РП элективного курса_технология_10-11 класс

Приложение №1
к ОСНОВНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО МКОУ
МСОШ №1, утверждённая приказом №108 от
28 августа 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

среднего общего образования
по учебному предмету «
Технология»
для 10 – 11 классов

Составитель:
Соколова
Н.В.,
учитель
математики
МКОУ
МСОШ №1

.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 10—11 классов
разработана для базового (универсального) уровня обучения.
Программа по учебному предмету «Технология» учитывает
требования к результатам освоения основной образовательной
программы
среднего общего образования, представленным в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего
общего образования второго поколения.
Рабочая программа результаты его освоения, основное содержание
курса, примерное тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности, рекомендации по оснащению
учебного процесса.

Планируемые результаты
освоения предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения
основных
образовательных
программ
Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего
образования второго поколения результаты изучения технологии в
10—11 классах разделяются на личностные, метапредметные и
предметные.
Личностные результаты освоения выпускником образовательной программы по технологии отражают сформированность:

•

общей культуры и культуры труда, целостного мировозрения,
соответствующего современному уровню развития науки, социальной
и трудовой практики, различным формам общественного сознания;
потребности в самообразовании и самовоспитании, готовности к
самоопределению на основе общечеловеческих и общенациональных
ценностей;
• потребности в самореализации в творческой трудовой деятельности; желания учиться; коммуникативных навыков;
• стремления к здоровому и безопасному образу жизни и соответствующих навыков; ответственного и компетентного отношения
к своему физическому и психическому здоровью; бережного
отношения к природе;
 готовности к принятию самостоятельных решений, построению и
реализации жизненных планов, осознанному выбору профессии;
социальной мобильности; мотивации к познанию нового и
непрерывному образованию как условию профессиональной и
общественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения выпускником
образовательной программы по технологии подразумевают:

•

овладение научными методами исследования при освоении
технологий и проектной деятельности в объёме, необходимом для
дальнейшего образования и самообразования;
• умение логично, ясно и точно формулировать и аргументированно излагать свои мысли, применять индуктивные и
дедуктивные способы рассуждений, базируясь на закономерностях
логики технологических процессов;
• умение привлекать изученный в других предметах материал в
реализуемые технологии и использовать различные источники
информации, в том числе локальные сети и глобальную сеть
Интернет, для решения учебных проблем; анализировать,
систематизировать, критически оценивать и интерпретировать
информацию, в том числе передаваемую по каналам средств
массовой информации и по Интернету;
• умение анализировать конкретные трудовые и жизненные
ситуации, различные стратегии решения задач; выбирать и
реализовывать способы поведения в коллективной деятельности;
самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность;

•

коммуникативные навыки, способность работать в коллективе,
готовность выслушать и понять другую точку зрения, корректность и
терпимость в общении, грамотное участие в дискуссиях, в том числе
в социальных сетях;
• начальный опыт, навыки творчества и исследовательской
деятельности, публичного представления её результатов, в том числе
с использованием средств информационных и коммуникационных
технологий.
Предметными результатами обучения технологии на базовом
уровне являются:
• представления о техносфере, роли техники и технологий в
прогрессивном развитии общества; социальных и экологических
последствиях развития промышленного и сельскохозяйственного
производства, энергетики и транспорта; назначении и устройстве
распространённых технологических машин, механизмов, агрегатов,
орудий и инструментов, электрических приборов и аппаратов;
 ориентирование в свойствах и способах получения наиболее
распространённых природных, искусственных материалов и
сырья, продукции сельского хозяйства, используемых в
производстве товаров, услуг и продуктов питания; тради ционных
и новейших технологиях получения и преобразова-ния различных
материалов, энергии, информации объектов живой природы и
социальной среды;
• дизайнерское (проектное) представление результатов труда и
подбор средств труда для осуществления технологического процесса;
• практическая готовность к выполнению технологических
операций по оказанию услуги или изготовлению деталей, сборке
изделия (наличие соответствующих трудовых знаний, навыков и
умений);

•

владение способами проектирования, методами творче-ской
деятельности, технического конструирования и эстети-ческого
оформления изделий;
• овладение основными понятиями, терминами черчения и графики;
правилами выполнения графической документации; основными
экономическими
характеристиками
трудовой
деятельности,
экологическими характеристиками технологий;



самооценка индивидуальных профессиональных способностей и
склонностей; ориентирование на рынке труда, услуг профильного
общего и профессионального образования.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 1. ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ
1. Особенности современного проектирования
Теоретические сведения. Особенности современного
проектирования.
Технико-технологические,
социальные,
экономические,
экологические,
эргономические
факторы
проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика. Ответственность современного
дизайнера перед обществом. Значение эстетического фактора в
проектировании.
Практические работы. Анализ существующего состояния в сфере
предполагаемого проектирования, определение потребности, выбор
объекта проектирования.

2. Законы художественного конструирования
Теоретические сведения. Эстетика. Единство формы
содержания. Пропорции. Симметрия. Динамичность. Статичность.
Контраст. Равновесие формы. Цветовое оформление.
Практические работы. Выполнение теста-опросника для
выявления качеств дизайнера.

3. Экспертиза и оценка изделия
Теоретические сведения. Экспертиза и оценка изделия.
Социально-экономические,
функциональные,
эргономические,
эстетические качества объектов проектной деятельности.
Практические работы. Проведение экспертизы ученического
рабочего места.

4. Алгоритм проектирования
Теоретические
сведения.
Планирование
проектной
деятельности в профессиональном и учебном проектировании. Этапы
проектной деятельности. Системный подход в проектировании,
пошаговое
планирование
действий.
Алгоритм
дизайна.

Непредвиденные обстоятельства в проектировании. Действия по
коррекции проекта.
Практические работы. Планирование деятельности по учебному
проектированию.

5. Методы решения творческих задач
Теоретические сведения. Понятия «творчество», «творческий
процесс». Введение в психологию творческой деятельности. Виды
творческой деятельности. Процедуры технического творчества.
Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат
творчества как объект интеллектуальной собственности. Логические
и эвристические методы решения задач.
Практические
работы.
Решение творческих задач.
Тестирование на креативность.

