РП_элективного курса в 10 классе по теме Роль частей речи в языке и их употребление в тексте

Приложение №1
к ООП СОО ФК ГОС МКОУ
Мосальской средней общеобразовательной школы №1
утверждённой приказом № 175 от 01.09. 2017 г.

Программа элективного курса в 10 классе по теме
«Роль частей речи в языке и их употребление в тексте»

Пояснительная записка.

Данная программа отражает:
- удовлетворение индивидуальных образовательных интересов старшеклассников,
обеспечение изучения русского языка на повышенном уровне.
Целью изучения родного языка в общеобразовательной школе является подготовка
грамотных, образованных людей, хорошо владеющих культурой речи.
Цели программы:
- активизировать речевую деятельность;
- способствовать развитию речи и мышления;
- связать изучение грамматики с общими задачами культуры речи;
- закрепить интерес к родному языку.
Программа компонента предполагает:
- систематизировать знания и расширить изучение определённых частей речи с точки
зрения семантики, их морфологических, синтаксических и стилистических особенностей;
- совершенствовать умения, навыки правильного употребления частей речи в языковом
общении;
- углубить понятие функциональных возможностей частей речи в определении
смыслового содержания текста;
Программа ориентирована на формирование умений и навыков комплексного
анализа текста, конструирования текста, подготовку к ЕГЭ.
Успешное решение поставленных задач возможно за счёт практической
направленности, реализации внутрипредметных связей, межпредметных связей.

Учебно-тематический план.

№
п/п

Тема

Виды деятельности
учащихся

Причастие.

1.

Причастный оборот. Предложения с
причастным оборотом.

Количество
часов
5

Урок-практикум.

1

ся.

Практикум.

1

Место и роль причастий, причастных
оборотов в текстах:

Анализ текстов, их
редактирование.

1

- художественного стиля;

Практикум с
элементами
исследования.

Употребление причастий с суффиксом -

- научного стиля.

1
1

2.

Деепричастие.

5

Роль деепричастий в предложении.

Исследование.

1

Роль деепричастий в тексте.

Практикум.

1

Исследование,
наблюдение,
самостоятельная работа.

1

Построение предложения с
деепричастными оборотами.

Употребление деепричастий,
деепричастных оборотов в текстах:
-художественного стиля,
- научного стиля.

Практикум с творческим
заданием.
1
1

3.

Наречие.
Сведения об истории наречий. Группы
наречий по значению, их место в
предложении.

8
Лекция, сообщения.

1

Наречия-синонимы.

Сообщение.

1

Наречия-антонимы.

Анализ текстов,
практикум.

1

Анализ текстов,
Выразительно-изобразительные

1

свойства наречий.

практикум.

Различие на письме наречий и
омонимичных предложно-падежных
сочетаний (во время- вовремя).

Практикум с
элементами
исследования,
самостоятельная работа.

Роль наречий в составе глагольных
словосочетаний.
Особенность употребления наречий в
составе фразеологизмов.

4.

Конструирование
предложений.
Анализ текстов,
практикум.

Местоимение.
Анализ текстов,
наблюдения.

Синонимия определительных
местоимений.

Сообщения, практикум.
Практикум.

Самостоятельная работа.

Сочетание местоимений «ты», «мы»,
«вы» с предлогом «по».
5.

1

1

4

Местоимение как морфологическое
средство связи предложений.

Употребление в речи местоимений
«ты», «вы» в соответствии с речевым
этикетом.

2

Предлог.

1

1
1

1

5

Значение предлогов. Предлог и падеж.

Сообщения, практикум.

1

Употребление в речи предлоговсинонимов.

Исследование,
практикум.

2

Употребление предлогов «по»,
«благодаря» с существительными.

Анализ текста.

Употребление предлогов «согласно»,
«вопреки» тс именами существительными.

1
Практикум.

Союз.

6.

1

5

Значение союзов.

Сообщения.

1

Союз как средство связи слов в
предложении.

Практикум,
самостоятельная работа.

1

Союз как средство связи предложений.

Анализ текста.

1

Союз как средство структурного
оформления частей текста.
Правописание союзов, соотносимых с
формами других частей речи.
Итоговое занятие.

Практикум.

1

Самостоятельная работа, 1
тестирование.
Комплексный анализ
текста. Рефлексия.

2

Резерв.

1

Всего.

35

Содержание программы.

1.Причастие.
Причастный оборот. Предложение с причастным оборотом.
Употребление причастий с суффиксом – ся; место, роль причастий, причастных оборотов
в текстах разных стилей.
2.Деепричастие.
Роль деепричастий в предложении, тексте. Построение предложений с деепричастным
оборотом. Использование деепричастий, деепричастных оборотов в текстах разных
стилей.
3.Наречие.
Сведения об истории наречий в русском языке.
Группы наречий по значению, их место в предложении. Наречия-синонимы, наречияантонимы.
Выразительно-изобразительные свойства наречий.
Различие на письме наречий и омонимичных предложно-падежных сочетаний. Роль
наречий в составе глагольного словосочетания. Особенности употребления наречий в
составе фразеологизмов.
4. Местоимение.
Местоимение как морфологическое средство связи предложений.

Синонимия определительных местоимений. Употребление в речи местоимений «ты»,
«вы» в соответствии с речевым этикетом. Сочетание местоимений «ты», «мы», «вы» с
предлогом «по».
5. Предлог.
Значение предлогов. Предлог и падеж. Синонимия предлогов. Употребление в речи
предлогов-синонимов. Употребление предлогов «по», «благодаря», «согласно», «вопреки»
с именами существительными.
6. Союз.
Союз как средство связи слов в предложении, предложений, структурного оформления
частей текста. Правописание союзов, соотносимых с формами других частей речи.
Значение союзов.

Литература.

1. Блинов. Г. И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации. –
Калуга, 1994.
2. Разумовская. М. П. Методика обучения орфографии в школе. (Текст) – М.:
Просвещение, 1992.
3. Фёдорова. М. В. Изучение наречий в школе. (Текст) – М.: Просвещение, 1992.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 52 2-19-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».