Тема урока: «Былина как древний жанр русского песенного фольклора. Былина о Добрыне Никитиче. Былина о Садко и Морском царе». Цель урока: Знакомство с жанром песенного фольклора – былиной. Задачи урока: 1. Формировать общие понятия о былине как части русского фольклора. 2. Разучить «Былину о Добрыне Никитиче». 3. Продолжить работу над вокальными умениями детей. Музыкальный материал: «Былина о Добрыне Никитиче», «Земля русская». Новые понятия: Былина, певцы-сказители, гусли. Проблема урока: Была ли в древности музыка? Прогнозируемые результаты: Иметь представление о жанре былина. Расширение кругозора детей. Дополнительный материал: презентация, видео материалы. На первом уроке третьей четверти начинается работа по разделу Учебника «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Развороты «Настрою гусли на старинный лад» и «Былина о Садко и Морском царе» знакомят учащихся с таки жанром русского песенного фольклора как былина. Ход урока. 1. Организационный момент. В стародавние времена складывал народ песни, которые назывались (былины). Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется (гусли). 2. Работа с презентацией. о чем рассказывают былины? кто исполнял былины в древности? почему исполнителей былин называли певцами-сказителями? Как сказывают былины? Прочитай выразительно начало «Былины о Добрыне Никитиче». выдели в тексте былины слова, на которых, по-твоему, могут звучать переборы струн гуслей. Напевая слова былины, исполни аккомпанемент на воображаемых гуслях. Какие подвиги Добрыни Никитича вам известны? Один из подвигов изображен на картине русского художника Константина Васильева «Бой Добрыни со Змеем». на каких известных картинах русских художников запечатлены образы русских богатырей (в том числе – Добрыни Никитича)? о каких ратных подвигах русских богатырей вы узнали из былин? Еще один герой русских былин. Чтобы узнать о ком идет речь, разгадайте ребус. (слайд) Что вы знаете о Садко? Ответить на этот вопрос поможет картина Константина Васильева «Садко и Морской царь» Прочитай сказку (переложение с былины) здесь http://vseskazki.su/narodnyeskazki/russkie-narodnie-skazki/sadko-chitat.html . Послушай, как звучит былина в исполнении современного сказителягусляра Егора Стрельникова «Земля русская» Определите инструмент, который солирует? Звучит «Орнамент» из концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» современного композитора В. Кикты. 3. Хоровое пение. На уроке исполняются песни о защитниках Родины. (Быть мужчиной_Саманта, Защитники Отечества) 4. Итог. Таким образом, на первом уроке в разных видах музыкальнопрактической деятельности происходит усвоение особенностей жанра былины (повествовательный характер, распевы, повторы фраз), тембра музыкального инструмента – гусли. 5. Домашнее задание. Вспомни былину о Добрыне Никитиче. Передай красками характер эпизода «Бой Добрыни со змеем Горынычем» (рисунок есть в тетради)