6. Метод мозговой атаки
Теоретические сведения. Метод мозговой атаки. Суть
метода. Цель метода. Генерация идей. Аналогия, инверсия, фантазия,
эмпатия.
Практические работы. Решение творческих задач методом
мозговой атаки.

7. Метод обратной мозговой атаки
Теоретические сведения. Суть метода обратной мозговой
атаки. Цель метода.
Практические работы. Решение творческих задач методом
обратной мозговой атаки.

8. Метод контрольных вопросов
Теоретические сведения. Суть метода контрольных
вопросов. Универсальные опросники.
Практические работы. Решение творческих задач методом
контрольных вопросов.

9. Синектика
Теоретические сведения. Синектика. Суть метода.
Типы аналогий.
Практические работы. Решение творческих задач методом
синектики.

10. Морфологический анализ
Теоретические сведения. Поиск оптимального варианта
решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица),
сущность и применение. Недостаток метода.
Практические работы. Решение творческих задач методом
морфологического анализа.

11. Функционально-стоимостный анализ
Теоретические
сведения.
Функционально-стоимостный
анализ (ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА.

Использование
функционально-стоимостного
анализа
на
производстве.
Практические работы. Решение творческих задач методом ФСА.

12. Метод фокальных объектов
Теоретические сведения. Ассоциативные методы решения
задач. Понятие «ассоциации». Методы фокальных объектов, гирлянд
случайностей и ассоциаций, сущность и применение.
Практические работы.
циативными методами.

Решение

творческих

задач

ассо-

13. Дизайн отвечает потребностям
Теоретические сведения. Проектирование как отражение
общественной потребности. Влияние потребностей людей на
изменение изделий, технологий, материалов. Методы выявления
общественной потребности.
Значение понятия «дизайн». Значение дизайна в проектировании.
Эргономика, техническая эстетика, дизайн среды.
Практические работы. Дизайн-анализ окружающих предметов с
целью выявления возможных вариантов их усовершенствования.

14. Защита интеллектуальной собственности
Теоретические
сведения.
Понятие
интеллектуальной
собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы
защиты авторства. Публикация. Патент на изобретение. Условия
выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности
объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные
образцы, полезные модели, товарные знаки, рационализаторские­
предложения. Правила регистрации товарных знаков и знака
обслуживания.
Практические работы. Разработка товарного знака для своего
изобретения.

15. Мысленное построение нового изделия
Теоретические сведения. Проект. Постановка целей
и изыскание средств для проектирования. Дизайнерский подход.
Бизнес-план.
Практические работы. Изучение потребительского рынка своего
региона.

16. Научный подход
в проектировании изделий
Теоретические
сведения.
Процесс
проектирования
дизайнером новых изделий. Источники информации. Представление

об основах взаимозаменяемости. Составляющие технологического
планирования. Бизнес-планирование. Маркетинг, его цели, задачи.
Практические работы. Составление бизнес-плана про-изводства
проектируемого (или условного) изделия (услуги).

17. Материализация проекта
Теоретические сведения. Макетирование, моделирование.
Изготовление опытных образцов. Испытание. Стоимость проектов.
Практические работы. Выполнение предварительного расчёт
количества материалов для выполнения проектируемого изделия.

18. Дизайн-проект.
Выбор объекта проектирования
Теоретические сведения. Выбор направления сферы
деятельности для выполнения проекта. Определение требований и
ограничений к
объекту проектирования. Выбор объекта
проектирования.
Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с
использованием методов ТРИЗ. Выбор материалов для изготовления
проектного изделия. Механические свойства материалов.
Практические работы. Выбор объекта проектирования. Выбор
материалов для изготовления проектного изделия.

19. Изучение покупательского спроса
Теоретические сведения. Покупательский спрос. Методы
исследования покупательского спроса. Требования
к анкете по изучению покупательского спроса. Анкета покупателя.
Практические работы. Составление анкеты для изучения
покупательского спроса. Проведение анкетирования для выбора
объекта учебного проектирования.

20. Проектная документация
Теоретические сведения. Стандартизация при проектировании. Проектная документация: резюме по дизайну,
проектная спецификация.
Использование компьютера для выполнения проектной
документации. Проектная документация: технический рисунок,
чертёж, сборочный чертёж. Выполнение технических рисунков и
рабочих чертежей проектируемого изделия. Технологическая карта.
Практические работы. Составление резюме и
спецификации проектируемого изделия. Выполнение
чертежей проектируемого изделия.

дизайнрабочих

21. Организация технологического
процесса
Теоретические
сведения.
Технологический
процесс
изготовления
нового
изделия.
Технологическая
операция.
Технологический переход. Содержание и составление технологической карты.
Практические работы. Выполнение технологической карты
проектного изделия.

22. Анализ результатов проектной
деятельности
Теоретические сведения. Понятие качества материального
объекта, услуги, технического процесса. Критерии оценки
результатов проектной деятельности. Проведение испытаний объекта.
Самооценка проекта. Рецензирование.
Критерии оценки выполненного проекта. Критерии защиты
проекта. Выбор формы презентации. Использование в презентации
технических средств. Презентация проектов и результатов труда.
Оценка проектов.
Практические работы. Апробация готового проектного изделия и
его доработка, самооценка проекта.

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1. Роль технологии
в жизни человека
Теоретические сведения. Понятие «культура», виды
культуры. Понятия «технология» и «технологическая культура».
Виды промышленных технологий. Понятие универсальных
технологий.
Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации
производства и характера труда.
Практические работы. Подготовка сообщения об интересующем
изобретении в области технологии.

2. Технологические уклады
Теоретические
сведения.
Исторически
сложившиеся
технологические уклады и их основные технические достижения.
Практические работы. Подготовка доклада об интересующем
открытии (известном учёном, изобретателе) в области науки и
техники.

3. Связь технологий с наукой, техникой
и производством

Теоретические
сведения.
Развитие
технологической
культуры в результате научно-технических и социально-экономических достижений. Потребность в научном знании. Наука как
сфера человеческой деятельности и фактор производства.
Наукоёмкость материального производства.
Практические работы. Подготовка сообщения на тему
«Техносфера и современный технологический мир».

