Приложение №1 к ООП СОО ФК ГОС МКОУ Мосальской средней общеобразовательной школы №1 утверждённой приказом № 175 от 01.09. 2017 г. Программа элективного курса в 10 классе по теме «Роль частей речи в языке и их употребление в тексте» Пояснительная записка. Данная программа отражает: - удовлетворение индивидуальных образовательных интересов старшеклассников, обеспечение изучения русского языка на повышенном уровне. Целью изучения родного языка в общеобразовательной школе является подготовка грамотных, образованных людей, хорошо владеющих культурой речи. Цели программы: - активизировать речевую деятельность; - способствовать развитию речи и мышления; - связать изучение грамматики с общими задачами культуры речи; - закрепить интерес к родному языку. Программа компонента предполагает: - систематизировать знания и расширить изучение определённых частей речи с точки зрения семантики, их морфологических, синтаксических и стилистических особенностей; - совершенствовать умения, навыки правильного употребления частей речи в языковом общении; - углубить понятие функциональных возможностей частей речи в определении смыслового содержания текста; Программа ориентирована на формирование умений и навыков комплексного анализа текста, конструирования текста, подготовку к ЕГЭ. Успешное решение поставленных задач возможно за счёт практической направленности, реализации внутрипредметных связей, межпредметных связей. Учебно-тематический план. № п/п Тема Виды деятельности учащихся Причастие. 1. Причастный оборот. Предложения с причастным оборотом. Количество часов 5 Урок-практикум. 1 ся. Практикум. 1 Место и роль причастий, причастных оборотов в текстах: Анализ текстов, их редактирование. 1 - художественного стиля; Практикум с элементами исследования. Употребление причастий с суффиксом - - научного стиля. 1 1 2. Деепричастие. 5 Роль деепричастий в предложении. Исследование. 1 Роль деепричастий в тексте. Практикум. 1 Исследование, наблюдение, самостоятельная работа. 1 Построение предложения с деепричастными оборотами. Употребление деепричастий, деепричастных оборотов в текстах: -художественного стиля, - научного стиля. Практикум с творческим заданием. 1 1 3. Наречие. Сведения об истории наречий. Группы наречий по значению, их место в предложении. 8 Лекция, сообщения. 1 Наречия-синонимы. Сообщение. 1 Наречия-антонимы. Анализ текстов, практикум. 1 Анализ текстов, Выразительно-изобразительные 1 свойства наречий. практикум. Различие на письме наречий и омонимичных предложно-падежных сочетаний (во время- вовремя). Практикум с элементами исследования, самостоятельная работа. Роль наречий в составе глагольных словосочетаний. Особенность употребления наречий в составе фразеологизмов. 4. Конструирование предложений. Анализ текстов, практикум. Местоимение. Анализ текстов, наблюдения. Синонимия определительных местоимений. Сообщения, практикум. Практикум. Самостоятельная работа. Сочетание местоимений «ты», «мы», «вы» с предлогом «по». 5. 1 1 4 Местоимение как морфологическое средство связи предложений. Употребление в речи местоимений «ты», «вы» в соответствии с речевым этикетом. 2 Предлог. 1 1 1 1 5 Значение предлогов. Предлог и падеж. Сообщения, практикум. 1 Употребление в речи предлоговсинонимов. Исследование, практикум. 2 Употребление предлогов «по», «благодаря» с существительными. Анализ текста. Употребление предлогов «согласно», «вопреки» тс именами существительными. 1 Практикум. Союз. 6. 1 5 Значение союзов. Сообщения. 1 Союз как средство связи слов в предложении. Практикум, самостоятельная работа. 1 Союз как средство связи предложений. Анализ текста. 1 Союз как средство структурного оформления частей текста. Правописание союзов, соотносимых с формами других частей речи. Итоговое занятие. Практикум. 1 Самостоятельная работа, 1 тестирование. Комплексный анализ текста. Рефлексия. 2 Резерв. 1 Всего. 35 Содержание программы. 1.Причастие. Причастный оборот. Предложение с причастным оборотом. Употребление причастий с суффиксом – ся; место, роль причастий, причастных оборотов в текстах разных стилей. 2.Деепричастие. Роль деепричастий в предложении, тексте. Построение предложений с деепричастным оборотом. Использование деепричастий, деепричастных оборотов в текстах разных стилей. 3.Наречие. Сведения об истории наречий в русском языке. Группы наречий по значению, их место в предложении. Наречия-синонимы, наречияантонимы. Выразительно-изобразительные свойства наречий. Различие на письме наречий и омонимичных предложно-падежных сочетаний. Роль наречий в составе глагольного словосочетания. Особенности употребления наречий в составе фразеологизмов. 4. Местоимение. Местоимение как морфологическое средство связи предложений. Синонимия определительных местоимений. Употребление в речи местоимений «ты», «вы» в соответствии с речевым этикетом. Сочетание местоимений «ты», «мы», «вы» с предлогом «по». 5. Предлог. Значение предлогов. Предлог и падеж. Синонимия предлогов. Употребление в речи предлогов-синонимов. Употребление предлогов «по», «благодаря», «согласно», «вопреки» с именами существительными. 6. Союз. Союз как средство связи слов в предложении, предложений, структурного оформления частей текста. Правописание союзов, соотносимых с формами других частей речи. Значение союзов. Литература. 1. Блинов. Г. И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации. – Калуга, 1994. 2. Разумовская. М. П. Методика обучения орфографии в школе. (Текст) – М.: Просвещение, 1992. 3. Фёдорова. М. В. Изучение наречий в школе. (Текст) – М.: Просвещение, 1992.