Приложение №1
к ООП СОО ФК ГОС МКОУ
Мосальской средней общеобразовательной школы №1
утверждённой приказом № 175 от 01.09. 2017 г.
Программа элективного курса в 10 классе по теме
«Роль частей речи в языке и их употребление в тексте»
Пояснительная записка.
Данная программа отражает:
- удовлетворение индивидуальных образовательных интересов старшеклассников,
обеспечение изучения русского языка на повышенном уровне.
Целью изучения родного языка в общеобразовательной школе является подготовка
грамотных, образованных людей, хорошо владеющих культурой речи.
Цели программы:
- активизировать речевую деятельность;
- способствовать развитию речи и мышления;
- связать изучение грамматики с общими задачами культуры речи;
- закрепить интерес к родному языку.
Программа компонента предполагает:
- систематизировать знания и расширить изучение определённых частей речи с точки
зрения семантики, их морфологических, синтаксических и стилистических особенностей;
- совершенствовать умения, навыки правильного употребления частей речи в языковом
общении;
- углубить понятие функциональных возможностей частей речи в определении
смыслового содержания текста;
Программа ориентирована на формирование умений и навыков комплексного
анализа текста, конструирования текста, подготовку к ЕГЭ.
Успешное решение поставленных задач возможно за счёт практической
направленности, реализации внутрипредметных связей, межпредметных связей.
Учебно-тематический план.
№
п/п
Тема
Виды деятельности
учащихся
Причастие.
1.
Причастный оборот. Предложения с
причастным оборотом.
Количество
часов
5
Урок-практикум.
1
ся.
Практикум.
1
Место и роль причастий, причастных
оборотов в текстах:
Анализ текстов, их
редактирование.
1
- художественного стиля;
Практикум с
элементами
исследования.
Употребление причастий с суффиксом -
- научного стиля.
1
1
2.
Деепричастие.
5
Роль деепричастий в предложении.
Исследование.
1
Роль деепричастий в тексте.
Практикум.
1
Исследование,
наблюдение,
самостоятельная работа.
1
Построение предложения с
деепричастными оборотами.
Употребление деепричастий,
деепричастных оборотов в текстах:
-художественного стиля,
- научного стиля.
Практикум с творческим
заданием.
1
1
3.
Наречие.
Сведения об истории наречий. Группы
наречий по значению, их место в
предложении.
8
Лекция, сообщения.
1
Наречия-синонимы.
Сообщение.
1
Наречия-антонимы.
Анализ текстов,
практикум.
1
Анализ текстов,
Выразительно-изобразительные
1
свойства наречий.
практикум.
Различие на письме наречий и
омонимичных предложно-падежных
сочетаний (во время- вовремя).
Практикум с
элементами
исследования,
самостоятельная работа.
Роль наречий в составе глагольных
словосочетаний.
Особенность употребления наречий в
составе фразеологизмов.
4.
Конструирование
предложений.
Анализ текстов,
практикум.
Местоимение.
Анализ текстов,
наблюдения.
Синонимия определительных
местоимений.
Сообщения, практикум.
Практикум.
Самостоятельная работа.
Сочетание местоимений «ты», «мы»,
«вы» с предлогом «по».
5.
1
1
4
Местоимение как морфологическое
средство связи предложений.
Употребление в речи местоимений
«ты», «вы» в соответствии с речевым
этикетом.
2
Предлог.
1
1
1
1
5
Значение предлогов. Предлог и падеж.
Сообщения, практикум.
1
Употребление в речи предлоговсинонимов.
Исследование,
практикум.
2
Употребление предлогов «по»,
«благодаря» с существительными.
Анализ текста.
Употребление предлогов «согласно»,
«вопреки» тс именами существительными.
1
Практикум.
Союз.
6.
1
5
Значение союзов.
Сообщения.
1
Союз как средство связи слов в
предложении.
Практикум,
самостоятельная работа.
1
Союз как средство связи предложений.
Анализ текста.
1
Союз как средство структурного
оформления частей текста.
Правописание союзов, соотносимых с
формами других частей речи.
Итоговое занятие.
Практикум.
1
Самостоятельная работа, 1
тестирование.
Комплексный анализ
текста. Рефлексия.
2
Резерв.
1
Всего.
35
Содержание программы.
1.Причастие.
Причастный оборот. Предложение с причастным оборотом.
Употребление причастий с суффиксом – ся; место, роль причастий, причастных оборотов
в текстах разных стилей.
2.Деепричастие.
Роль деепричастий в предложении, тексте. Построение предложений с деепричастным
оборотом. Использование деепричастий, деепричастных оборотов в текстах разных
стилей.
3.Наречие.
Сведения об истории наречий в русском языке.
Группы наречий по значению, их место в предложении. Наречия-синонимы, наречияантонимы.
Выразительно-изобразительные свойства наречий.
Различие на письме наречий и омонимичных предложно-падежных сочетаний. Роль
наречий в составе глагольного словосочетания. Особенности употребления наречий в
составе фразеологизмов.
4. Местоимение.
Местоимение как морфологическое средство связи предложений.
Синонимия определительных местоимений. Употребление в речи местоимений «ты»,
«вы» в соответствии с речевым этикетом. Сочетание местоимений «ты», «мы», «вы» с
предлогом «по».
5. Предлог.
Значение предлогов. Предлог и падеж. Синонимия предлогов. Употребление в речи
предлогов-синонимов. Употребление предлогов «по», «благодаря», «согласно», «вопреки»
с именами существительными.
6. Союз.
Союз как средство связи слов в предложении, предложений, структурного оформления
частей текста. Правописание союзов, соотносимых с формами других частей речи.
Значение союзов.
Литература.
1. Блинов. Г. И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации. –
Калуга, 1994.
2. Разумовская. М. П. Методика обучения орфографии в школе. (Текст) – М.:
Просвещение, 1992.
3. Фёдорова. М. В. Изучение наречий в школе. (Текст) – М.: Просвещение, 1992.