4. Энергетика и энергоресурсы
Теоретические
сведения.
Производственные
задачи.
Энергетика. Тепловые электростанции. Гидроэлектростанции.
Атомные электростанции. Проблемы и перспективы.
Практические работы. Оценка качества пресной воды. Оценка
уровня радиации территории школы или ближайшей местности.

5. Альтернативные источники энергии
Теоретические
сведения.
Альтернативные
(нетрадиционные) источники электрической энергии. Солнечная энергия и
солнечные электростанции. Энергия ветра. Энергия приливов.
Геотермальная энергия. Термоядерная энергетика.
Практические работы. Сравнение достоинств и недостатков
альтернативных источников электрической энергии.

6. Технологии индустриального производства
Теоретические сведения. Промышленный переворот.
Машиностроение. Машины. Основные узлы машин. Виды машин.
Индустриальное
производство.
Технологии
индустриального
производства.
Технологический
процесс
индустриального
производства.
Практические работы. Выполнение коллективного проекта
«Технологические риски и их предупреждения».

7. Технологии земледелия
и растениеводства
Теоретические сведения. Сельское хозяйство. Отрасли:
земледелие и растениеводство. Классификация технологий
земледелия. Отрасли современного растениеводства.
Технологии растениеводства.
Практические работы. Составление почвенной карты (части
парка, пришкольной территории). Подготовка сообщения о процессах сбора, заготовки и разведения лекарственных
растений.

8. Технологии животноводства

Теоретические сведения. Животноводство. Этапы развития
животноводства.
Отрасли
современного
животноводства.
Промышленные технологии животноводства.
Практические работы. Подготовка сообщения о правилах
составления рациона и кормления сельскохозяйственных животных.

9. Технологии агропромышленного
производства
Теоретические сведения. Агропромышленный комплекс
(АПК). Структура отраслей АПК. Основные этапы технологии АПК.
Технология защиты растений. Реализация сельскохозяйственной
продукции.
Практические работы. Составление кластеров. Проведение
экспериментов.

10. Технологии лёгкой промышленности
Теоретические
сведения.
Лёгкая
промышленность.
Подотрасли лёгкой промышленности. Текстильная промышленность.
Практические работы. Подготовка сообщения о технологии
получения сырья для кожевеннообувного производства.

11. Технологии пищевой промышленности
Теоретические сведения. Пищевая промышленность. Группы
отраслей пищевой промышленности. Деление групп предприятий
пищевой промышленности на различные производства. Обработка
пищевого сырья. Переработка продуктов животноводства. Рыбная
промышленность.
Плодо-овощная
промышленность.
Технологический цикл в пищевой промышленности.
Практические работы. Подготовка сообщения о технологии
производства сахара и кондитерских изделий.

12. Природоохранные технологии
Теоретические сведения. Природоохранные технологии.
Экологический мониторинг. Основные направления охраны
природной среды.
Практические работы. Выявление мероприятий по охране
окружающей среды на действующем промышленном предприятии.
14

13. Переработка бытового мусора
и промышленных отходов
Теоретические
сведения.
Экологически
чистые
и
безотходные производства. Переработка бытового мусора и
промышленных отходов.
Практические работы. Уборка мусора около школы или в лесу.

14. Рациональное использование земель,
минеральных ресурсов, водных ресурсов
Теоретические сведения. Рациональное использова-ние лесов
и пахотных земель, минеральных и водных ресур-сов. Оборотное
водоснабжение. Ответственность за сохране-ние гидросферы.
Практические работы. Анализ основных технологий за-щиты
гидросферы.

15. Электротехнологии
Теоретические сведения. Основные виды промышленной
обработки материалов. Электротехнологии и их применение.
Практические работы. Определение, при изготовлении каких
предметов,
имеющихся
в
вашем
доме,
использованы
электротехнологии.

16. Лучевые технологии
Теоретические сведения. Лучевые методы обработки.
Лазерная обработка материалов. Электронно-лучевая обработка.
Электронно-лучевое резание и прошивка. Электронно-лучевая
плавка.

17. Ультразвуковые технологии.
Плазменная обработка
Теоретические сведения. Ультразвуковые технологии: сварка и дефектоскопия. Ультразвуковая размерная обработка. Ультразвуковая очистка. Ультразвуковая сварка.
Плазменная обработка: напыление, резка, сварка. Порошковая металлургия.

18. Технологии послойного прототипирования
Теоретические
сведения.
прототипирования и их использование.

Технологии

послойного

19. Нанотехнологии
Теоретические сведения. Нанотехнологии. Основные
понятия. Технология поатомной (помолекулярной) сборки.
Перспективы применения нанотехнологий.

Практические работы. Подготовка и проведение презентации с
описанием новых перспективных технологий.

20. Новые принципы организации
современного производства
Теоретические сведения. Пути развития современного
индустриального производства. Рационализация, стандартизация
производства.
Конвейеризация,
непрерывное
(поточное)
производство. Расширение ассортимента промышленных товаров в
результате
изменения
потребительского
спроса.
Гибкие
производственные системы. Многоцелевые технологические машины.
Глобализация системы мирового хозяйствования.
Практические работы. Подготовка рекомендаций по внедрению
новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на
конкретном рабочем месте (производственном участке).

21. Автоматизация технологических процессов
Теоретические сведения. Автоматизация производ-ства на
основе информационных технологий. Изменение роли человека в
современном и перспективном производстве. Понятия «автомат» и
«автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Применение на
производстве
автоматизированных
систем
управления
технологическими процессами (АСУТП). Составляющие АСУТП.
Практические работы.
изводственное предприятие.

Экскурсия

на

современное

про-

РАЗДЕЛ 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА

1. Понятие профессиональной деятельности
Теоретические сведения. Виды деятельности человека.
Профессиональная деятельность, её цели, принципиальное отличие от
трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной
деятельности.
Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение
труда. Формы разделения труда. Специализация как форма
общественного разделения труда и фактор развития производства.
Понятие кооперации. Понятия специальности и перемены труда.
Практические работы. Определение целей, задач и основных
компонентов своей будущей профессиональной дея тельности.
Определение по видам специализации труда: про-фессии родителей,
преподавателей школы, своей предпола-гаемой профессиональной
деятельности. Анализ форм разделения труда в организации.

