскрывающих сущность изучаемого, а не механически
увеличивать число однотипных упражнений.
Подробно объяснять порядок выполнения задания,
предупреждая возможные затруднения в работе.
Давать карточки с инструкциями по выполнению заданий.
Давать задания по повторению материала, который
потребуется при усвоении новой темы.
Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях.

Учебный план АООП НОО.

Учебный план АООП НОО вариант 5.1 (обязательные предметные области
учебного плана и учебные предметы) соответствуют ООП НОО школы. Учебный план
включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область.
Учебные
Предметные
области

Классы

предметы
I

II

Всего
III

IV

Количество часов
Русский язык и
литературное
чтение
Иностранные
языки
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий
мир)
Основы
религиозных
культур и
светской этики

Русский язык
Литературное
чтение
Английский
язык

5

4

5

4

18

4

4

3

3

14

2

2

2

6

Математика

4

4

4

4

16

1

1

1

3

2

2

2

8

–

Информатика
Окружающий
мир
Основы
православной
культуры

2
_

1

1

Светская этика
Музыка

1

1

1

1

ИЗО

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая
культура

Физическая
культура
Модуль
шахматы

Искусство

Итого
Часть, формируемая
участниками
образовательных
отношений

2

2

4

2

3

12
1

21

23

1
23

1
22

Коррекционно –
развивающая область
(коррекционные
занятия и ритмика):
Психолог, логопед

Предельно
допустимая
аудиторная
учебная
нагрузка при 521
дневной
учебной неделе
Психолог
1
Логопед
2

Внеурочная
деятельность

1

23

23

23

1
2

1
2

1
2

1

1

1

90

Календарный учебный график.
Календарный учебный график соответствуют календарному учебному графику
ООН НОО школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 52 2-19-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».