Тема урока_Былина как древний жанр

Тема урока: «Былина как древний жанр русского песенного фольклора.
Былина о Добрыне Никитиче. Былина о Садко и Морском царе».
Цель урока: Знакомство с жанром песенного фольклора – былиной.
Задачи урока:
1. Формировать общие понятия о былине как части русского фольклора.
2. Разучить «Былину о Добрыне Никитиче».
3. Продолжить работу над вокальными умениями детей.
Музыкальный материал: «Былина о Добрыне Никитиче», «Земля русская».
Новые понятия: Былина, певцы-сказители, гусли.
Проблема урока: Была ли в древности музыка?
Прогнозируемые результаты: Иметь представление о жанре былина. Расширение
кругозора детей.
Дополнительный материал: презентация, видео материалы.
На первом уроке третьей четверти начинается работа по разделу Учебника «Гори,
гори ясно, чтобы не погасло!». Развороты «Настрою гусли на старинный лад» и
«Былина о Садко и Морском царе» знакомят учащихся с таки жанром русского
песенного фольклора как былина.

Ход урока.
1. Организационный момент.
 В стародавние времена складывал народ песни, которые назывались
(былины). Их исполняли народные сказители под аккомпанемент
старинного струнного инструмента, который называется (гусли).
2. Работа с презентацией.
 о чем рассказывают былины? кто исполнял былины в древности? почему
исполнителей былин называли певцами-сказителями?
 Как сказывают былины? Прочитай выразительно начало «Былины о
Добрыне Никитиче».
 выдели в тексте былины слова, на которых, по-твоему, могут звучать
переборы струн гуслей. Напевая слова былины, исполни аккомпанемент на
воображаемых гуслях.
 Какие подвиги Добрыни Никитича вам известны?
 Один из подвигов изображен на картине русского художника Константина
Васильева «Бой Добрыни со Змеем».
 на каких известных картинах русских художников запечатлены образы
русских богатырей (в том числе – Добрыни Никитича)?
 о каких ратных подвигах русских богатырей вы узнали из былин?
 Еще один герой русских былин. Чтобы узнать о ком идет речь, разгадайте
ребус. (слайд)
 Что вы знаете о Садко? Ответить на этот вопрос поможет картина
Константина Васильева «Садко и Морской царь»
 Прочитай сказку (переложение с былины) здесь http://vseskazki.su/narodnyeskazki/russkie-narodnie-skazki/sadko-chitat.html .
 Послушай, как звучит былина в исполнении современного сказителягусляра Егора Стрельникова «Земля русская»
 Определите инструмент, который солирует? Звучит «Орнамент» из
концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»
современного композитора В. Кикты.
3. Хоровое пение. На уроке исполняются песни о защитниках Родины. (Быть
мужчиной_Саманта, Защитники Отечества)
4. Итог. Таким образом, на первом уроке в разных видах музыкальнопрактической деятельности происходит усвоение особенностей жанра былины

(повествовательный характер, распевы, повторы фраз), тембра музыкального
инструмента – гусли.
5. Домашнее задание. Вспомни былину о Добрыне Никитиче.
Передай
красками характер эпизода «Бой Добрыни со змеем Горынычем» (рисунок есть
в тетради)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 52 2-19-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».