2. Сферы, отрасли, предметы труда
и процесс профессиональной деятельности
Теоретические сведения. Материальная и нематери-альная
сферы производства, их состав, соотношение и взаи-мосвязи.
Особенности развития сферы услуг. Формирование межотраслевых
комплексов. Сферы и отрасли профессио-нальной деятельности.
Предметы труда. Производство как преобразовательная деятельность.
Составляющие производ-ства. Средства производства: предметы
труда, средства труда (орудия производства). Технологический
процесс.
Продукты
производственной
(преобразовательной)
деятельности: това-ры, услуги.
Практические работы. Определение сферы производ-ства
промышленных предприятий своего региона (района) и типа
предприятия: производственное предприятие, объеди-нение, научнопроизводственное объединение. Посещение производственного
предприятия, определение составляю-щих конкретного производства.

3. Нормирование и оплата труда
Теоретические сведения. Система нормирования труда, её
назначение. Виды норм труда. Организации, уста-навливающие и
контролирующие нормы труда.
Тарифная система и её элементы: тарифная ставка и та-рифная
сетка.
Практические
работы.
Изучение
нормативных
производственных документов.

4. Система оплаты труда
Теоретические сведения. Система оплаты труда. Сдельная,
повременная и договорная формы оплаты труда. Виды, применение и
способы расчёта. Роль форм заработной платы в стимулировании
труда.
Практические работы. Определение вида оплаты труда для
работников различнных профессий.

5. Культура труда
Теоретические сведения. Понятие культуры труда. Составляющие
культуры
труда.
Технологическая
дисциплина.
Умение
организовывать своё рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны
отдыха. Научная организация труда. Обе спечение охраны и
безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности.
Практические работы. Расчёт эффективности трудовой
деятельности по изготовлению проектного изделия. Анализ своего
учебного дня и предложения по его реорганизации, повышающие
эффективность учёбы.

6. Профессиональная этика

Теоретические
сведения.
Понятия
«мораль»
и
«нравственность». Категории нравственности. Нормы мора-ли. Этика
как учение о законах нравственного поведения. Профессиональная
этика и её виды.
Практические работы. Обоснование смысла и содержа-ния
этических норм своей будущей профессиональной дея-тельности.

7. Этапы профессионального становления
Теоретические сведения. Этапы и результаты профессионального
становления
личности.
Выбор
профессии.
Профессиональная обученность. Профессиональная компе-тентность.
Профессиональное мастерство. Профессиональ-ное творчество.
Практические работы. Определение целей, задач и ос-новных
этапов своей будущей профессиональной деятельно-сти.

8. Профессиональная карьера
Теоретические сведения. Понятия «карьера», «должностной
рост», «призвание». Факторы, влияющие на профессиональную
подготовку
и
профессиональный
успех.
Планирование
профессиональной карьеры.
Практические работы. Составление плана своей буду-щей
профессиональной карьеры.

9. Рынок труда и профессий
Теоретические сведения. Рынок труда и профессий.
Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложе-ние на
различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка
труда и профессий.
Практические работы. Посещение центра занятости и
составление рейтинга профессий и должностей в районе про-живания.

10. Виды профессионального образования
Теоретические сведения. Общее и профессиональное образование.
Виды и формы получения профессионального образования.
Начальное, среднее и высшее профессиональ-ное образование.
Послевузовское профессиональное образо-вание. Региональный
рынок образовательных услуг. Методы поиска источников
информации о рынке образовательных услуг.
Практические работы.
образовательных услуг.

Исследование

регионального

рынка

11. Трудоустройство. С чего начать?
Теоретические сведения. Профессиональное резю-ме. Формы
самопрезентации. Автобиография как форма са-мопрезентации для
профессионального образования и трудо-устройства. Типичные

ошибки при собеседовании. Правила самопрезентации при
посещении организации.
Практические работы. Составление профессионального резюме.

РАЗДЕЛ 4. ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

1. Цели и задачи проекта
Теоретические сведения. Определение жизненных целей и
задач. Составление плана действий по достижению намеченных
целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных
качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного
заведения.
Практические работы. Выполнение проекта «Мои жиз-ненные
планы и профессиональная карьера».

2. Ориентация в мире профессий
Теоретические сведения. Профессиональные цен-тры.
Знакомство с миром профессий.
Практические работы. Выполнение проекта «Мои жиз-ненные
планы и профессиональная карьера».

3. Обоснование выбора профессии
Теоретические сведения. Необходимость осознанно-го
выбора профессии. Выявление интересов, способностей.
Практические работы. Выполнение проекта «Мои жиз-ненные
планы и профессиональная карьера».

4. Пути получения профессии
Теоретические сведения. Общее и профессиональное
образование. Виды и формы получения профессионального
образования. Начальное, среднее и высшее профессиональ-ное
образование. Послевузовское профессиональное образо-вание.
Практические работы. Выполнение проекта «Мои жиз-ненные
планы и профессиональная карьера».

5. Поиск работы в ситуации непоступления
в учебное заведение
Теоретические сведения. Поиск работы. Центры занятости.
Практические работы. Выполнение проекта «Мои жизненные
планы и профессиональная карьера».

6. Оценка и защита проекта
Теоретические сведения. Самопрезентация. Презентация.
Защита проекта.

Практические работы. Проведение презентации и защита
проекта.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10—11 классы (базовый уровень)
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

10 класс
Раздел 1. Технология проектирования изделий
1

Особенности
современного
проектирования

1

Особенности современного проектирования. Технико-технологические, социальные, экономические
экологические, эргономические
факторы проектирования. Учёт
требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика. Ответственность современного дизайнера перед обществом. Значение эстетического
фактора в проектировании

Знакомиться с требованиями к современному проектированию.
Знакомиться с понятиями «инновация», «проектное задание», «техническое задание».
Знакомиться с качествами, которыми должен обладать проектировщик.
Представлять значение эстетического фактора в проектировании

2

Законы художественного конструирования

1

Эстетика. Единство формы и содержания. Пропорции. Симметрия. Динамичность. Статичность. Контраст. Равновесие формы. Цветовое оформление

Знакомиться с ролью эстетики.
Иметь представление о законах гармонии: единстве формы и содержания. Определять качество пропорции, симметричность, динамичность, статичность. Иметь
представление о контрасте. Понимать равновесие формы.

Продолжение
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

Подчёркивать особенности формы
с помощью цветового оформления.
Изучать законы художественного
конструирования
3

Экспертиза и
оценка изделия

1

Экспертиза и оценка изделия. Социально-экономические, функциональные, эргономические, эстетические качества объектов проектной деятельности

Знакомиться со значением и составляющими понятия «потребительские качества товара (услуги)».
Знакомиться с критериями оценки
потребительских качеств товара.
Получать представление о том, что
входит в процедуру экспертной
оценки объекта и кто её проводит

4

Алгоритм проектирования

2

Планирование проектной деятельности в профессиональном и
учебном проектировании.
Этапы проектной деятельности.
Системный подход в проектировании, пошаговое планирование
действий. Алгоритм дизайна. Непредвиденные обстоятельства
в проектировании. Действия по
коррекции проекта

Представлять, какие этапы включает в себя проектная деятельность.
Осуществлять пошаговое планирование проектной деятельности.
Получать представление, что включает в себя понятие «алгоритм дизайна».
Понимать, какие критерии следует
учитывать при разработке банка
идей и предложений.
Планировать свою деятельность по
учебному проектированию

5

Методы решения
творческих задач

2

Понятия «творчество», «творческий процесс». Введение в психологию творческой деятельности.
Виды творческой деятельности.
Процедуры технического творчества. Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности.
Логические и эвристические методы решения задач

Получать представление о понятиях
«творчество», «творческий процесс».
Знакомиться с видами творческой
деятельности (художественное, научное, техническое творчество).
Представлять, что такое изобретательство, проектирование, конструирование как процедуры творческого
процесса. Осваивать методы решения
нестандартных задач. Понимать, какие методы решения задач относятся
к логическим

6

Метод мозговой
атаки

1

Метод мозговой атаки. Суть метода. Цель метода. Генерация
идей. Аналогия, инверсия, фантазия, эмпатия

Понимать суть метода мозговой атаки.
Формулировать цель метода.
Приобретать опыт генерации идей.
Иметь представление об аналогии,
инверсии, фантазии, эмпатии

7

Метод обратной
мозговой атаки

1

Суть метода обратной мозговой
атаки. Цель метода

Осмысливать суть метода обратной
мозговой атаки. Иметь представление о цели метода

8

Метод контрольных вопросов

1

Суть метода контрольных вопросов. Универсальные опросники

Осмысливать суть метода контрольных вопросов. Использовать в практике изобретательской деятельно-

Продолжение
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

9

Синектика

1

Синектика. Суть метода. Типы
аналогий

Получать представление о синектике.
Представлять, какими качествами
должен обладать синектор. Понимать типы аналогий

10

Морфологический анализ

1

Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ
(морфологическая матрица), сущность и применение. Недостаток
метода

Получать представление о методах
поиска оптимального варианта. Осмысливать суть и применение метода
морфологического анализа.
Составлять таблицу значимых параметров

11

Функционально-стоимостный
анализ

1

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии.
Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве

Формировать представление о ФСА
как методе экономии.
Знакомиться с основными этапами
ФСА

12

Метод фокальных объектов

1

Ассоциативные методы решения
задач. Понятие «ассоциации».
Методы фокальных объектов
(МФО), гирлянд случайностей и
ассоциаций, сущность и применение

Понимать способы применения ассоциативных методов решения
творческих задач (методов фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций).
Приобретать опыт использования
МФО на примере задачи «выбор
объекта и цели его усовершенствования»

13

Дизайн отвечает
потребностям

1

Проектирование как отражение
общественной потребности. Взаимосвязь общественных потребностей и проектирования. Значение
понятия «дизайн». Значение дизайна в проектировании. Эргономика, техническая эстетика, дизайн среды

Рассматривать проектирование как
отражение общественной потребности.
Понимать влияние потребностей
людей на изменение изделий, технологий, материалов.
Формировать представление о рынке товаров и услуг.
Производить анализ существующих
изделий

14

Защита интеллектуальной собственности

1

Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобретение. Условия
выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные
образцы, полезные модели, товарные знаки, рационализаторские­
предложения. Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания

Понимать сущность понятия «интеллектуальная собственность».
Получать представление о том, что
может являться объектом интеллектуальной собственности.
Знакомиться с понятием «авторское
право» и существующими формами
защиты авторских прав.
Осмысливать, что такое патент и
как осуществляется патентование
изобретения.
Знакомиться с сутью и защитой товарных знаков, знаков обслуживания

15

Мысленное построение нового
изделия

1

Проект. Постановка целей и изыскание средств для проектирования. Дизайнерский подход. Бизнес-план

Осмысливать суть выполнения проекта.
Получать представление о постановке целей и изыскании средств проектирования.

Продолжение
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

Осваивать дизайнерский подход.
Знакомиться с составлением бизнес-плана
16

Научный подход
в проектировании изделий

1

Процесс проектирования дизайнером новых изделий. Источники
информации. Представления об
основах взаимозаменяемости.
Составляющие технологического
планирования. Бизнес-планирование. Маркетинг, его цели,
задачи

Осмысливать процесс проектирования дизайнером новых изделий.
Использовать источники информации.
Получать представление об основах
взаимозаменяемости. Определять
составляющие технологического
планирования.
Осмысливать суть маркетинга

17

Материализация
проекта

1

Макетирование, моделирование.
Изготовление опытных образцов.
Испытание. Стоимость проектов

Формировать представление о необходимости макетирования, моделирования.
Осмысливать потребность в изготовлении опытных образцов и проведении испытаний.
Определять стоимость проектов

18

Дизайн-проект.
Выбор объекта
проектирования

1

Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Определение требований

Определять выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основании анализа.

и ограничений к объекту проектирования. Выбор объекта проектирования.
Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием методов ТРИЗ. Выбор материалов для изготовления
проектного изделия. Механические свойства материалов

Формулировать требования к объекту проектирования.
Выбирать материал для проектируемого изделия

19

Изучение покупательского
спроса

1

Покупательский спрос. Требования к анкете по изучению покупательского спроса. Анкета покупателя. Выводы

Осмысливать значение покупательского спроса. Рассматривать требования к анкете по изучению покупательского спроса. Проводить анкетирование, делать выводы

20

Проектная документация

1

Стандартизация при проектировании. Проектная документация:
резюме по дизайну, проектная
спецификация.
Использование компьютера для
выполнения проектной документации. Проектная документация:
технический рисунок, чертёж,
сборочный чертёж.
Выполнение технических рисунков и рабочих чертежей проектируемого изделия. Технологическая карта

Получать представление о стандартизации при проектировании.
Осмысливать, как составляется проектная документация: резюме по
дизайну, проектная спецификация.
Использовать компьютер для выполнения проектной документации.
Расширять представление
о проектной документации: техническом рисунке, чертеже, сборочном чертеже. Выполнять технические рисунки и рабочие чертежи
проектируемого изделия. Анализировать технологические карты

Продолжение
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

21

Организация технологического
процесса

1

Технологический процесс изготовления нового изделия. Технологическая операция. Технологический переход. Содержание
и составление технологической
карты

Представлять технологический процесс изготовления нового изделия.
Осмысливать суть технологической
операции и технологического перехода. Составлять технологическую
карту

22

Анализ результатов проектной деятельности

1

Понятие качества материального
объекта, услуги, технического
процесса. Критерии оценки результатов проектной деятельности. Проведение испытаний объекта. Самооценка проекта. Рецензирование.
Критерии оценки выполненного
проекта. Критерии защиты проекта. Выбор формы презентации.
Использование в презентации технических средств. Презентация
проектов и результатов труда.
Оценка проектов

Производить самооценку проекта
согласно критериям оценки качества проектного изделия.
Проводить испытания изготовленного изделия.
Выполнять рецензирование продукта проектирования.
Производить презентацию и защиту
своего проекта.
Анализировать качество выполнения проектов одноклассников и давать им оценку

Раздел 2. Технологии в современном мире
1

Роль технологии
в жизни человека

1

Понятие «культура», виды культуры. Понятия «технология»

Осмысливать, что такое технология
и какова её взаимосвязь с общей

и «технологическая культура».
Виды промышленных технологий. Понятие универсальных технологий.
Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации
производства и характера труда

культурой.
Осмысливать основные виды культуры.
Понимать значение понятия «технологическая культура», влияние технологий­ на общественное развитие.
Иметь представление о трёх составляющих производственной технологии

2

Технологические
уклады

1

Исторически сложившиеся технологические уклады и их основные
технические достижения

Получать представление об исторически сложившихся технологических укладах и основных технических достижениях.
Осмысливать суть основной технологической задачи

3

Связь технологий
с наукой, техникой и производством

1

Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально-экономических достижений. Потребность в
научном знании. Наука как сфера
человеческой деятельности и фактор производства. Наукоёмкость
материального производства

Устанавливать взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, науки и производства. Представлять
роль науки в развитии технологического прогресса.
Формировать понятие «наукоёмкость производства»

4

Энергетика и
энергоресурсы

1

Производственные задачи. Энергетика. Тепловые электростанции. Гидроэлектростанции.
Атомные электростанции.

Осмысливать производственные задачи.
Знакомиться с энергетикой, тепловыми электростанциями, гидро-

Продолжение
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

Проблемы и перспективы

электростанциями, атомными электростанциями. Осмысливать проблемы и перспективы атомной энергетики

5

Альтернативные
источники энергии

1

Альтернативные (нетрадиционные) источники электрической
энергии. Солнечная энергия и
солнечные электростанции. Энергия ветра. Энергия приливов. Геотермальная энергия

Знакомиться с альтернативными
(нетрадиционными) источниками
электрической энергии.
Формировать представление о солнечной энергии и солнечных электростанциях. Осмысливать значение энергии ветра, энергии приливов, геотермальной энергии.
Сравнивать достоинства и недостатки различных способов получения
энергии

6

Технологии индустриального производства

1

Промышленный переворот. Машиностроение. Машины. Основные узлы машин. Виды машин.
Индустриальное производство.
Технологии индустриального
производства. Технологический
процесс индустриального производства

Знакомиться с этапом «промышленный переворот».
Получать представление о машиностроении, машинах, основных узлах машин и их видах.
Формировать представление об индустриальном производстве, технологии индустриального производ-

ства, технологическом процессе индустриального производства. Осмысливать основные направления
совершенствования индустриального производства
7

Технологии земледелия и растениеводства

1

Сельское хозяйство. Отрасли:
земледелие и растениеводство.
Классификация технологий
земледелия. Отрасли современного растениеводства. Технология
растениеводства

Формировать представление о современном сельском хозяйстве.
Различать отрасли: земледелие и
растениеводство. Классифицировать технологии земледелия.
Различать отрасли современного
растениеводства. Формировать
представление о технологии растениеводства

8

Технологии животноводства

1

Животноводство. Этапы развития
животноводства. Отрасли современного животноводства. Промышленные технологии животноводства

Знакомиться с животноводством.
Осмысливать этапы развития животноводства.
Знакомиться с отраслями современного животноводства.
Формировать представление о технологическом цикле получения животноводческой продукции.
Формировать представление о промышленных технологиях животноводства

9

Технологии агропромышленного
производства

1

Агропромышленный комплекс
(АПК). Структура отраслей АПК.
Основные этапы технологии

Формировать представление
об агропромышленном комплексе. Знакомиться со структурой

Продолжение
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

АПК. Технология защиты растений. Реализация сельскохозяйственной продукции

отраслей АПК.
Осмысливать последовательность
выполнения основных этапов технологии АПК.
Знакомиться с технологией защиты
растений.
Рассматривать возможные пути реализации сельскохозяйственной продукции.
Составлять технологическую цепочку изготовления хлебобулочных изделий

10

Технологии лёгкой промышленности

1

Лёгкая промышленность. Под­
отрасли лёгкой промышленности.
Текстильная промышленность

Формировать представление о лёгкой
промышленности. Знакомиться с подотраслями лёгкой промышленности. Рассматривать технологию получения текстильных материалов из
различного сырья.
Готовить сообщение о технологии
получения сырья для кожевеннообувного производства

11

Технологии пищевой промышленности

1

Пищевая промышленность. Группы отраслей пищевой промышленности. Деление групп предприятий

Формировать представление о современной пищевой промышленности.

пищевой промышленности на различные производства. Обработка
пищевого сырья. Переработка
продуктов животноводства.
Рыбная промышленность.
Плодоовощная промышленность.
Технологический цикл в пищевой
промышленности

Итого

Выделять группы отраслей пищевой
промышленности. Знакомиться
с делением групп предприятий
пищевой промышленности на различные производства. Формировать
представление о способах обработки
пищевого сырья.
Знакомиться с переработкой продуктов животноводства, с трудовыми операциями по разделке туш
животных, формированию полуфабрикатов и выпуску мясных
консервов.
Формировать представление о рыбной промышленности. Знакомиться с плодоовощной промышленностью.
Осмысливать суть технологического
цикла в пищевой промышленности

34

11 класс
12

Природоохранные технологии

1

Природоохранные технологии.
Экологический мониторинг.
Основные направления охраны
природной среды

Формировать представление об экологическом мониторинге.
Осмысливать значение экологической экспертизы

Продолжение
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

13

Переработка бытового мусора и
промышленных
отходов

1

Экологически чистые и безотходные производства. Переработка
бытового мусора и промышленных отходов

Формировать представление об экологически чистом и безотходном
производстве. Осмысливать значение переработки бытового мусора
и промышленных отходов, сущность безотходных технологий (производств). Представлять производственный цикл деревообрабатывающей промышленности

14

Рациональное использование земель, минеральных ресурсов,
водных ресурсов

2

Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Оборотное водоснабжение. Ответственность за сохранение гидросферы

Формировать представление о рациональном использовании земельных,
минеральных и водных ресурсов.
Знакомиться с существующими мероприятиями по очистке водоёмов.
Представлять, как используется вода в замкнутом контуре предприятия.
Знакомиться с мероприятиями по
борьбе с загрязнением водоёмов

15

Электротехнологии

1

Основные виды промышленной
обработки материалов.

Формировать представление
о видах современных электротех-

Электротехнологии и их применение

нологий и их использовании.
Рассматривать электронно-ионную
или аэрозольную технологию.
Знакомиться с методами магнитной
очистки, магнитоимпульсной обработки и прямого нагрева. Изучать
виды сварки: электрическую, дуговую, контактную.
Осмысливать возможность использования для технологических целей
явления разрушения — эрозии

16

Лучевые технологии

1

Лучевые методы обработки. Лазерная обработка материалов.
Электронно-лучевая обработка.
Электронно-лучевое резание и
прошивка. Электронно-лучевая
плавка

Формировать представление о лучевых методах обработки. Знакомиться с видами обработки материалов:
лазерной, электронно-лучевой.
Знакомиться с использованием
электронно-лучевого резания и
прошивки, электронно-лучевой
плавки

17

Ультразвуковые
технологии.
Плазменная обработка

2

Ультразвуковые технологии:
сварка и дефектоскопия. Ультразвуковая размерная обработка.
Ультразвуковая очистка. Ультразвуковая сварка.
Плазменная обработка: напыление, резка, сварка. Порошковая
металлургия

Знакомиться с сущностью и областью применения ультразвуковых
технологий. Формировать представление об ультразвуковой размерной
обработке, ультразвуковой очистке,
ультразвуковой сварке, ультразвуковой дефектоскопии.
Знакомиться с принципом плазменной обработки материалов.

Продолжение
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

Формировать представление о плазменном нанесении покрытий (напылении и наплавке), плазменной резке и сварке, плазменных технологиях в порошковой металлургии,
плазменно-механической обработке
материалов.
Рассматривать примеры их использования
18

Технологии послойного прототипирования

1

Технологии послойного прототипирования и их использование

Формировать представление о методе послойного прототипирования и
области его применения.
Знакомиться с лазерной и масочной
стереолитографией. Рассматривать
суть и использование методов избирательного лазерного спекания, наплавления, ламинирования, трёхмерной печати

19

Нанотехнологии

1

Нанотехнологии. Основные
понятия. Технология поатомной
(помолекулярной) сборки. Перспективы применения нанотехнологий

Формировать понятия «наноматериал», «наночастица».
Рассматривать перспективы использования нанотехнологий.
Готовить и проводить презентацию

с описанием новых перспективных
технологий
20

Новые принципы
организации современного производства

1

Пути развития современного индустриального производства.
Ра- ционализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных товаров
в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологические машины.
Глобализация системы мирового
хозяйствования

Формировать понятия «рационализация», «стандартизация», «конвейеризация» производства.
Понимать сущность непрерывного
(поточного) производства.
Знакомиться с гибкими производственными системами.
Формировать понятие «глобализация системы мирового хозяйства»

21

Автоматизация
технологических
процессов

1

Автоматизация производства на
основе информационных технологий. Изменение роли человека в
современном и перспективном
производстве. Понятия «автомат»
и «автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Применение
на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами
(АСУТП). Составляющие АСУТП

Рассматривать результаты автоматизации и компьютеризации производства.
Осознавать, что даёт использование
гибкого автоматизированного производства и из чего оно состоит.
Формировать понятия «автомат»
и «автоматика», «гибкая и жёсткая
автоматизация».
Осмысливать, где применяются на
производстве АСУТП

Продолжение
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

Раздел 3. Профессиональное самоопределение и карьера
1

Понятие профессиональной деятельности

2

Виды деятельности человека.
Профессиональная деятельность,
её цели, принципиальное отличие
от трудовой деятельности.
Человек как субъект профессиональной деятельности.
Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения
труда. Специализация как форма
общественного разделения труда
и фактор развития производства.
Понятие кооперации. Понятие
специальности и перемены труда.
Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства

Осознавать, что такое профессио­
нальная деятельность, её цели и
функции.
Осознавать, что является факторами успеха в профессиональной деятельности.
Формировать представление о разделении, специализации и кооперации труда.
Получать представление о существующих формах разделения
труда.
Различать понятия «профессия»
и «специальность».
Осознавать разницу между специализациями: отраслевой, предметной, стадийной (технологической),
функциональной, профессиональной, квалификационной

2

Сферы, отрасли,
предметы труда

1

Материальная и нематериальная
сферы производства, их состав,

Формировать представление о материальной и нематериальной сферах

и процесс профессиональной
деятельности

3

Нормирование и
оплата труда

1

соотношение и взаимосвязи­. Особенности развития сферы услуг.
Формирование межотраслевых
комплексов. Сферы и отрасли
профессиональной деятельности.
Предметы труда. Средства производства: предметы труда, средства труда (орудия производства).
Технологический процесс.
Продукты производственной
(преобразовательной) деятельности: товары, услуги

производства, их составе, соотношении и взаимосвязи. Осознавать особенности развития сферы услуг.
Знакомиться с формированием межотраслевых комплексов. Рассматривать сферы и отрасли профессиональной деятельности, предметы
труда, производство как преобразовательную деятельность.
Изучать составляющие производства. Формировать представление о
средствах производства: предметах
труда, средствах труда (орудиях
производства); технологическом
процессе. Формировать понятие
«продукты производственной
(преобразовательной) деятельности»:
товары, услуги

Система нормирования труда,
её назначение. Виды норм труда.
Организации, устанавливающие
и контролирующие нормы труда.
Тарифная система и её элементы:
тарифная ставка и тарифная сетка

Изучать нормативные производственные документы. Формировать
понятия «нормирование труда»;
«норма труда»; «норма численности»; «норма управляемости»;
«норма выработки».
Знакомиться с тарифной системой,
тарифной ставкой, тарифной сеткой. Осмысливать назначение тарифно-квалификационных справочников

Продолжение
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

4

Система оплаты
труда

2

Система оплаты труда. Сдельная,
повременная и договорная формы
оплаты труда. Виды, применение
и способы расчёта. Роль форм заработной платы в стимулировании труда

Определять вид оплаты труда для
работников определённых профессий.
Формировать представление о видах
оплаты труда и понимать разницу
между ними

5

Культура труда

2

Понятие культуры труда. Составляющие культуры труда. Технологическая дисциплина. Организация рабочего места. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная
организация труда. Обеспечение
охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности

Осмысливать, что входит в понятие
«культура труда».
Формировать понятие о научной организации труда.
Знакомиться с мерами обеспечения
безопасности и мерами по охране
труда

6

Профессиональная этика

2

Понятия «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как
учение о законах нравственного
поведения. Профессиональная
этика и её виды

Осмысливать, что означают понятия «этика», «мораль» и «нравственность».
Формировать представление о нормах поведения и профессиональной
этике.
Рассматривать виды профессиональной этики

7

Этапы профессионального становления

1

Этапы и результаты профессио­
нального становления личности.
Выбор профессии. Профессиональная обученность. Профессиональная компетентность. Профессиональное мастерство. Профессиональное творчество

Знакомиться с основными этапами
профессионального становления.
Формировать понятия «профессио­
нальная обученность», «профессиональная компетентность», «профессиональное мастерство».
Рассматривать значение профессионального творчества

8

Профессиональная карьера

1

Понятия «карьера», «должностной рост», «призвание». Факторы, влияющие на профессиональную подготовку и профессиональный успех. Планирование
профессиональной карьеры

Формировать понятия «профессиональная карьера», «должностной
рост», «призвание».
Осмысливать, из чего складывается
профессиональная подготовка.
Планировать будущую профессио­
нальную карьеру и правильно оценивать собственные профессио­
нальные данные

9

Рынок труда и
профессий

1

Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложение на различные виды профессионального­
труда. Способы изучения рынка
труда и профессий

Рассматривать способы изучения
регионального рынка труда.
Изучать содержание трудовых действий, уровня образования, заработной платы, мотивации, удовлетворённости трудом работников различных профессий.
Осмысливать, что такое рынок труда и профессий, конъюнктура рынка труда и профессий.

Продолжение
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

Знакомиться со способами изучения
рынка труда и профессий.
Находить источники информации
о рынке труда и профессий.
Знакомиться с деятельностью центров профконсультационной помощи
10

Виды профессионального образования

1

Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное
образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке
образовательных услуг

Изучать региональный рынок образовательных услуг. Осмысливать,
в чём различия общего и профессионального образования.
Знакомиться с видами профессионального образования.
Рассматривать формы получения
профессионального образования.
Осмысливать, что входит в понятие
«рынок образовательных услуг».
Находить нужную информацию
о рынке образовательных услуг

11

Трудоустройство.
С чего начать?

2

Профессиональное резюме. Формы самопрезентации.
Автобиография как форма

Знакомиться с существующими видами самопрезентации.
Рассматривать сущность и назначе-

самопрезентации для профессио­нального образования и трудо­
устройства. Типичные ошибки
при собеседовании. Правила самопрезентации при посещении
организации

ние профессионального резюме и
автобиографии.
Формировать представление о правилах поведения при собеседовании.
Составлять профессиональное резюме, автобиографию

Раздел 4. Планирование профессиональной карьеры
1

Цели и задачи
проекта

1

Определение жизненных целей и
задач. Составление плана дей
ствий по достижению намеченных целей. Выявление интересов,
способностей, профессионально
важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора
учебного заведения

Определять цели и задачи проекта.
Планировать свои действия по достижению намеченных жизненных
целей

2

Ориентация в мире профессий

1

Профессиональные центры. Знакомство с миром профессий

Знакомиться с работой центров оказания профессиональной консультации.
Выявлять профессиональные интересы

3

Обоснование выбора профессии

1

Необходимость осознанного выбора профессии. Выявление интересов, способностей

Обсуждать осознанный выбор профессии.
Проводить тестирование

Окончание
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

4

Пути получения
профессии

1

Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное
образование. Послевузовское профессиональное образование

Обосновывать выбор учебного заведения

5

Поиск работы в
ситуации непоступления в
учебное заведение

1

Поиск работы. Центры занятости

Рассматривать возможности трудоустройства выпускника школы.
Делать вывод о трудоустройстве и
определять пути поиска работы в
случае непоступления в учебное заведение

6

Оценка и защита
проекта

1

Самопрезентация. Презентация.
Защита проекта

Готовить презентацию. Готовить доклад.
Защищать разработанный проект

Итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 52 2-19-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».